Юбилейный вайб: в музее имени Кастеева отмечают 100+ лет мастерам изобразительного искусства
В Национальном музее искусств имени Кастеева, в полном соответствии с названием, регулярно знакомят всех желающих с наследием страны – историей искусства. Один из беспроигрышных поводов – юбилейные даты знаменитых мастеров, многих из которых, увы, уже нет в живых, но их художественный след в истории остается. Так сотрудники музея каждый раз находят, чем удивить посетителей – например, достают из фондов работы, которые раньше не экспонировались или, по крайней мере, выставлялись крайне редко.

Список юбиляров этого года располагает к тому, чтобы написать о выставке не то чтобы статью – не один том, ведь каждый из художников значим для истории изобразительного искусства Казахстана.

Этнограф с кистью
Например, в этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Хлудова – мастера, у которого в свое время брал уроки будущий народный художник Абылхан Кастеев. Именно на нашей земле максимально раскрылся художественный талант и самого Николая Хлудова. Он приехал в Казахстан в составе административного корпуса царского правительства еще в 1879 году и сразу же погрузился в культуру и традиции нашего народа. Как этнографа, его интересовали не только прекрасные ландшафты, природные достопримечательности, но и духовное наследие. Причем изучал все это художник не из необходимости, а из искреннего интереса, проникаясь местной культурой и обычаями.
Сегодня основная коллекция работ художника хранится в Центральном государственном музее РК, многие из них он в свое время принес сам, передав в дар. Однако его работы есть и в фондах Кастеевки – например, большую ценность представляют альбомы Николая Хлудова, в которых он делал наброски во время экспедиций. Они, кстати, выставляются впервые.

Всегда возвращался в Алма-Ату
Вызывают интерес и работы заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Валентина Антощенко-Оленева – в этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения. Художник-график родился в начале прошлого века в Кронштадте в семье управляющего кирпичным заводом. После нескольких переездов родители будущего мастера в конце концов обосновались в Петербурге, т именно в этом городе у мальчика проявились первые способности к рисованию. На казахскую землю он попал, будучи уже взрослым. Точнее, сначала в Кызылорду, тогдашнюю столицу Казахстана, приехала его супруга с маленьким ребенком, а уже потом и сам художник, который работал в этом городе в нескольких республиканских газетах и журналах, преподавал живопись и графику. Потом столицу перенесли, и Валентин Антощенко-Оленев попал в новый город – Алма-Ату, где активно продолжал заниматься творчеством. Съездив на пару лет в Москву, он вновь вернулся в южный город и устроился в газету «Турксиб», продолжал вести занятия по графике, живописи и гравюре. Жизнь художника вообще была прочно связана с южным городом, куда он вернулся даже после того, как десять лет провел в ссылке из-за ложного доноса.
– Эта выставка – уникальный шанс увидеть графические работы художников, в том числе и Валентина Антощенко-Оленева. Вообще мы их нечасто выставляем, потому что они очень хрупкие и требуют особых условий. Например, на картины ни в коем случае не должен падать прямой свет, – пояснила заместитель директора музея Светлана Кобжанова.

Влюбиться в Казахстан
Не меньший интерес вызывают произведения Татьяны Глебовой и Валерия Каптерева: со дня рождения обоих художников в этом году исполнилось 125 лет. Именно Валерий Каптерев первым из московских художников приехал в Казахстан. Сначала еще в студенчестве, а потом понял, что влюбился в наши земли, культуру и объездил практически всю республику. Жил в аулах и активно писал, причем не только зарисовки, но и полноценные полотна.
В 1930-е годы в Алма-Ате было совсем немного живописцев, и именно Каптерев представлял Казахстан на первой московской выставке художников нашей республики в 1934 году. Кроме того, его этюды в числе первых приобрели для фонда галереи, которая впоследствии выросла в музей Кастеева.
– На выставке мы представили монотипии художника. Эти графические полотна уникальны тем, что их практически невозможно отличить от живописи. Мастер проводил очень трудоемкую работу – сначала писал картину красками, а потом делал с нее только один отпечаток, – пояснила Светлана Кобжанова.
Одной из значимых работ мастера считается картина «Девушка с птицей», представленная на выставке. Искусствоведы отмечают, что за внешней простотой образа скрываются глубокие размышления автора о символике цвета и эмоциональных акцентах. Картина демонстрирует отход от традиционного восприятия Востока как пёстрого и орнаментального, открывая новое видение – созерцательное и сдержанное.
Наша страна занимала особое место в жизни мастера кисти: пока в большой советской стране утверждался единый стиль соцреализма, на казахской земле художник чувствовал свободу творчества, что отразилось в его картинах.
Это же касается и Татьяны Глебовой – супруги знаменитого графика Владимира Стерлигова. Кстати, встретились они именно в Алма-Ате, куда Стерлигов прибыл после контузии, полученной на фронте в годы Великой Отечественной войны, а Глебова работала художником по костюмам в киностудии. Она эвакуировалась к нам во время блокады из Ленинграда, где потеряла семью. Вернувшись в родной город в ноябре 1945 года, Стерлигов и Глебова продолжали поддерживать отношения с оставшимися в Алма-Ате друзьями и коллегами, а сам город называли райским местом.

Наши мэтры
И, конечно, два знаменитых юбиляра, со дня рождения которых в этом году исполняется 100 лет – народный художник КазССР Молдахмет Кенбаева и народный художник РК Хакимжан Наурызбаев.
Молдахмет Кенбаев отражал в своем творчестве казахский национальный дух и не раз повторял, что хочет, чтобы все полюбили степь также сильно, как он. Рано осиротев, будущий мастер воспитывался в детском доме и уже тогда проявлял талант к рисованию.
– Оба мастера имеют огромное значение для Казахстана. Молдахмета Кенбаева на этой выставке мы представляем в амплуа лирика и романтика, что не очень привычно, но вы только посмотрите на картину, где изображена бабушка в кимешеке – она наполнена особой нежностью. Это же не только высокое мастерство художника, но и увековечивание национальных традиций, – отметила Светлана Кобжанова.
Выделяются на выставке и скульптуры Хакимжана Наурызбаева. В первую очередь они привлекают внимание своей реалистичностью. Например, будто живой у мастера получился легендарный полководец и Герой Советского Союза Бауыржан Момышулы.
– Если внимательно всматриваться в работы, можно заметить: то, что мы сегодня часто считаем авангардом, наши художники делали еще в прошлом веке, только называлось это иначе. Во всяком случае, многие картины того времени выглядят очень современно. Особенно те, где сюжеты посвящены развитию промышленности. В целом мы постарались выстроить экспозицию таким образом, чтобы она была максимально интересной. Эта выставка не только дань уважения творцам, но и возможность заново взглянуть на эпоху их глазами. Их наследие остается живым, продолжая вдохновлять, пробуждать память и чувства, напоминая о главном – о человеке в бескрайнем мире времени и пространства, – подытожила Светлана Кобжанова.
С экспозицией можно ознакомиться до 18 августа.
Фото автора, а также предоставлены Национальным музеем имени Кастеева
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.