Иностранное вмешательство, массовый десант наблюдателей и интерес «иноагента» - Exclusive
Поддержать

Иностранное вмешательство, массовый десант наблюдателей и интерес «иноагента»

Массовые протесты вынудили грузинский парламент принимать так называемый закон об иноагентах. Напомним, нечто подобное пытались внедрить в нашей стране под предлогом недопущения иностранного влияния на выборный процесс. Получилось половинчато, но это не охладило интерес зарубежных наблюдателей к выборному процессу в нашей стране. Более того, геополитическая обстановка усугубляет этот интерес, и теперь важно, как на все это отреагируют Акорда и МИД РК. 

Вычислить «иноагента»

Все началось год назад – с мартовского послания президента, в рамках которого был озвучен очередной пакет политических реформ. Там, среди прочего, были инициативы Токаева по «совершенствованию избирательной системы» и «модернизации выборного процесса». Эти пункты вместе с другими предложениями Касым-Жомарта Кемелевича, как известно, вошли в очередную конституционную реформу, которую сначала пропустили через общенациональный референдум, а потом и через парламент.

Тогда президент, сославшись на Конституцию и международное право, напомнил, что «любые выборы в Казахстане являются сугубо нашим внутренним делом», но отметил, что «эта норма не исключает потенциальные попытки повлиять на их результаты из-за рубежа». Он также добавил про «нарастание различных гибридных угроз», в числе которых и избирательные технологии, а потом заявил, что «следует на законодательном уровне принять действенные меры для недопущения какой-либо возможности иностранного вмешательства в выборы в нашей стране». «В первую очередь, это касается обеспечения максимальной финансовой прозрачности всех участников избирательных кампаний, будь то кандидатов, наблюдателей или СМИ», — добавил Токаев.

В итоге ни в появившемся летом соответствующем законопроекте, ни в оформленном осенью обновленном законе (о выборах), ни в пояснениях правительства так и не было четко разъяснено, что такое «иностранное вмешательство» или «иностранное влияние» на эти самые выборы. В принципе, законотворцев понять можно – весьма трудно через стандартные нормативно-правовые акты предусмотреть все возможные меры для предотвращения такого вмешательства. Тем более, что речь как раз о гибридных угрозах.

По большому счету, никто не отрицает таких угроз и подобного влияния. Более того, международная практика показывает, что это было постоянно, даже на примере США, Германии и Франции, не говоря уже о Молдове, Украине, Грузии и Кыргызстане. Но почему-то всегда во «вмешательстве» прямо или косвенно обвинялась Россия. В общем, если коротко, то хакерские атаки, подкуп избирателей, финансирование различных акций через завуалированную систему платежей, использование СМИ, блогеров и «лидеров общественного мнения» – все это можно делать в обход того же закона о выборах. Поэтому, по сути, единственным, кого удалось нашим властям ограничить в действиях, так это своих же наблюдателей.

БДИПЧ бдит

Так или иначе, но именно наблюдатели стали главной жертвой внимания Акорды.  Но точно так же, как никто толком не объяснил, что такое «иностранное вмешательство», так и оказалось непонятным, как именно наблюдатели могут влиять на электоральную компанию и голосование, как таковое. В общем, «под шумок» были введены существенные ограничения для независимых наблюдателей, которые действительно существуют на западные гранты уже много лет, хотя даже «при Назарбаеве» это никого не беспокоило.

Однако именно здесь финансирование было более, чем прозрачно хотя бы потому, что это главное требование самих доноров. Но если с нашими НПО все более или менее понятно, то что делать с иностранными наблюдателями? Их на этот раз собралось немало и виден интерес ближнего и дальнего зарубежья к процессам, которые сейчас происходят в Казахстане. В первую очередь это касается миссий ОБСЕ и ПАСЕ, причем, первая из них наиболее представительная, как по сравнению с другими групповыми наблюдателями, так и смотря на прежние свои приезды к нам.

Обращает на себя внимание интересный факт: на прошлой неделе представители БДИПЧ/ОБСЕ опубликовали предварительный отчет о прохождении избирательной кампании, и в нем было немало ожидаемых критических замечаний. Так, например, отмечались проблемы со свободой слова, атаки на журналистов, дело Жанболата Мамая и проблемы независимых кандидатов. Однако официальный представитель МИД РК на брифинге обратил внимание только на позитивные моменты – в первую очередь, на поддержку Западом реформ Токаева.

Несмотря на то, что наше внешнеполитическое ведомство, как и Акорда, постоянно акцентирует на этом внимание, в целом, это близко к правде. Сейчас «коллективный Запад» действительно пристально следит за тем, что и как происходит в Казахстане. Причин тому множество – начиная с «проверки санкциями» и заканчивая «нефтяным интересом», а по ходу, конечно — выполнение Казахстаном принятых на себя обязательств по соблюдению прав человека и других демократических норм.

