Ya Metrika Fast


English version

ИИ не крадёт вашу работу, а создаёт новую для тех, кто сможет его использовать

Окно возможностей — 22 октября 2025 12:00
0
Изображение 1 для ИИ не крадёт вашу работу, а создаёт новую для тех, кто сможет его использовать

Возможно ли сегодня выбрать профессию, которая не исчезнет завтра? Как теперь учиться, если учебники устаревают быстрее, чем мы успеваем их напечатать? И готова ли казахстанская система образования к тому, что через несколько лет на рынке труда появятся десятки новых профессий, о которых ещё никто не знает? Эти вопросы всё чаще задаёт себе молодёжь, входящая во взрослую жизнь в эпоху, когда технологии меняют не только экономику, но и природу труда.

Во всём мире генеративный искусственный интеллект перестраивает рынок труда с небывалой скоростью. Исследование Microsoft Research, опубликованное этим летом, показало: более 80% работников сейчас выполняют задачи, которые вскоре могут быть автоматизированы ИИ. По оценке Министерства труда Республики Казахстан, примерно 25% всех рабочих мест в стране подвержены высокому риску автоматизации и более миллиона могут быть заменены генеративным ИИ. В основном это офисные и вспомогательные профессии, операторы, кассиры, курьеры, – те, где большую часть задач можно формализовать и описать в коде.

При этом, вопреки распространённому страху, полная замена человека машиной грозит немногим. Скорее, происходит иное – трансформация содержания работы. Технология берёт на себя рутину, а человеку остаётся всё, что связано с интерпретацией, креативом, управлением и ответственностью. Эта логика меняет само понятие профессии: теперь ценится не столько то, что человек умеет делать, сколько то, как быстро он способен учиться новому и взаимодействовать с технологиями.

В отчёте Microsoft Research профессии делятся на четыре категории: заменяемые, дополненные, нейтральные и усиливаемые. К последним относятся аналитики, журналисты, маркетологи, юристы, инженеры и преподаватели – те, кого технологии делают эффективнее, а не безработными.

Мир труда становится гибридным: человек и алгоритм работают в паре. Чем выше способность человека критически оценивать, креативно мыслить и объяснять решения, тем больше у него шансов не просто остаться востребованным, а возглавить новую экономику.

Изображение 2 для ИИ не крадёт вашу работу, а создаёт новую для тех, кто сможет его использовать

При этом, ИИ не только вытесняет рутину, но и создаёт спрос на новые типы компетенций. Появляются новые специализации, которых ещё три года назад либо было совсем мало, либо вовсе не существовало: инженеры по машинному обучению и инженеры данных, дизайнеры промптов, специалисты по внедрению и этике ИИ, программисты систем безопасности, аналитики генеративных систем и так далее.

Два года назад минтруда спрогнозировали появление 239 новых профессий уже к 2030 году, ещё почти сотня, по данным их исследования, изменится радикально. Растущий спрос виден в инженерных, цифровых и педагогических направлениях. Отмечается, что дефицит кадров в IT и технических профессиях остаётся хроническим. В Астане, Алматы и Шымкенте спрос на специалистов в области анализа данных и искусственного интеллекта в разы вырос за два года.

Инженеры, техники, специалисты по автоматизации становятся новыми «нефтяниками» страны, только вместо буровых вышек – дата-центры и алгоритмы. И если использовать этот момент правильно, Казахстан может не догонять, а войти в первую волну стран, сумевших превратить технологический сдвиг в конкурентное преимущество.


Изображение 3 для ИИ не крадёт вашу работу, а создаёт новую для тех, кто сможет его использовать

Однако ключевой вопрос тут не столько в том, какие профессии будут востребованы, сколько в том, можно ли их освоить здесь и сейчас.

Казахстан уже начал движение: как уже сообщалось ранее, в школах, колледжах и вузах сейчас проходит пилот по обучению основам ИИ. К тому же, онлайн-программу Day of AI, созданную на базе Массачусетского технологического института, Национальная академия образования имени Ыбырая Алтынсарина вскоре намерена перевести и на казахский и русский языки, а курсы для учителей позволяют не просто «ознакомиться», а внедрять ИИ в учебные проекты. Министерство науки и высшего образования заключило партнёрство с Coursera: университеты разрабатывают локальные курсы, часть из которых адаптируется под казахский язык. Это первые шаги к трёхязычному ИИ-образованию, где знания доступны не только по-английски, как раньше.

Но пробелов всё ещё много. На казахском языке пока нет актуальных учебников по анализу данных, машинному обучению, автоматизации. Нет полного корпуса лабораторных практикумов и открытых наборов данных, необходимых для обучения студентов-инженеров. Более того, даже русскоязычные материалы часто устаревают быстрее, чем успевают попасть в методички. Образовательная система сталкивается с той же скоростью изменений, что и рынок труда: знания обновляются каждый месяц, и преподаватели должны учиться не медленнее, чем их студенты. Появление новых профессий требует не только обновлённых программ, но и нового типа педагогов – не просто «носителей знаний», а «навигаторов по быстро меняющемуся миру».

Позитивный момент в том, что государственная политика осознала масштаб перемен. По поручению президента Касым-Жомарта Токаева создаётся исследовательский университет искусственного интеллекта, а также национальная онлайн-платформа переподготовки кадров. Это значит, что обучение профессиям будущего будет доступно в любом регионе, а не только в крупных городах. На фоне этих шагов ИИ становится не угрозой, а стимулом для системного обновления образования, технологий и самого понимания того, как и зачем мы учим.

Для казахстанской молодёжи это уникальное окно возможностей. Никогда прежде переход от старой экономики к новой не происходил так быстро. Чтобы войти в этот мир, не нужно десятилетий, – достаточно нескольких месяцев интенсивного обучения и постоянной практики. Молодые люди, владеющие цифровыми инструментами, языками и способные использовать ИИ как партнёра, а не конкурента, становятся носителями нового типа капитала – интеллектуального и технологического. Для них рынок будущего открыт, а географические границы теряют значение.

Главный вопрос сегодня: успеет ли система образования и рынок труда сделать этот переход синхронно с миром? Мы можем ждать, пока технологии «приедут» из-за рубежа, или можем начать формировать собственную школу ИИ уже сейчас – двуязычную, доступную, с опорой на национальные ценности. Каждый новый курс на казахском языке и каждый преподаватель, освоивший работу с ИИ, – это кирпич в фундамент будущей экономики.

Мир меняется быстрее, чем когда-либо, ИИ учится каждый день, и нам придётся учиться вместе с ним. Реакцией на перемены может быть тревога, но куда важнее готовность адаптироваться. Пока одни боятся, что искусственный интеллект «заберёт» их работу, другие уже создают новые профессии, открывают лаборатории, переводят курсы, пишут промпты и проектируют решения для реальных задач. И именно в этом – ещё одно окно возможностей Казахстана.


Максим Елизаров

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.