Как бизнес строит взаимоотношения с властью
Одной из важных новостей прошедшей недели стала информация о том, что аэропортом Астаны начнет управлять инвестор из ОАЭ. Речь идет не о прямой передаче доли во владении аэропортом, а о привлечении зарубежных инвестиций и сотрудничестве с частной компанией для развития инфраструктуры объекта. Аналогичное взаимодействие осуществляют казахстанские компании в рамках программы государственно-частного партнерства.
Стратегическая программа государственно-частного партнерства в нынешнем виде была принята в 2015 году. Ее суть заключается в том, что государственные органы заключают договоры с частными компаниями, которые способны вложить инвестиции и помочь государству реализовать проекты в крайне важных для устойчивости сферах: инфраструктура, здравоохранение, образование, дороги и так далее.
В Казахстане проекты, осуществляющиеся по программам ГЧП, напрямую связаны со стимулированием экономического роста и модернизации страны. Задачами в осуществлении государственно-частного партнерства, по официальной информации, являются создание условий для эффективного взаимодействия государства и бизнеса с целью социально-экономического развития страны, снижение нагрузки на государственный бюджет, привлечение частного сектора к управлению государственными активами, повышение уровня доступности и качества товаров и услуг с учетом потребностей населения.
Стать частным партнером для государства может далеко не любое случайное предприятие. