Искусство, достойное того, чтобы остаться в истории, себя не окупает - Exclusive
Поддержать

Искусство, достойное того, чтобы остаться в истории, себя не окупает

В Казахской государственной филармонии имени Жамбыла прошел необычный концерт: алматинцы получили возможность послушать произведения в стиле барокко XVII-XVIII веков. Это уникальный прецедент: музыка была исполнена на таких нетривиальных инструментах, как барочная гитара, виола да гамба, лютня.

Как было сказано в анонсе концерта: «The POCKET SYMPHONY.kz – ансамбль солистов с гибкой структурой, способной изменяться от трио до размеров оркестра. Репертуар охватывает период от раннего барокко до поствангарда». Создатель и руководитель ансамбля Назар Кожухарь – скрипач, дирижер, лауреат престижных конкурсов, ученик великого Олега Кагана, идейный вдохновитель и исполнитель множества проектов в области старинной и современной музыки.

Назар Кожухарь

В состав ансамбля The Pocket Symphony.kz вошли казахстанские музыканты, имеющие богатый бэкграунд: Дина Курманалинова (скрипка), руководитель ансамбля Delsa consort, выпускница Алматинской консерватории, она продолжила образование во Франции, защитившись в Страсбурге и Рейнской академии, где изучала и осваивала барочную исполнительскую практику; Еркебулан Сапарбаев (скрипка), солист Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, кавалер ордена Курмет; Ержан Кушанов (флейта), выпускник Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца (классы Софи Шерье и Венсана Люка). Вместе с ними играл российский мульти-инструменталист Вадим Вайнштейн (виола да гамба, лютня), выпускник Санкт-Петербургской музыкальной школы имени Мусоргского (классическая гитара) и Хельсинкской Академии имени Я. Сибелиуса (виола да гамба, лютня).

Назар Кожухарь
Дина Курманалинова
Ержан Кушанов
Вадим Вайнштейн
Еркебулан Сапарбаев

Об искусстве барокко и не только

Назар Кожухарь, художественный руководитель ансамбля The Pocket Symphony.kz, хорошо знаком с музыкальной жизнью нашей страны – он уже делал программу с оркестром Camerata Kazakhstan. Накануне нынешнего концерта Назар Кожухарь и его казахстанские коллеги дали интервью алматинским журналистам. Собственно, это скорее была беседа, когда музыканты объясняли непосвященным людям тонкости звучания инструментов и все оттенки стиля барокко.

Впрочем, мы говорили не только о музыке, но и о вере, благотворительности, о том, что нельзя утрачивать нематериальные ценности, которые считаются несовременными, как и музыка барокко. Эти вещи несут код своего времени, а, значит, являются неотъемлемой составляющей человеческой истории.

«В эпоху барокко, ренессанса и классицизма, в меньшей степени – романтизма, композиторы были настоящими универсалами, – рассказал Назар Владимирович, – каждый умел играть на инструментах – духовых, струнных, умел сочинять, петь, импровизировать. Сами по себе фигуры были более высокопрофессиональными, чем в последующие эпохи, когда композиторы только сочиняли, а исполнители только играли».

Именно поэтому в названные периоды талантливой и умелой музыки было гораздо больше, чем в последующие времена:

«Может быть, именно это и привлекает в старых партитурах. Но мы не отрицаем и соцреализм, экспрессионизм и прочие стили. Я считаю, что везде есть музыка либо не особенно интересная, либо вызывающая большой интерес. Так что формально я не могу отделить барокко от не-барокко».

О благотворительности

Деятельность большинства музыкантов, по мнению руководителя The Pocket Symphony.kz, в наше время сродни благотворительности:

«Было бы здорово, если бы культура могла сама себя поддерживать, но в мире таких чудес нет. Все, что интересно, стоит внимания, и достойно того, чтобы остаться в истории, себя не окупает, разве что – выходит «в ноль». Но всегда есть меценаты, государство или фонды. Хотя в цивилизованном мире имеются механизмы, которые давно отрегулированы. И потому людям, которые работают в оркестре, все равно, откуда деньги. У них все хорошо. Но, на самом деле ни один коллектив, ни один оперный театр не может заработать».

Назар обрисовал картину: представьте, что постановка в Мариинском театре стоит полмиллиона долларов, которые тратят на декорации, репетиционный процесс, костюмы, гонорары артистам. И как можно собрать эту сумму с зала в полторы тысячи мест? Даже самая дешевая постановка обходится в триста тысяч долларов:

«Это никак не окупишь двадцатью премьерами. А если приглашают звезду, вокалиста, чей единственный выход оценивается в десять тысяч долларов? Ведь кто-то же должен платить. Не знаю, как это происходит в Казахстане, в РФ государство назначает спонсора из числа крупных компаний. В мире работают законы: компанию-мецената освобождают от налогов за спонсорство какой-то программы – например, премьеры в одном из оперных театров. Цена вопроса для мецената – крупной корпорации – всего лишь несколько миллионов долларов в месяц, и эта корпорация только выиграет».

