Ya Metrika Fast


English version

Как атаки на КТК повлияют на экономику Казахстана

Общество — 2 декабря 2025 12:00
0
Изображение 1 для Как атаки на КТК повлияют на экономику Казахстана

Одно из трех выносных причальных устройств системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) вышло из строя после атаки украинских беспилотников. Нефтепровод транспортирует около 80% казахстанской экспортной нефти.

Как сообщает пресс-служба КТК, выносное причальное устройств (ВПУ-2) «получило значительные повреждения» в ночь на 29 ноября после «целенаправленной террористической атаки» морскими беспилотниками.

В результате погрузочные и иные операции на морском терминале были прекращены, танкеры отведены за пределы акватории КТК. Пострадавших среди персонала компании и ее подрядчиков нет.

«В момент взрыва выносного причального устройствасистемы аварийной защиты обеспечили перекрытие соответствующих трубопроводов. Предварительно попадания нефти в акваторию Черного моря не произошло. Дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной», – говорится в сообщении оператора нефтепровода.

Чингиз Айтматов

В Министерстве энергетики Казахстана отметили, что «подобные действия в отношении сугубо гражданских объектов критической инфраструктуры являются недопустимыми».

«Трубопроводная система КТК – это международный энергетический проект, и любое силовое воздействие на его объекты создает прямые риски для глобальной энергетической безопасности, а также наносит существенный ущерб экономическим интересам участников консорциума, включая Республику Казахстан», – заявили в ведомстве.

Чтобы минимизировать негативные последствия инцидента и сохранить темпы добычи нефти на крупных месторождениях, «министерством в экстренном порядке активизирован план по перенаправлению экспортных объемов нефти на альтернативные маршруты».

В свою очередь, Министерство иностранных дел (МИД) Казахстана выразил «протест в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру» КТК.

«Произошедшее является уже третьим актом агрессии против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права. Казахстан, как ответственный участник глобального энергетического рынка, неизменно выступает за сохранение устойчивости и бесперебойности поставок энергоносителей. Подчёркиваем, что КТК играет значимую роль в поддержании стабильности мировой энергетической системы», – говорится в заявлении МИД.

В ведомство рассматривают произошедшее «как действие, наносящее ущерб двусторонним отношениям Республики Казахстан и Украины», и ожидает «от украинской стороны принятия действенных мер по недопущению подобных инцидентов в будущем».

Украина заявила, что ее действия не направлены против Казахстана или третьих стран и направлены исключительно на отражение того, что она назвала «полномасштабной российской агрессией», передает Reuters.

Как инцидент повлияет на работу нефтепровода

«Очевидно, что атака на ВПУ-2 – это серьезный удар по критической инфраструктуре КТК, который в 2024 году отгрузил около 63 млн тонн нефти, из которых около 80% приходится на казахстанскую нефть с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Согласно официальным данным консорциума, устройство получило значительные повреждения, и его дальнейшая эксплуатация невозможна без ремонта, который может занять от 3 до 6 месяцев в оптимистичном сценарии, учитывая логистику и доступность оборудования в условиях геополитической напряженности», – отмечает эксперт нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов.

Сразу же после атаки оператор полностью приостановил отгрузку нефти на морском терминале в Новороссийске, нефтепровод был временно перекрыт, чтобы избежать утечки нефти в море.

«Это предотвратило экологическую катастрофу, но привело к простою всей системы. КТК имеет три выносных причальных устройства, но ВПУ-2 обеспечивало до 30-40% мощностей. Минэнерго Казахстана уже активизировало план по переброске части экспорта на альтернативные маршруты. Скорее всего, речь идет о трубопроводах «Атырау-Самара» и «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), но они не покрывают полный объем (экспорта по КТК). Их суммарная мощность составляет всего 10-15 млн тонн в год. В целом, это приведет к накоплению запасов в Атырау и потенциальным задержкам в поставках. Полный коллапс нефтепровода маловероятен в течении ближайших 7-10 дней, благодаря существующим резервным системам на самих месторождениях», – полагает эксперт.

