Ya Metrika Fast


English version

Как атаки украинских беспилотников повлияли на работу КТК

Общество — 25 ноября 2025 14:00
0
Изображение 1 для Как атаки украинских беспилотников повлияли на работу КТК

Украина, находящаяся в состоянии войны с Россией, продолжает наносить удары по российской нефтегазовой инфраструктуре. В частности, 14 ноября она атаковала крупнейший нефтеналивной комплекс «Шесхарис», расположенный близ черноморского порта Новороссийск. Через этот порт экспортируется и казахстанская нефть, хотя основной объем нефти из Казахстана отгружается через морской терминал Южная Озереевка, расположенный примерно в 15 км к юго-западу от Новороссийска, и КТК.

В этом году удары украинских беспилотников дальнего радиуса действия с воздуха и с моря неоднократно нарушали работу российской нефтяной инфраструктуры – морских портов в Балтийском и Черном морях, систему магистральных трубопроводов и ряда нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В результате, по оценке экспертов, около 40% российских нефтеперерабатывающих мощностей вышли из строя.

В пятницу, 14 ноября украинцы атаковали ракетами и беспилотниками черноморский порт в Новороссийске, экспортирующий около 2,2 млн баррелей нефти в сутки (б/с), что равно 2% от мировых поставок. Российская трубопроводная компания «Транснефть» была вынуждена отменить поставки в порт. Морской терминал КТК остановил отгрузку нефти на несколько часов, и возобновил ее после отмены режима воздушной тревоги.

Обломки беспилотников упали на территорию российского зернового и контейнерного терминалов в Новороссийске. Были повреждены пришвартованное судно, жилые дома и нефтебаза, сообщило Reuters.

Чингиз Айтматов

В заявлении Украины говорится, что повреждения также были нанесены российскому зенитно-ракетному комплексу С-400 и хранилищу ракет, что привело к детонации и пожару. Всего над Краснодарским краем, по данным Минобороны РФ, в ночь на 14 ноября было сбито 66 беспилотников и еще 59 над Черным морем.

Перевалочный комплекс Шесхарис принадлежит Транснефти, и принимает нефть и нефтепродукты из ее трубопроводов для дальнейшей отгрузки в танкеры для поставок на заводы и экспорта. Пропускная способность нефтеналивного комплекса – 75 млн тонн в год. Он эксплуатируется с 1964 года. Имеет 30 резервуаров для нефти, 16 – для мазута, 10 – для дизтоплива.

Через Шесхарис экспортируется и казахстанская нефть двумя маршрутами: 1) через морской порт Актау далее по Каспию до порта Махачкала и затем по системе трубопроводов Транснефти до Новороссийска – около 2 млн тонн в год; 2) по экспортному нефтепроводу «Атырау-Самара» и далее внутренним российским трубопроводам опять же до Новороссийска – свыше 4 млн тонн. То есть в среднем ежегодно около 9-10% казахстанской экспортной нефти переваливается через Шесхарис.

После того, как стало известно об атаках на Шесхарис, в Министерстве энергетики Казахстана заявили, что «прием и транспортировка казахстанской нефти по системам «Атырау – Самара» и «Актау – Махачкала» осуществляются в штатном режиме, без ограничений».

«Ведомство находится на связи с компанией «Транснефть» для получения оперативной информации. Ситуация находится на постоянном контроле», – сообщила Асель Серикпаева, советник главы Минэнерго.

Судя по всему, атака украинских военных на Шесхарис особо не повлияла на экспорт казахстанской нефти. Инцидент не нарушил и работу морского терминала КТК, расположенного в 15 км от порта Транснефти, хотя до этого инфраструктура международного нефтепровода, акционерами которого помимо Казахстана и России, также являются американские и европейские нефтяные компании, не раз подвергалась атаке украинских военных. Крупнейшими из них стали удары, совершенные в феврале этого года по нефтеперекачивающей станции (НПС) «Кропоткинская», расположенной в Краснодарском крае РФ. Станция принимает российскую нефть в систему КТК.

