Информационная система «е-КТРМ»: Кризис в техническом регулировании Казахстана требует вмешательства Президента
Специалисты отрасли направили Открытое обращение Президенту Республики Казахстан, сообщает Exclusive.kz.
Казахстанская система технического регулирования и метрологии столкнулась с серьезным кризисом, вызванным нестабильной работой информационной системы «е-КТРМ». Участники рынка бьют тревогу: многочисленные технические сбои и функциональные ограничения системы не только парализуют работу предприятий, но и подрывают доверие к национальной системе технического регулирования в целом.
К чему приводит нестабильная работа «е-КТРМ»?
Проблемы в работе ИС «е-КТРМ» имеют далеко идущие последствия:
- Экономические потери: Задержки выпуска продукции на границе, срыв внешнеэкономических поставок, финансовые потери предприятий из-за вынужденных простоев.
- Снижение доверия: Рост числа жалоб от казахстанских и зарубежных компаний, работающих в сфере технического регулирования, а также со стороны торговых партнеров в ЕАЭС и за его пределами.
- Репутационные риски: Увеличение числа ошибок в документах, отсутствие актуальной информации в реестрах, что ставит под сомнение легитимность национальной системы технического регулирования.
- Угроза безопасности: Отсутствие в реестре ЕАЭС информации о выданных документах по подтверждению соответствия создает риски попадания на рынок небезопасной продукции.
Крики о помощи остаются без ответа
Несмотря на неоднократные обращения специалистов отрасли к уполномоченным органам, проблема остается нерешенной. Многочисленные письма и аналитические документы, направленные в Министерство торговли и интеграции РК, Кабинет Министров и Комитет технического регулирования и метрологии, остались без должной реакции. Петиции на портале «е-Otinish», обсуждения на заседаниях Общественного совета МТИ РК и на площадке НПП РК «Атамекен» также не принесли ощутимых результатов.
На карту поставлено будущее системы технического регулирования Казахстана
Проблема функционирования ИС «е-КТРМ» выходит за рамки технических неполадок. На кону – не только экономическая стабильность бизнеса, но и репутация Казахстана на международной арене, а также безопасность граждан. Нестабильная работа системы создает риски для потребителей и подрывает национальную систему оценки соответствия.
Обращение к Президенту – последняя надежда
В связи с серьезностью ситуации, участники системы технического регулирования и метрологии обращаются к Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Кемелевичу с просьбой о незамедлительном вмешательстве. Они просят:
- Провести проверки законности: ИС «е-КТРМ» была внедрена без необходимых нормативных документов. Необходимо проверить законность ее внедрения, сбора и хранения персональных данных пользователей, а также отсутствия в Едином реестре сертификатов выданных документов.
- Разобраться с финансовыми вопросами: Проверить законность использования ИС «е-КТРМ» на предмет ограничения прав отечественных товаропроизводителей/субъектов аккредитации, целевое использование бюджетных средств при разработке и внедрении ИС «е-КТРМ».
- Привлечь к ответственности виновных: Провести расследование и привлечь к ответственности уполномоченных лиц за отсутствие должного контроля при разработке и внедрении ИС «е-КТРМ», за бездействие в решении возникших несоответствий.
- Создать рабочую группу: Сформировать рабочую группу по оперативной доработке и устранению несоответствий в ИС «е-КТРМ» с обязательным включением в ее состав представителей НПП РК «Атамекен», отраслевых ассоциаций и экспертов.
Республика Казахстан рискует потерять достижения в сфере технического регулирования
Республика Казахстан долгие годы и упорно строила свою систему технического регулирования, а по некоторым вопросам мы обогнали многие страны бывшего советского союза. Сейчас велик риск сломать систему, не построив новую и не задумываясь о последствиях
говорится в обращении.
Стабильная и корректная работа ИС «е-КТРМ» является необходимым условием для поддержки национальной экономики, развития промышленности и обеспечения безопасности граждан. Решение этой проблемы требует немедленного вмешательства Президента Республики Казахстан.
Фото gov.kz
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.



Как можно было всех загнать в эту сырую, неработающую систему!!! Когда нас услышат! Когда все будет для народа!!! Все хуже и хуже!
Потеря времени, нервов. Весь мир идет к облегчению труда, а эта система усложняет работу. Каждый раз садясь молишься, чтоб работала хотя бы какое то время.
