Иногда нужно просто не молчать, чтобы что-то поменять
В алматинском пространстве BULT состоялся показ 10 спектаклей и эскизов Лаборатории документального театра. Проект объединяет профессиональных актеров, режиссеров и обычных горожан. Постановки основаны на реальных историях казахстанцев, собранных через личные интервью.
Звонок, на который ответят
«Звонок, на который ответят» – так называется спектакль, посвященный работе фонда «Немолчи.kz».
Зрители услышали реальные истории людей, которые ежедневно борются за права тех, кто столкнулся с насилием.
Постановка сочетает силу документального текста с минималистичным визуальным языком, чтобы направить внимание на главное – человеческие судьбы и значимость поддержки. «Звонок, на который ответят» – это возможность увидеть проблему глубже и ощутить, как важно не оставаться равнодушным.
Рассказывает режиссер постановки Диана Бекет:
«По образованию я режиссер документального кино. Сейчас я снимаю фильм про фонд «Немолчи.kz». В этом году увидела объявление про лабораторию документального театра. Так появился этот спектакль».
В спектакле рассказаны две истории – девушки, которая работает на горячей линии и сооснователя фонда «Немолчи.kz»Алмата Мухамеджанова (супруг основательницы фонда Дины Тансари).
«Их интервью озвучили Дмитрий Соболев и Айсулу Тастан. В документальном театре часто используется прием «хэдфонс» – когда актер слышит через наушники смонтированное интервью и передает своим голосом. Актер выступает как ретранслятор или посредник, не подключая игру. Поэтому здесь нет много репетиций, важнее сочувствие, сопереживание и эмпатия», – рассказала режиссер.
По словам Дианы Бекет, на нее произвел впечатление самый первый резонансный пост Дины Тансари.
«В свое время, когда вышел самый первый пост Дины Тансари об ее опыте изнасилования, меня поразило, что женщина может открыто, не боясь общественного осуждения, сказать об этом.
Пост в Фейсбуке смог перерасти в общественное движение, которое меняет сознание целого народа. Кто-то один, просто сказав о чем-то, может многое поменять», – уверена Диана Бекет.
Қан
Еще один документальный спектакль – «Қан» («Кровь») посвящен январским событиям.
Что произошло в Алматы 4-7 января 2022 года? В считанные часы мегаполис захватил хаос. Много разных мнений и версий, до сих пор нет точных данных о количестве погибших, растерзанный город, закрытые разбирательства – это все произошло с нами. Мы стали участниками и свидетелями, но до сих пор точно не знаем, что это было.
Зрители услышали четыре истории о том, как люди переживали кровавый январь в разных обстоятельствах.
Режиссером спектакля стала 18-летняя Мария Воробьева.
«Январские события – это коллективная травма для казахстанцев и об этом необходимо говорить. Я спрашивала у знакомых, искала людей, у которых можно взять интервью. В итоге получились четыре истории.
Первая – журналистки, которая делала репортаж с места событий возле захваченного аэропорта. Вторая история – девушки, которая оказалась в центре событий вместе с мирными гражданами.
Также я включила интервью сотрудницы радио, которое находится на Новой площади и девушки, которая вела в это время дневник», – рассказывает Мария Воробьева.
По словам девушки, после спектакля она получила много откликов и слов благодарностей от зрителей.
«Я планирую дорабатывать спектакль, продолжать разбираться в деталях и включить новые истории. В будущем я планирую стать журналисткой, поэтому мне очень интересен документальный театр», – делится планами режиссер.
Про театр Adamdart
Adamdart – инклюзивный театр, который существует в Алматы уже третий год. В творческом коллективе работают люди с ментальными и физическими особенностями.
Основатель театра – Андрей Пащенко, который переехал в Казахстан из России.
«Я приехал в Алматы из Екатеринбурга три года назад. Занимался социальным и документальным театром в России, окончил магистратуру ГИТИСа по этой специальности, и продолжил любимое дело в Алматы.
Вижу, что в Казахстане есть интерес к социальному театру. Для людей важно, чтобы спектакль помогал исследовать чувства, отрефлексировать какие-то события. Например, на показ документальных спектаклей был полный sold out. Мы планируем продолжать развивать социальный и инклюзивный театр в Алматы», – говорит Андрей Пащенко.
Один из проектов театра недавно был осуществлен совместно с фондом onco_senim, который оказывает помощь онкопациентам. Участницы фонда стали актрисами и рассказали о «старой» Алма-Ате и своем детстве. Так появился спектакль-чаепитие «Пинуши».
«Объединившись, мы два месяца работали над документальным спектаклем. Во время репетиции поняли, о чем мы можем говорить бесконечно, увлеченно и тепло: о детстве и о городе нашего детства.
Спектакль переносит зрителей в атмосферу родного города, где звучат отголоски детства, наполненные теплом, радостью и тихой грустью. Это истории о дворе, о первом велосипеде, о запахе маминых пирогов и старой лавочке у подъезда.
Звуки улиц, свет вечерних фонарей и запах дождя, когда счастье было таким простым. Это не только рассказ о городе, но и история о том, как важно сохранить в себе ребёнка, несмотря на взрослую жизнь», – рассказывает куратор лаборатории документального театра Дмитрий Соболев.
Про лабораторию документального театра
Лаборатория документального театра – часть независимого социального проекта Adamdart. Куратор лаборатории – Дмитрий Соболев, который также приехал в Алматы из России.
«С апреля этого года мы встречаемся раз в неделю. Наша лаборатория открыта для всех желающих, также всегда можно вступить в наш чат в WhatsApp.
В нашем чате 67 человек, активных участников лаборатории сейчас около 30. Это уже второй открытый показ эскизов и спектаклей.
Теперь хочется, чтобы театр выходил в город, к людям, меняя локации. Главная идея – вовлечь людей, чтобы мы вместе исследовали важные вещи и учились проживать события и эмоции», – говорит Дмитрий Соболев.
Еще одна важная инициатива театра Adamdart – проект adamdar+, который приглашает людей старше 50 лет попробовать себя в актерском мастерстве.
Проект предполагает регулярные тренинги, постановку спектаклей и перфомансов, развитие внимания к себе и окружающему пространству и создание безопасной творческой среды для диалога с партнерами и зрителями.
Фото: пресс-служба театра
Комментариев пока нет