Это тоже отдельная и довольно обширная тема, но, если ее резюмировать, что от того, как пройдут выборы и чем они закончатся, так или иначе зависит будет Казахстан с инвестициями или окажется под угрозой вторичных санкций. Может немного категорично, но в целом так и есть.

«Рука Москвы»

Другой наиболее многочисленной группой наблюдателей является миссия от СНГ и отдельных его стран. На протяжении многих лет основной задачей этих «зарубежных гостей» были заявления о том, что выборы прошли честно, транспарентно и без каких-либо значимых нарушений. По-другому в «клубе диктаторов» и быть не может. При этом, деятельность этих миссий у самих была, мягко говоря, непрозрачной, а если они где-то и светились в неформальной обстановке, то это вряд ли бы подняли имидж этих «наблюдателей».

Впрочем, на этот раз к привычным функциям «не найти нарушений» и «поддержать» добавятся более скрытые и касающиеся «укрепления связей», а также возможного открытого противопоставления западным наблюдателям. Тут стоит добавить, что кроме «штучных» наблюдателей от России, Кыргызстана, Азербайджана и Армении, в страну уже прибыла и аккредитована миссия от Парламентской Ассамблеи ОДКБ. В принципе, от ПА ОДКБ к нам (и в другие страны) тоже постоянно приезжают (на прошлогодние президентские выборы прибыло 9 человек), однако в нынешней обстановке, ко всему прочему, сейчас «Коллективной Безопасности» нужно в лишний раз показать, что Казахстан – это их вотчина.

Что касается влияния на выборы со стороны России, то оно достаточно латентно при том, что нынешняя ситуация же позволяет продвинуть в регионах, если не «своих людей», то «открыто сочувствующих». Отметим, что некоторые политологи выражают сомнения, что на этот раз в мажилис может попасть партия, которую многие называют «пророссийской». Поэтому индикатором станут итоги голосования 20 марта. Впрочем, надо иметь в виду, что кандидаты от этой партии или те, кто называет себя «независимым», но явно симпатизирует «северному соседу», могут пройти в парламент сами.

В целом же обращает на себя внимание, что ни одна из партий открыто и настойчиво не выступала против российской агрессии, не говоря уже про выход из ОДКБ. Были лишь небольшие намеки, а что касается отдельных независимых кандидатов, то в их программах эти вопросы были на второстепенных местах. Но в любом случае, Москва пристально следит за тем, что происходит с выборами в Казахстане. Особых провокаций со стороны российских «ЛОМов» в последнее время не наблюдается, да и МИД РФ как будто не замечает изменение вектора МИД РК в западном направлении. Это тоже понятно.

Но кто тогда «иноагент»?

Впрочем, «многовекторность» Акорды, заложенная еще Нурсултаном Назарбаевым, предполагает интерес и от других стран и международных организаций. Например, от традиционной, но на сей раз более представительной группы «Тюрксоя» — Организации Тюркских государств, ее Парламентской Ассамблеи и представителя Международной Тюркской академии. Эта группа пусть тоже никогда не замечала нарушений, но, в свою очередь, являются своеобразной альтернативой той же ПА СНГ. Нечто среднее (но менее представительное) – это миссия от СВМДА.

Вообще, на сегодняшний день аккредитовались наблюдатели уже пары десятков стран, в том числе и США, Западной Европы, Ближнего Востока и так далее. Прислал своих «миссионеров» и Китай, при этом отметим, что в последний раз такое было на президентских выборах 2019 года. От наших восточных соседей прибыло всего два-три человека и понятно, что это больше не наблюдение, как таковое, а своеобразная дипломатическая миссия, которая призвана показать всему миру, что Казахстаном этот мир интересуется. В принципе, так и есть.

Однако есть один нюанс. Нашей стране предстоит ответственный экзамен, который не предусматривает пересдачу. Понятно, что речь идет о прозрачности выборного процесса, возможных фальсификациях и применении административного ресурса. Если объективно смотреть на данные сегодняшнего дня, то выводы независимых наблюдателей уже не очень неутешительны. Поэтому больше важна будет реакция наших властей на окончательные выводы международных наблюдателей (прежде всего, БДИПЧ/ОБСЕ) – примем ли мы критику стойко или, как в прошлый раз, обрушимся с обвинениями в двойных стандартах и необъективности? Ведь так, действительно, до настоящего закона «об иноагентах» недалеко, но едва ли это выведет наш народ на улицы. Одна надежда на действительно независимых депутатов, которые могут прорваться в парламент.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.