Интеграция в Центральной Азии: когда декларации станут реальностью?
Центральной Азии пора создать действующий орган, обладающий реальными полномочиями по принятию решений для интеграционных процессов с офисом в Ташкенте. Казахстан в этой комиссии мог бы отвечать за экономическую составляющую, Кыргызстан – за решение проблем в водной и энергетических сферах, Таджикистан – за ликвидацию угроз безопасности, Туркменистан – за транспортно-логистический сектор. Таково одно из многих предложений, прозвучавших на круглом столе, организованном Exclusive.kz с участием экспертов из стран региона.
Первая сессия круглого стола была посвящена институционализации интеграционных процессов. Модератором дискуссии выступила главный редактор Exclusive.kz Карлыгаш Еженова.
Несмотря на то, что главы всех государств Центральной Азии стали всё чаще встречаться друг с другом для обсуждения насущных проблем, однако многосторонних контактов по-прежнему катастрофически мало – в 2022 и 2023 годах их было только 4. Всё это приводит к крайне низкой эффективности взаимодействия.
Ярким доказательством этой проблемы служит то, что товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии за последние 10 лет вырос кратно только за счёт взаимодействия с Узбекистаном. С остальными государствами результат более, чем скромный. Как итог, совокупная доля товарооборота Казахстана со всеми остальными странами Центральной Азии остаётся на уровне 5,5%. Для сравнения, с Россией – 19,4%.
По мнению экспертов, решить проблему недостаточно качественного взаимодействия и отсутствия интеграции стран Центральной Азии друг с другом могло бы создание единой институциональной структуры.
В качестве спикеров первой сессии круглого стола выступили руководитель Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Айдар Амребаев и доцент кафедры политических наук Узбекского Государственного Университета мировых языков Закир Усманов.
Айдар Амребаев отметил в своём выступлении, что «политическая интеграция – это очень ответственное слово, которое предполагает слияние политических форматов и создание единой государственной структурной системы и системных отношений». По его мнению, сейчас взаимодействие глав Центральной Азии имеет скорее символическую роль, не создавая условий для полноценного сотрудничества.
В связи с этим интеграция, которая неизбежно должна произойти в будущем, потребует серьёзных структурных изменений в политических действиях лидеров стран. При этом, эксперт отметил, что внутренние политические процессы в странах региона сейчас не являются ключевыми драйверами интеграции. Напротив, к процессу налаживания взаимодействия лидеров стран подталкивают действия внешних сил, – в частности, ключевым драйвером стала война России с Украиной.
– Политическая воля к осуществлению интеграции ещё не оформлена однозначно ни в одном из наших нормативных документов, ни конституционно, ни в стратегиях по внешней политике каждого из государств. Центральная Азия пока не определила в качестве ключевого приоритета ориентир на создание какого-то действительно оформленного, организованного союза. Мы сейчас находимся в состоянии политической неопределенности в целом ряде стран, – подчеркнул Айдар Амребаев.
По итогу своего выступления Амребаев указал на необходимость создать формат Центрально-Азиатской Комиссии, – действующий орган с группой чиновников всех стран региона, обладающих реальными полномочиями для принятия решений с офисом в Ташкенте. Выбор такого местоположения связан с тем, что сейчас основным активным инициатором интеграционных процессов выступает именно президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
По мнению эксперта, Казахстан в этой комиссии мог бы отвечать за экономическую составляющую (продвижение интеграции банковской системы, взаимной торговли и индустриального развития), Кыргызстан – за решение проблем в водной и энергетических сферах, Таджикистан – за ликвидацию угроз безопасности, Туркменистан – за транспортно-логистический сектор.
Закир Усманов в свою очередь обратил внимание на то, что успешная интеграция требует не только политических, но и культурных и экономических предпосылок.
Он подчеркнул, что «для интеграции нужны политическая система государства, идентичность, культурный обмен, коммуникации» и обозначил разрыв в уровне жизни между крупными городами и сельскими районами Центральной Азии как серьезное препятствие.
– Когда в Алматы чуть ли не европейский уровень жизни, а в какой-нибудь глубинке Узбекистана условия совсем другие, это не способствует интеграции. Также для отсутствия интеграции есть социально- политический фактор – несформированность единых наций в регионе. Решение этих проблем, увы, не быстрое и потребует 20-30 лет. При этом, все эти факторы можно было бы решить, если бы элита наших стран была способна объединить народ. Но в наших странах в большинстве своём – это потомки той элиты, которая ничего не умеет, кроме как «отнять и поделить», – добавил эксперт.
Тем не менее, он также назвал процесс интеграции неизбежным. Без этого решить многие актуальные вопросы, такие как нехватка качественного культурного, туристического и научного пространства, будет невозможно.
В рамках второй сессии участники обсудили конкретные инфраструктурные и экономические проблемы, которые требуют от стран Центральной Азии интеграции. Модератором дискуссии выступил главный эксперт Отдела азиатских исследований КИСИ при президенте РК Булат Ауелбаев.
Началась сессия с обсуждения транспортной инфраструктуры. По этому поводу выступил заместитель директора кыргызской компании «Smart Business Solutions Central Asia» Мурат Мусуралиев, который сделал акцент на важности развития морских и железнодорожных перевозок. По его словам, уникальные преимущества морского транспорта заключаются в экономичности – для перевозки одной тонны груза на одну тысячу километров морской транспорт требует всего один литр топлива, тогда как автомобилю необходимо 18-19 литров, железнодорожному транспорту – 3-5.