Как это повлияет на экономику Казахстана

«Экономика Казахстана, где нефть составляет около 60% экспорта и 20-25% ВВП, особенно уязвима к таким сбоям. КТК – это 55-60 млн тонн казахстанской нефти ежегодно, приносящий порядка $5-7 млрд доходов от экспорта. Инцидент уже вызвал немедленный эффект: приостановка отгрузок ожидаемо приведет к потере $100-200 млн в ноябре-декабре, а в случае затяжного ремонта до $500-600 млн за год, включая упущенную выгоду и дополнительные логистические расходы», – говорит Аскар Исмаилов.


Он напоминает, что стоимость транспортировки нефти через Баку втрое дороже тарифов прокачки на КТК.

«Бюджет республики недополучит налоговые поступления от нефтяных компаний, а цены на нефть могут вырасти на $2-5 за баррель из-за глобальных рисков, что частично компенсирует потери, но не полностью. Более того, это усилит волатильность тенге. Для регионов Атырауской и Мангистауской областей, где нефтедобыча – это основной драйвер занятости, возможны негативные социальные последствия», – прогнозирует эксперт.

Он ожидает, что на фоне эскалации атак, а это уже третья в 2025 году: февраль – НПС «Кропоткинская», сентябрь – офис оператора в городе Новороссийск, ноябрь – ВПУ-2, прогноз для КТК пессимистичный в краткосрочной перспективе, но с потенциалом восстановления при усилении мер безопасности.

«В ближайшие три месяца КТК может снизить пропускную способность на 20-40%, что сопоставимо с общим ущербом консорциуму более чем в $1 млрд в 2026 году», – считает эксперт.

Однако, по его словам, КТК – это международный проект с участием США, Европы и России, так что ожидается быстрая реакция и инвестиции в ремонты и замену ВПУ.

«Для Казахстана выход из ситуации – это ускорение диверсификации экспортных маршрутов и решения вопросов с стратегическим резервуарным парком, о чем говорил глава государства», – полагает Аскар Исмаилов.

В ноябре 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев поручил национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) «рассмотреть вопрос строительства крупного нефтехранилища в Атырауской области». При этом он заявил, что Минэнерго «следует провести переговоры с крупными добывающими компаниями относительно строительства хранилищ».

«На сегодняшний день мы вынуждены сразу отправлять нефть на экспорт, потому что этого требует технология. Останавливать производство недопустимо. Очень хороший в этом плане опыт имеет Китай. Там построены очень большие нефтехранилища, которые позволяют без дополнительных поставок удовлетворять внутренние потребности на протяжении 3-4 месяцев», – сказал Токаев.

Поручение было дано на фоне периодических сбоев в работе КТК.

Был установлен срок исполнения поручения президента – март 2023 года.

По нашим данным, Минэнерго в феврале 2023 года ответило правительству, что «строительство таких хранилищ является очень дорогостоящим».

«В краткосрочной и среднесрочной перспективе для нашей республики, строительство сооружений такого рода, считается, как по техническим, так и по экономическим аспектам, не выгодным и нецелесообразным. Эффективнее и менее затратно не добывать углеводороды, так как помимо строительства хранилищ возникают финансовые затраты на их обслуживание», – сказали в министерстве.

В ведомстве считают, что «если необходимо снять краткосрочные риски, то можно построить хранилища, рассчитываемые на 1-2 недельные объемы добычи, что составляет порядка 0,7-1,4 млн тонн».

Министерством было проведено совещание с участием акимата Атырауской области, КМГ, а также представителей международных нефтяных компаний.

По итогам совещания нацкомпания сообщила, что минимальный объем добычи нефти на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке для сохранения уровня производства товарного газа для внутреннего рынка составляет порядка 37 млн. тонн в год (100 тысяч тонн в сутки). Для обеспечения семисуточного запаса добычи нефти на этих месторождениях потребуется хранилище объемом 700 тыс. тонн.

По расчетам КМГ, капитальные затраты на строительство нефтехранилища объемом 700 тыс. тонн ориентировочно могут составить $1 млрд, а операционные – $10 млн.

Между тем, Chevron поздно вечером в воскресенье заявил, что погрузка сырой нефти компании «Тенгизшевройл», которая на 50% принадлежит американской корпорации, в порту Новороссийска продолжается.

Акционеры КТК: Россия (31%), Казахстан (20,75%), Chevron (15%), Лукойл (12,5%), ExxonMobil (7,5%), Shell (7,5%), Роснефть (3,75%) и Eni (2%).


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.