Работаем в этой программе с ноября 2023 года с каждым днем работать в системе Е-КТРМ становятся все хуже и хуже.Своевременно не можем выписывать сертификаты о поверке так как постоянно программа зависает, приходится брать работу домой мало того что постоянно происходит ошибка не присваивается номер сертификата и стоит статус черновик. Нет четких инструкций по работе с заявками из последнего опыта создала заявку на расширение по инструкции в итоге заявка и область аккредитации неправильно были созданы хотя тех поддержка на конференции (Технической учебы) сотрудники техподдержки проводили демонстрацию по заявке на расширение как оказалось не правильно, что приводит к мнению что техподдержка не обладает алгоритмом работы по заявкам субъектов аккредитации. Постоянно пропадают сведения из паспорта лаборатории.Также появляются чужие данные в паспорте лаборатории что доказывает о том что система не безопасна. Также при обновление сертификатов о калибровке и обновлении данных по персоналу в кладке внесении изменение в паспорт, данные не сохраняются либо потом исчезают. Так же тех поддержка ни когда своевременно не объявляют о проводимых работах, либо вводимых изменения в программе. Нет четких данных по заявкам, на какой стадии находится заявка к кому она отписана приходится звонить в НЦА и узнавать. До сих пор не решилась проблема по металлическим клеймам, подавали заявку в 2024 на металлические клейма у нас 2 поверителя к каждому поверителю присваивается свое клеймо и в системе должно быть у каждого поверителя свое клеймо, но однако при выборе клейма в сертификате выходит сразу 2, мы вышли из положения сами внесли повторно.Изначально так и работало но техподдержка не хочет признавать что блок по металлическим клеймам не работает правильно либо не понимают как правильно должно быть.
Идея данной система хорошая, но исполнение ужасное! Прошло 2 года как все лаборатории перешли в е-КТРМ и казалось бы, что сейчас должны были отработать все недочеты, но с каждым днем появляется все больше и больше недочетов. Нет обратной связи от техподдержки, нет инструкций, нет утвержденного времени по отработке жалоб на систему. При редких случаях ответа техподдержки, они не понимают о чем идет речь, люди не компетентны, агрессивны даже. При возникшей проблеме КТРМ, КазСтандарт и НЦА перекидывают ответственности друг на друга, пинают тебя как мяч туда-сюда.
Единственное, просто нормализуйте работу сайта, дайте нам возможность работать и работать комфортно.
Система недоработана. Из пяти заявок четыре обязательно требуют вмешательства технической поддержки. Не было ни одного дня, чтобы наша работа обходилась без помощи техподдержки. Потери времени на постоянное решение этих проблем колоссальны. При этом разработчики настойчиво уверяют, что система функционирует отлично, что демонстрирует их полное нежелание признать реальное положение дел.Из-за этого весь рабочий процесс парализован.
Работаю с ИС е-КТРМ с ноября 2023 года, и действительно, с каждым годом все хуже и хуже.
1. Нет полных инструкций по всем вопросам, которые с каждыми техническими работами, еще больше увеличиваются;
2. Нет четкого распределения к кому по возникшим вопросам обращаться: в НЦА, в КазСтандарт, в КТРМ, в техподдержку. Каждый раз каждое ведомство от себя отводит разрешение возникающих вопросов.
Пример, апрель-май 2024 г.: в ZOOM-конференции Технической учебы (как громко она называется!!!) техподдержка говорит, что вопрос в ведением в ИС е-КТРМ кодов ТН ВЭД, обращайтесь в КазСтандарт. Массово субъекты отправляют обращения в КазСтандарт и дождались выхода представителей КаСтандарта в ZOOM-конференции, который также сказал, что не уполномочены заниматься этим вопросом. Итог: это, оказывается, уполномочен на разрешение вопроса НЦА. Но это решалось в течение 2-х месяцев, а субъекты страдали и не могли внести корректные данные в области аккредитации в ИС е-КТРМ.
Уважаемые органы власти!!! Разберитесь в своих полномочиях сначала, чтобы запустить рабочую ИС для пользователей, чтобы те исполняли изданные Вами приказы.
3. Сотрудники технической поддержки не компетентны в вопросах аккредитации и это четко прослеживается в ZOOM-конференции, когда субъекты пытаются объяснить свои возникшие проблемы, а техподдержка отвечает шаблоном: «Оставьте свое обращение на сайте и мы его возьмем в работу», только нет никаких регламентированных сроков на устранение имеющихся обращений, а иногда требуется решение именно сейчас!!!
