Истоки индийско-канадского конфликта
Отношения двух крупных демократических стран редко скатываются в столь отвратительную дипломатическую ссору, какую мы наблюдаем сейчас в отношениях между Канадой и Индией. Традиционно дружественные отношения оказались сегодня на самом низком уровне за всю их историю. Обе стороны ведут тихую дипломатическую работу, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения, и используют США – союзника Канады и партнёра Индии – в качестве посредника. Впрочем, даже если нынешняя дипломатическая шумиха пойдёт на спад, толерантность Канады к деятельности сикхских сепаратистов на своей территории будет и дальше портить двусторонние отношения.
Нынешний конфликт начался после того, как премьер-министр Канады Джастин Трюдо сенсационно заявил, что у него имеются «убедительные обвинения», свидетельствующие о «потенциальной связи» между правительством Индии и совершённым в июне на канадской земле убийством Хардипа Сингха Ниджара, сикхского сепаратиста и гражданина Канады. Правительство Индии жёстко отреагировало на это, потребовав сократить численность дипломатического персонала Канады в Индии, приостановив выдачу новых виз канадцам и обвинив Канаду в выдвижении «абсурдных» обвинений с целью отвлечь общественное внимание от своего статуса «безопасной гавани для террористов».
Ниджар был далеко не единственным сикхским сепаратистом, живущим в Канаде. Более того, это страна превратилась сегодня в глобальный центр вооружённого движения за «Халистан», то есть независимую сикхскую родину. Эти сепаратисты составляют небольшое меньшинство в сикхской диаспоре, и в основном живут в англоязычных странах, особенно в Канаде. Сикхи, живущие в Индии (почти все они заявляют, что гордятся быть индийцами), не поддерживают идеи сепаратистов.
Канадская провинция Британская Колумбия является операционной базой для сепаратистов. Именно оттуда они ведут шумную кампанию, восхваляющую политическое насилие. Например, они разместили билборды, призывающие к убийству индийских дипломатов (с их фотографиями), прославляют арестованных или убитых террористов как «мучеников», устроили парад с инсценировкой убийства бывшего премьер-министра Индии Индиры Ганди, а также совершают нападения на индийские дипломатические миссии в Канаде. Кроме того, они провели в Канаде референдумы о независимости Халистана.
К большому разочарованию для Индии Канада не желает предпринимать какие-либо решительные меры для обуздания сикхского сепаратизма. Первый официальный визит Трюдо в Индию в 2018 году обернулся скандалом, когда стало известно, что осуждённый сикхский террорист, отсидевший несколько лет в канадской тюрьме за попытку убить индийского министра во время его визита в Канаду, попал в список официальной канадской делегации. В сентябре на саммите «Большой двадцатки» в Нью-Дели премьер-министр Индии Нарендра Моди раскритиковал Трюдо за излишнюю мягкость к вооружённым экстремистам.
Именно на этом напряжённом фоне Трюдо и выдвинул свои обвинения в связи с убийством Ниджара. Когда государства обнаруживают связь иностранных агентов с убийствами на своей территории (например, когда шеф полиции Дубая в 2010 году обвинил израильскую разведслужбу «Моссад» в убийстве одного из командиров «Хамаса» в местном отеле класса люкс), они обычно предъявляют доказательства – видео, аудио или результаты судебно-медицинской экспертизы. И, как правило, они уклоняются от предъявления обвинений правительству страны, которую представляли эти иностранные агенты.
Напротив, Трюдо напрямую возложил вину на правительство Индии, не представив при этом даже крупицы доказательств. Он заявил, что обвинения основаны на убедительных данных разведки, которые, судя по всему, были получены от одной из стран-партнёров программы «Пять глаз» (Австралии, Новой Зеландии, Великобритании или США), но он отказался снять гриф секретности с этой информации или поделиться ею с индийскими властями.
Трюдо не представил «никаких фактов» даже лидеру канадской оппозиции Пьеру Пуальевру, члену Тайного совета Канады. А согласно заявлениям премьера провинции Британская Колумбия, в которой произошло убийство, полученные им данные разведки по этому вопросу включали лишь информацию «доступную любой публике, способной делать поиск в интернете».
Тем временем канадские следователи не произвели ни одного ареста по этому делу. Это заставило многих задуматься о степени контроля могущественного, но никому не подотчётного истеблишмента канадской разведки над внешней политикой страны.
В любом случае нет сомнений в том, что сикхские радикалы обладают реальным политическим влиянием в Канаде, в том числе в качестве финансовых спонсоров. Трюдо удерживает на плаву своё правительство парламентского меньшинства благодаря поддержке Джагмита Сингха, сикхского лидера Новой демократической партии, который позитивно относится к идее Халистана. По словам бывшего внешнеполитического советника в правительстве Трюдо, никаких действий с целью перекрыть финансирование халистанских экстремистов не предпринималось, потому что «Трюдо не хотел терять голоса сикхских избирателей» в пользу Сингха.
Канада должна очнуться и понять угрозу, исходящую от сикхских боевиков. Рост прибылей от торговли наркотиками и доступность оружия в Британской Колумбии способствовали кровопролитной междоусобной борьбе между халистанскими радикалами, живущими в этой провинции. Волатильное сочетание сикхских радикалов с торговлей наркотиками и бандитскими убийствами имеет серьёзные последствия для канадской безопасности. Однако в опасности оказываются не только канадцы.
При бывшем премьер-министре Пьере Трюдо, отце Джастина Трюдо, нежелание Канады обуздать или экстрадировать сикхских экстремистов, разыскивавшихся Индией за терроризм, привело в итоге к двойному теракту в 1985 году: его целью были самолёты авиакомпании Air India. Первым взрывом были убиты 329 пассажиров, летевших из Торонто; большинство из них имели индийское происхождение. А второй взрыв произошёл не по плану: были убиты два работника багажного отделения в токийском аэропорту «Нарита». Поскольку халистанские боевики продолжают идолизировать Талвиндера Сингха Пармара – террориста, которого два не связанных между собой канадских расследования назвали организатором этих терактов, – существует угроза, что история повторится снова.
Растеребив старые раны, в том числе нанесённые терактами против Air India, Трюдо своими обвинениями помог сформировать редкий национальный консенсус в расколотой на фракции и крайне поляризированной Индии. Многие требуют, чтобы правительство страны начало оказывать постоянное давление на Канаду, и та начала исправлять свои ошибки. Однако жёсткость и взаимные обвинения не восстановят нормальные двусторонние отношения. Для этого обе стороны должны воспользоваться эффективной дипломатией сотрудничества, чтобы устранить взаимные тревоги.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет