Интернет-зависимость Казахстана от России сохраняется

В начале сентября казахский президент Касым-Жомарт Токаев представил амбициозный план превращения Казахстана в «полноценную цифровую страну» и региональный цифровой хаб. По некоторым параметрам Казахстан уже добился значительного прогресса на пути к этим целям: уровень проникновения интернета в стране равен примерно 93%, что сопоставимо с уровнем Германии. Впрочем, несмотря на сравнительно хорошо развитую инфраструктуру, у Казахстана есть стратегические зависимости и уязвимости, которые могут сдерживать цифровые амбиции страны.
Интернет-экосистема Казахстана соответствует его статусу экономически ведущей страны Центральной Азии. Как отмечается в новом докладе, подготовленном организацией Internet Society, в стране работают 212 автономных систем, что в два с лишним раза больше, чем в гораздо более населённом Узбекистане. Кроме того, ей предоставлено около 3,2 млн адресов IPv4, что на миллионы больше, чем у любой другой страны Центральной Азии.
В этом ландшафте доминируют две крупные телекоммуникационные группы. Принадлежащая государству компания «Казахтелеком» обслуживает примерно 38% пользователей, а другую значительную часть рынка контролирует группа VEON через Beeline и TNS-Plus. Такая дуополия позволила быстро выстроить инфраструктуру, но концентрация собственности сдерживает инновации.
Правительство также монопольно контролирует международный трафик через управляемую государством компанию KAZ-GOV-IX, которая обрабатывает трафик размером более 350 Гбит/с в 18 городах. Операционная эффективность высока, а вот конкуренция – нет, хотя это важнейший ингредиент успешной цифровой экономики.
Казахстан зависит от российской интернет-инфраструктуры, что объясняется наследием советского планирования. У него есть 17 волоконно-оптических линий связи с Россией (они проложены вдоль исторически сложившихся железнодорожных путей); с Китаем их только две; и всего пять – с другими соседними странами. Несмотря на прямое подключение к глобальным провайдерам во Франкфурте и Гонконге, большинство казахстанских интернет-провайдеров зависят от российских провайдеров, таких как «Ростелеком» и «Транстелеком». Из-за этих факторов, а также из-за спроса потребителей на русскоязычный контент, примерно 95% международного интернет-трафика Казахстана проходит через Россию.
Такая зависимость создаёт множество уязвимостей. Когда после полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году крупные американские провайдеры Cogent и Lumen прекратили обслуживание российских интернет-провайдеров, интернет-пользователи в Центральной Азии столкнулись с угрозой потенциальной деградации сети. Это показывает, как именно геополитическая напряжённость может поставить под угрозу цифровую подключённость.
Ещё тревожней то, что попытки России территориализировать «российский сегмент интернета» (в том числе расширить полномочий властей для блокировки и регулирования онлайн-контента) могут повлиять на доступ казахов к русскоязычным сайтам. Например, крупнейшая российская поисковая система («Яндекс») и ведущая платформа соцсетей («ВКонтакте») сформировали широкое присутствие в Казахстане.
Осознав эти уязвимости, правительство Казахстана объявило о проекте «Доступный интернет» стоимостью $1,1 млрд. Он призван модернизировать инфраструктуру и развивать международный транзитный потенциал. Центральный элемент этого плана – проект Транскаспийской волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), который планируется реализовать до конца 2026 года. Соединив Казахстан с Азербайджаном, этот так называемый «Цифровой шёлковый путь» станет альтернативным маршрутом в Европу через Грузию и Турцию – в обход российских и китайских сетей. В долгосрочной перспективе этот коридор передачи данных позволит казахским провайдерам получать также транзитные доходы от трафика между Европой и Азией.
Ещё один вариант диверсификации – направлять больше трафика через «Транзитный шёлковый путь» компании China Telecom, который соединяет Франкфурт с Гонконгом. Но тут возникает риск замены одной зависимости на другую, поскольку в этом случае казахские данные попадут в китайские системы фильтрации и слежки.
Третья альтернатива – спутниковый интернет. Правительство уже сотрудничает с компаниями Starlink и Eutelsat-OneWeb в проектах улучшения связи в сельской местности, но оно же ввело наказание за использование таких услуг частными лицами. Проблема в казахских правилах мониторинга контента: регулятор требует, чтобы операторы связи тесно сотрудничали с властями для фильтрации и блокировки контента. В последние годы власти неоднократно отключали доступ в интернет под предлогом защиты национальной безопасности. Будет трудно, или даже невозможно, заставить международных спутниковых провайдеров, подобных Starlink, выполнять такие приказы.
Желание казахских властей обладать контролем в итоге может оказаться самым высоким барьером на пути цифрового прогресса. Приоритет государственного надзора – а не рыночной эффективности – подрывает конкурентоспособность. Например, отключение интернета в январе 2022 года в ответ на массовые гражданские беспорядки нанесло ущерб репутации Казахстана как надёжного цифрового партнёра.
Аналогичный эффект произвели попытки властей обойти протоколы шифрования. Правительство постоянно заставляет граждан устанавливать корневые сертификаты, которые позволяют государству следить за интернет-трафиком, считающимся безопасным. Основные браузеры блокируют использование таких сертификатов, что приводит к сообщениям об ошибках и портит качество обслуживания пользователей.
У сохранения жёсткого контроля над цифровой сферой есть и другие недостатки. Ограничения на иностранное владение отпугивают международные инвестиции, а госконтроль над точками обмена интернет-трафиком (IXP) не позволяет развивать нейтральные точки сетевых соединений.
Цифровое будущее Казахстана зависит от того, смогут ли власти смягчить подходы к регулированию интернета. Цифровые хабы должны предлагать открытость, предсказуемость и техническую нейтральность. Эти свойства не совместимы с авторитарным правлением. Поздно вступив в цифровую гонку, Казахстан должен демонстрировать исключительную эффективность, чтобы обогнать Азербайджан, Турцию и Грузию (они тоже претендуют на роль региональных центров) и конкурировать с Сингапуром и ОАЭ, которые предлагают уже сложившиеся и более привлекательные системы.
Опыт Казахстана служит уроком для средних держав, ищущих свой путь цифровой трансформации во всё более фрагментированном мире. Техническая инфраструктура важна, но она не позволяет преодолеть политические и нормативные ограничения, которые мешают попыткам наладить доверие между провайдерами и пользователями. Реальная цифровая независимость требует согласия с базовыми принципами интернета: открытость и конкуренция.
Copyright: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org
Статья проиллюстрирована графиком, который вы можете скачать здесь.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.