Почему в НЦА есть разделения на направления деятельности субъектов аккредитации, а в техподдержке отсутствует разделения по направлениям?
Почему с субъектов требуют обучение по ГОСТ ISO/IEC ГОСТ 17025-2019, а техподдержка не обладает первичными знаниями для разрешения возникающих вопросов субъектов?
И может все-таки функционал «Технической учебы» ZOOM-конференций перевести в формат обучения, а не в решение проблем каждого субъекта индивидуально, установив ежемесячный план для каждого направления? Это еще раз доказывает не компетентность персонала техподдержки, а если глубоко копать, то и разработчиков, хотя опять же требования аккредитационного органа от субъектов — подтверждение компетентности персонала субъектов, но никак не наоборот, т.е. в отношении персонала техподдержки и разработчиков!!!
3. Сайт ИС е-КТРМ заявляет о своих контактах, но только ни дозвониться, ни дописаться не возможно, особенно когда нужно своевременно решить вопрос с возникшей проблемой при работе на сайте, а остается только написать обращение в техподдержку на сайте, ждать (неизвестно сколько времени), пока решат твой вопрос и каждый вторник, четверг выходить в ZOOM-конференцию, чтобы заявить о своем обращении, техподдержка пообещает взять в работу твое обращение, и опять приходиться ждать неизвестно сколько времени!!!
4. Нет своевременного уведомления о проведении технических работ — субъекты об этом стали узнавать из статуса в ватсап!!! Вот такое отношение к пользователям ИС е-КТРМ: если бы такую информацию пользователи, например, е-GOV получали также? Пользователи e-Gov получают уведомление с помощью СМС или в личных кабинетах пользователей, почему нельзя применить такой же формат уведомлений с пользователями ИС е-КТРМ, которые точно также вносят свои контактные данные в эту систему?
5. Организаторы ИС е-КТРМ не рассматривают тот момент, что идет полное нарушение Трудового законодательства, т.к. субъекты вынуждены выполнять объем работы во вне рабочего времени, т.к. при нестабильной работе работе ИС е-КТРМ объем работы накапливается постоянно, т.к. у каждого субъекта есть ежемесячный план от организации, а также идет полное пересечение между субъектами: метрологи не могу своевременно выписать сертификаты о поверке, а другие субъекты не могут вовремя получить сертификаты о поверке приборов, для того, чтобы проводить испытания; субъекты ОПС не могут своевременно зарегистрировать заявки от заявителей, чтобы передать опять же объекты испытаний в лаборатории, у которых также имеются сроки для выполнения качественных анализов, на основании которых будет выписываться декларация; и т.д.
6. Из-за нестабильной работы ИС е-КТРМ несут убытки предприятия РК, которые вынуждены накапливать не выполненные ежемесячные объемы работ, а оплачивать заработную плату работникам и оплачивать налоги нужно опять же по законодательно установленным срокам;
Субъекты/заявители убедительно просят для дальнейшего пользования ИС е-КТРМ сначала протестировать ресурс, наладить работу технической поддержки, проанализировать компетентность персонала технической поддержи и разработчиков, внедрить через полное обучение субъектов/заявителей, а только потом требовать своевременно издавать приказ, что все работы субъектов/заявителей должны проводиться только в ИС е-КТРМ!!!
Система за свое существование, так и не работала нормально
Ни одно направление за три года существования этой системы не работает.
Я автор обращения, единственное, что мы хотим, что бы система работала стабильно и обеспечивала свои задачи, т.е. безопасность и здоровья граждан Казахстана
Верните Е-окно
Заявители не могут отправить свои заявки, а ОПС не может их по-человечески отработать!!! весь Казахстан УМОЛЯЮТ техподдержку устранить проблемы, но с каждым новым обновлением все хуже и хуже.
Недоработанная программа, которая влияет на БИЗНЕС заявителей и ментальное здоровье специалистов
Мучаемся с этой программой третий год, с каждым обновлением программа ухудшается, проблемы нарастают как снежный ком, техподдержка не отвечает, хотя создали кучу чатов в телеграмм. Последняя надежда на нашего Президента.
ужасная платформа. Третий год сплошные мучения,конца и края им не видно.