В результате атаки объект получил различные повреждения. Транспортировка нефти по нефтепроводу временно осуществлялась по аварийной схеме, минуя вышеназванную НПС.

Тогда Транснефть заявила, что экспорт казахстанской нефти по трубопроводу может сократиться на 30%. Однако позже стало известно, что отгрузка по нефтепроводу за январь-май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже увеличилась.


Позже в КТК заявили, что консорциум инициировал процедуру подачи иска против властей Украины за ущерб, нанесенный НПС «Кропоткинская», который был оценен в 2,7 млрд рублей ($34,4 млн). Напомним, КТК транспортирует и российскую нефть – 8 млн тонн в 2024 году или около 13% от всего объема сырья, перекачанного по системе за год.

В сентябре во время атаки украинских дронов на Новороссийск повреждения получило административное здание КТК, расположенное в этом городе. Работа офиса была временно приостановлена, персонал эвакуирован. В компании сообщили, что двое пострадавших от ударов работников были доставлены в медицинское учреждение с ранениями различной степени тяжести. Инцидент не остановил отгрузку нефти через морской терминал.

В целом, объекты черноморской нефтяной инфраструктуры России периодически подвергаются атаке со стороны Вооруженных силу Украины (ВСУ).

Как дела с БТД?

Казахстанская нефть отгружается на мировые рынки как через порт Шесхарис, так и через терминал КТК. Если первый пропускает не более 10% экспортной нефти из республики, то по второму уходит более 80%. При этом по системе Транснефти в основном отправляют свое сырье национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) и другие казахстанские и иностранные добывающие предприятия, а по КТК – в основном КМГ и международные компании, разрабатывающие Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

Эксперты нефтегазовой отрасли Казахстана после нападения России на Украину, предупреждали, что КТК может быть подвергнута ответным атакам ВСУ.

Кроме того, после неоднократных остановок нефтепровода весной и летом 2022 года, в том числе по решению российских властей, в казахстанском правительстве заговорили о поиске и наработке альтернативных маршрутов экспорта. Одним из вариантов было возобновление отгрузки нефти по трубопроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД), остановленной в 2016 году. Стоимость транспортировки нефти по этому маршруту, включая расходы на железнодорожную перевозку в цистернах внутри Казахстана, почти в три раза превышает затраты на перекачку по системе КТК, согласно оценке Argus.

При этом, надо отметить, что БТД выходит сразу на Средиземное море, а КТК – на Черное. Так что у этого нефтепровода есть свои преимущества.

В 2022 году КМГ договорилась с акционерами БТД о транспортировке по нефтепроводу сначала 1 млн, а потом и 2,2 млн тонн нефти в год. Однако, в 2023-2024 годах казахстанские компании отправляли по нему не более 1,4 млн тонн нефти в год, в 2025-м планируется – 1,7 млн тонн.

Кроме того, в этом году в августе и сентября примерно на 1-2 месяца отгрузка по БТД прерывалась и Казахстан переориентировал экспорт нефти на КТК. Транзит был приостановлен вскоре после того, как компании-акционеры трубопровода сообщили о выявлении в нефти хлорорганических соединений. При этом источник загрязнения нефти так и не был установлен.

За первые 9 месяцев по БТД отгружено 0,9 млн тонн казахстанской нефти. Казахстану пока не удается наладить альтернативные маршруты экспорта нефти и зависимость от российской нефтяной инфраструктуры, по-прежнему, очень высока. Но риск возможной остановки КТК из-за атак украинских военных или же решения российских властей никуда не исчез.

Между тем, Минфин США дало разрешение КТК работать с попавшими под санкции российскими компаниями Роснефть и Лукойл, которые к тому же являются и участниками консорциума, владея 3,75% и 12,5% нефтепровода. Другим акционерами КТК являются Россия (31%), Казахстан (20,75%), Chevron (15%), ExxonMobil (7,5%), Shell (7,5%) и Eni (2%).


Дулат Тасымов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.