В свою очередь актуальные железнодорожные коридоры, такие как проект Китай-Кыргызстан-Узбекистан, по словам Мусуралиева, сталкиваются с серьёзными логистическими и административными барьерами. Он описал цепочку бюрократических процедур, которые делают транспортировку более сложной и дорогой: «четыре перевалки груза, шесть промежуточных границ, 36 проверок, восемь процедур переформирования состава». В связи с этим, как отметил эксперт, необходимы согласованные меры для упрощения движения грузов между странами.
Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Наргиза Умарова в своём выступлении также обратила внимание на неэффективную координацию в развитии транспортных коридоров, из-за чего Центральная Азия теряет возможности для более комплексного экономического роста.
По её словам, страны региона разрабатывают несколько параллельных транспортных проектов фактически по одному и тому же маршруту, что только усиливает конкуренцию. Такая конкуренция затрудняет эффективное использование ресурсов, поскольку параллельные проекты требуют дополнительных финансовых и административных вложений.
Второй темой обсуждений была проблема с водными ресурсами. Как рассказал Мурат Мусуралиев, проблемы с распределением водных ресурсов серьёзно влияют на отношения между странами Центральной Азии и создают угрозы безопасности.
В качестве одного из рисковых объектов гидротехнической инфраструктуры он упомянул Сырдарью, в которой из-за песчаного и глинистого тела дамбы произошли изменения уровня воды и деформация реки. Сейчас Сырдарья, по словам Мусуралиева, может пропускать только половину водостока.
Другой пример опасной ситуации, создающей напряжённость во взаимодействии стран Центральной Азии, – распределение между Казахстаном и Кыргызстаном воды из водохранилища, за счёт которого 80% воды поступает в Кыргызстан, 20% – в Казахстан. Так, в прошлом году Казахстан досрочно израсходовал свою долю, после чего появились ложные обвинения в том, что «Бишкек перекрыл Казахстану воду».
Третья тема обсуждений – проблемы цифровой инфраструктуры. По этому поводу выступила международный консультант ЭСКАТО ООН Жанар Султанбекова. В контексте своей темы она описала Центральную Азию как «пустыня Сахара на карте интернета», указав на то, что надёжное покрытие и широкополосные коммуникации в наших страны остаются ограничены.
Она рассказала, что развитие интернет-сети и цифровых услуг может создать для региона новые перспективы. Сейчас же отсутствие надёжной интернет-сети и качественной инфраструктуры передачи данных делает регион менее привлекательным для международных инвесторов.
Решение всех обозначенных проблем, по мнению участников дискуссии, заключается в создании координирующего органа, который бы отвечал за совместное развитие, укрепление экономических связей, упрощение логистических процессов и создание единой региональной стратегии, учитывающей все представленные нюансы.
На последней, третьей, сессии внимание было сосредоточено на внешнеполитическом влиянии и на использовании мягкой силы крупными мировыми игроками в Центральной Азии. Эксперт из Таджикистана Хидоятзода Комрон и научный сотрудник Центра евразийских исследований Элданиз Гусейнов подчеркнули стратегическую важность региона для крупных мировых держав, отметив, что Центральная Азия «рискует попасть в замес геополитической схватки». Особенно выделялись усилия США, России и Китая по укреплению своего влияния в регионе через мягкую силу и использование образовательных, культурных и общественных проектов.
Эксперты в ходе своих выступлений отметили, что «США активно поддерживают неправительственные организации в Таджикистане, финансируя десятки НПО», что является частью долгосрочной стратегии мягкой силы. Аналогично Китай создаёт возможности для обучения таджикской молодежи в своих вузах, что становится «одним из самых привлекательных вариантов для местной молодежи». В свою очередь влияние России в регионе сохраняется и во многом проявляется за счёт культурных и образовательных инициатив.
На фоне конкуренции между мировыми державами эксперты отметили необходимость для стран Центральной Азии балансировать интересы внешних игроков, избегая чрезмерной зависимости от какого-либо одного партнера. Они также указали на важность учета стратегических рисков. Трансформация мирового порядка потребует от стран Центральной Азии принятия сложных решений и без эффективного диалога и развития институциональных структур страны региона рискуют потерять свой суверенитет.
По итогам круглого стола все участники мероприятия обсудили необходимость создания общего научно-экспертного пространства для выработки единой стратегии по продвижению региональной интеграции.
Подробнее в ближайшее время на сайте Exclusive.kz.
2 Комментария
Создание офиса в Ташкенте на основании того что активным интегратором является президент Узбекистана, аргумент довольно слабый. Опять же, если вспомнить, такие инициативы выдвигал и Н. Назарбаев при правлении И. Каримова. Мирзиёев в этом смысле, далеко не первопроходимец. Решения должны быть прагматичными, достаточно хорошо выверенными, без не нужной мишуры политеса. Логично основать офис не в Ташкенте или Астане, а в Алматы. Надо учитывать то что Южная столица по факту является региональным хабом не только в экономическом но и политическом смысле.
Договориться не выйдет, ибо тщеславие и алчность правителей, привыкших править единолично, будут встречать только большие гордыню и жадность. Но если вдруг таки решат, предлагаю название САД — союз азиатских диктатур. При наступлении светлых времен — лет через 180 — последнее можно будет сменить на «демократий».