Назар, часто бывающий со своим коллективом в Европе, знает, как работают механизмы, не только стимулирующие корпорации, но и композиторов, чтобы они писали новую музыку. Симфонические оркестры в Европе обязаны играть определенное количество новой музыки, которая никогда не исполнялась. Поэтому они инициируют этот процесс, заказывают новые произведения, ищут средства для оплаты работы композиторов. А слушатели, не подозревающие о финансовой изнанке концертов, наслаждаются новой музыкой, классикой, или – барокко, как в нашем случае.

The Pocket Symphony.kz

На концерте были использованы инструменты, которые сегодня практически не звучат: барочная гитара, виола да гамба, лютня. Они обеспечивают именно то неповторимое звучание произведений, каким оно было в XVII-XVIII веках. По словам Назара, современный слушатель привык к тому, что музыку Баха исполняют на рояле. А рояль таким, какой он есть сегодня, «узаконился» во времена Рахманинова. И, если сравнивать клавесин эпохи Баха и нынешние музыкальные инструменты, то это как живая лошадь и современный автомобиль.

«Весь инструментарий эпохи барокко на постсоветском пространстве отсутствует. И некоторые вещи этот инструментарий диктует: например, какую-то музыку вы сможете играть очень медленно на рояле. А на клавесине не получится – другие темпы, иное формообразование, соотношение характеров, не говоря о средствах выразительности – клавесин щипковый инструмент, а рояль ударный и так далее».

Объяснить необъяснимое

В беседе музыкантов и журналистов были затронуты многие темы. Как современный музыкант может проникнуться духом эпохи? По признанию Назара, помимо изучения старинных партитур, он даже учился танцевать композиции XVII-XVIII у известного в Европе танцмейстера Юргена Шрапе. Задавали журналисты и такие вопросы, которые, наверное, не задают искусствоведы. Например: «Почему до сих пор жива легенда о том, что Никколо Паганини имел контакты с дьяволом?». Назар пытался объяснить необъяснимое:

«Все выдающиеся люди, к которым мы, слава Богу, не относимся – либо гении, либо с тараканами в голове. Я уверен, что с Паганини, Чайковским, Моцартом не все чисто. Уж сами решайте, кто там был – ангел или дьявол. Но известно, что Лист, послушав Паганини, перестал играть и на два года засел заниматься, хотя был виртуозом, знаменитым на всю Европу, писал очень сложные вещи. Но игра Паганини заставила его пересмотреть собственное творчество».

В концерте в небольшом видео были показаны инструменты – как участники действа. В Алматы музыканты играли на современных копиях, так как исторические инструменты до наших дней практически не дожили – немного осталось в музеях, в основном в европейских. При этом были использованы исторические смычки, которые, по словам музыкантов, очень сильно меняют манеру игры. Но все-таки главное действующее лицо концерта – российско-казахстанский ансамбль солистов The Pocket Symphony.kz, небольшой барочный оркестр.

Играет ли коллектив духовную музыку? Часть вещей, которая звучала в программе, в свое время легко интегрировалась в религиозные службы. Можно предположить, что какие-то произведения исполняли в соборе Сан-Марко в Венеции. Это могла быть «Соната для четырех скрипок» Легренци. Назар Кожухарь сравнил этого музыканта с Элтоном Джоном того времени: «Человек, который влияет в своем виде искусства на весь земной шар».

Сложности исполнения

По мнению Назара Владимировича и его алматинских коллег, Казахстан «задолжал» и старой, и новой музыке:

«Здесь совсем немного подобного, а, может быть, некоторые вещи вообще близки к нулю. Можно много и долго говорить о том, что такое старинная или современная музыка. В данном случае речь идет о музыке эпохи до-классицизма. И она в определенном виде должна исполняться, звучать».

Но музыканты сталкиваются со множеством сложностей: нужны определенные инструменты, а их, как правило, нет. Однако это не останавливает коллективы и солистов:

«Надо с чего-то надо начинать. Мы подумали, что пора. Конечно, риски большие, возможно, с первого раза не будет того резонанса, который хотелось бы получить. Но мы настроены по-боевому».

Что такое барокко?

Стиль искусства, известный как барокко, возник около 1600 года в Риме и распространился по большей части Европы. Его популярности и успеху способствовала католическая церковь, которая решила на Тридентском соборе в ответ на протестантскую реформацию, что искусство должно напрямую передавать религиозные темы.

Интересно, что культура барокко была глубоко усвоена православной церковью. Сегодня это основной культурный стиль богослужения, этикета и внутренней жизни православной церкви.

Галина Галкина, АПН




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *