История Великой Степи ждет своего гениального драматурга - Exclusive
Поддержать

История Великой Степи ждет своего гениального драматурга

Современный мир – глобален во всех смыслах. А что есть global? Прилагательное, которое переводится как «всеобъемлющий, интернациональный, всеобщий, вселенский, всеохватывающий, космополитический, земной, вселенский, энциклопедический, исчерпывающий, грандиозный, планетарный». То есть «всё, что есть на планете Земля». Всё, что помещено на глобусе. Наше всё. Всеобщий охват. А вот глобализация – это нечто другое, выше на порядок.

Это – сфера человеческого сознания, какого нет у животных. Только сознание и самосознание создает человечество – и еще эмпатия. Без нее, без широкой духовности человеческий мир был бы невозможен. Без нее человечество так и осталось бы на уровне беспрерывно убивающих друг друга стай беспощадных хищников. Именно такую, всемирную эмпатию создал Голливуд – как сопереживание тем людям, которых мы не знаем и никогда не увидим воочию. Автомобили, самолеты, компьютеры и прочее материальное – это всего лишь техническая культура, которая сама по себе не делает нас людьми. Людьми нас делают чувства. И именно на наших чувствах возник феномен Голливуда.

Наши чувства на большом экране

Голливуд начинался как сугубо американский проект и ковбойское кино. С тех пор он вырос и стал одним из зримых свидетельств глобализации. В чем-то он сам и создает глобализацию как всеобщее сопереживание, уникальный феномен, к которому мы настолько привыкли, что уже не задумываемся – как это? 99% «остального» человечества никогда не было и скорее всего никогда не будет в Штатах, но 90% знают о Штатах почти всё.

Голливуд мог бы проиграть Всемирной сети, но так не случилось. Почему?!

Казалось бы: зачем нам в информационный век Его Величества Интернета кино, если достаточно пары кликов – и через YouTube человек может погрузиться в живой мир любой страны мира. Именно Его Величество Интернет – наше информационное всё, этот самый Интернет формирует нас информационно, он как советская система школьного «поли»-образования: понемногу, но обо всём. Так сказать, общая платформа широкого знания «обо всём». К слову, во многом YouTube уже заменяет образование и успешно занимается пропагандой. Ввиду этого традиционные СМИ хиреют и вытесняются на обочину информационного потока.

Но есть один вид искусства, который сохранил свою силу и распространяет своё воздействие через этот самый Интернет. Это – кино. Почему оно выжило и даже усилилось? Да потому что оно не просто воздействует на эмоции: оно само формирует эти самые коллективные эмоции.

Голливудское чудо основано на драматическом сюжете – и это не случайно, ведь предтеча «фабрики грез» – это театр Шекспира.

Он прожил жизнь как месть

Великий Шекспир! А почему он велик? Всё просто: он «оживил» персонажей. Шекспир – это не просто мощные трагедийные сюжеты, ставшие мировой классикой. Он основал новую драму, в которой персонажи оживали. Ранее эпосы носили повествовательный характер, лишь рассказывая о действиях героев и дополняя их диалогами. А у Шекспира актеры совмещали действие и слово, выражая не только межличностный конфликт, но и внутренний конфликт героев. Прямо «слово и дело»!

Теперь же, в век кино, зрители видят на экранах не только действие, теперь они видят и лица героев. Это привносит в сцены личную и даже «лицевую» экспрессию, а у зрителей вызывает непосредственное сопереживание.

Одним из самых великих произведений мировой драматургии заслуженно признается «Гамлет». Однако обратите внимание, насколько сужен сюжет и ограничены декорации. Дворец и десяток действующих лиц, но эта трагедия велика тем, что главное в ней – чувства и их выразительность! «Узость» сцены позволила сконцентрировать энергию чувства страшной, медленно разгорающейся мести.

Вся сценическая жизнь героя посвящена мести, и для Шекспира фон – не главное, это всего лишь декорация, углубляющая и усугубляющая чувство мести.

А вот теперь вопрос – кто есть Гамлет, кто есть его исторический прототип?! Им считается некий полулегендарный (читай – полностью легендарный) принц Амлет, имя которого упомянуто в исландской саге. Он был феодалом, владельцем Ютландии, отомстившим за убийство отца. А вот теперь прошу уважаемых читателей найти эту самую Ютландию на карте – не получится.

Итак, персонаж Гамлет появился благодаря гению Шекспира. Великий смог создать из мелкопоместной драмы историю героя. Он прожил жизнь как Месть. И эта самая месть стала итогом его жизни.

Степные Гамлеты

Гамлет пережил тяжелейшую внутреннюю трагедию, которая выплеснулась и на его окружение. И как мы видим, гений Шекспира вознес на ранее невиданную высоту всеобщего сопереживания эту личностную трагедию человека и его семьи. А теперь попробуйте представьте себе, каких высот достиг бы Шекспир, имея перед собой документированную историю Орды! Эта трагедия не имеет равных, она – грандиозна. Она охватила целые века и погрузилась в кровавое небытие.

Великая империя рухнула так, что прекратились шестнадцать из восемнадцати джучидских династий Золотой орды. Они были истреблены, одна за одной. А что мы знаем о них? Да мы лучше знаем историю Англии на уровне войны Алой и Белой розы.

И вот еще одно предложение для наших или для голливудских сценаристов – а что если показать не мифическую, а задокументированную летопись Золотой орды? Это не просто трагедия одной царствовавшей семьи, у нас разыгралась реальная личностная трагедия великих правителей на фоне истребления их фамилий. Такого ужаса не было в истории других народов и именно такого сценария еще не было в Голливуде.

А если еще и дополнить этот хоррор невероятно гигантским историческим полотном?! Тут даже кровавую декорацию искать не надо. Это – Степь и история Золотой Орды. Взгляните на нее и вам не надо выдумывать «Игру престолов». У нас есть свои Таргариены – и они есть наши собственные Драконы. Они были нашими плоть от плоти, но их вражда убила Орду. Они не сжигали врагов драконами. Они сожгли народ. В их вражде погибла империя и исчезли целые роды воинов.

Я не осуждаю их, поскольку они были обязаны взыскать долг чести и крови. И они взыскали его и затем выплатили своими жизнями свой долг крови. Они были великими туранцами. А туранцы и казахи всегда выплачивали все долги.

Золотоордынская вендетта: кровь и честь

История всех империй содержит в себе разные периоды: возникновение, подъем с ростом, стагнация с деградацией, междоусобное деление и окончательный крах. Наша ордынская история последнего периода развернулась на территории современного Казахстана. А это – левое крыло Орды, где было полно конных войск. Именно они и пали первой жертвой междоусобицы Тохтамыша и Едиге. Последний великий хан и последний великий беклярбек Орды своей враждой уничтожили Орду.

Эта вражда была неслучайной – это была вендетта. И размах этой вендетты был поистине царским: миллионы жертв и распад огромной страны. Но что стало причиной такой вражды? Месть, такая же, как у Гамлета, но мультиплицированная в гибель сотен тысяч воинов разом на одном поле. За одно сражение, как на Кондурче и на Тереке… Такого кровопролития никогда не было в истории гамлетовской Ютландии и всей Дании. И в шекспировской Англии такого не было. У Шекспира не было такого сюжета.

А началось всё с казни. И у Тохтамыша, и у Едиге была своя причина: у каждого был свой долг – отомстить за гибель отца. И у каждого из них появилась своя печать греха и своя карма… Страшные подробности изложены в моей книге «Алтайская звезда», а пока ограничимся «предисловием» к вендетте.

Урус-хан казнил отца Тохтамыша – и Тохтамыш отомстил урусхановой династии. Он занял трон и начал наводить свой порядок в стране. Начал он с казни сына Урус-хана и его приверженцев. Одним из казненных стал отец Едиге. Старый ветеран, верный своей присяге, перед казнью в своих последних словах отказался переходить на сторону новой власти и сказал:

«Если бы руки мои не были связаны, я ответил бы тебе. Пусть ослепнет тот глаз, который может видеть тебя на месте своего государя. Если в твоих руках власть, то прикажи, чтобы меня также казнили, чтобы голову государя положили на мою голову и тело на мое тело, дабы если я не умер ранее его, то уж ранее его был бы предан праху». Сам Уильям Шекспир согласился бы включить такую тираду в свою трагедию – настолько высокохудожественен этот стиль. И это не вымысел, это – прямая речь старого солдата, верного своему сюзерену. Его последнее слово запечатлено в летописи.

Трагедия Тохтамыша и Едиге до сих пор не получила своей полноценной и полномасштабной визуализации. Тут не нужно придумывать драконов, как в «Игре престолов». В своей вендетте и борьбе за власть оба персонажа сами стали Драконами.

Фонтан интриг, клубок страстей казахской драмы

Казахская, ордынская и общетюркская история содержат и другие выдающиеся сюжеты народных и человеческих драм. Да, раньше их нельзя было даже упоминать. Были же советские тюремные сроки за книги о Кенесары, о Едиге. Но сейчас же можно! Так где наши книги, где наши пьесы?! Казахские драматурги, вы же хотите быть великими?! Хотите – ну так пишите! Это не далекий мифический ютландский принц-конунг. Это жизнь наших общих предков!

Для нас сейчас открылись и находятся перед нашими глазами летописи. В них описаны трагедии, которые в своем драматическом воздействии стоят на порядок выше сюжета о Гамлете. Даже для самого простого повествовательного их изложения нужен гений не меньше Шекспира, но скорее даже больше.

Игра страстей Гамлета основана на боли – но на его личной боли. И тот же шекспировский король Лир потрясен предательством, но оно составляет лишь один эпизод, а по факту это всего лишь эпилог одного предательства. А тут, у Тохтамыша и Едиге – фонтан интриг, клубок измен. Батальные полотна боев и драма миллионнов смертей на полях сражений и в сожженных городах.

Гибель Орды – это реальный исторический блокбастер, на фоне которого горящая Троя или падающие башни сожженной Дейнерис Королевской гавани – это всего лишь две декорации. Таких эмоциональных сюжетов в Ордынской драме – сотни. Одних только уничтоженных городов в Орде – сто семьдесят, каждый из которых стал погибшей Троей. И в Трое не было ста тысяч жителей и ста тысяч убийств в одном городе …

Для освещения каждого эпизода этой эпической трагедии нужен отдельный театральный сюжет. Здесь есть драматизм во многих актах или сериал во многих действиях!

Эта великая Ордынская трагедия ждет своего Степного Сказителя – своего гения.

Марлен Зиманов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.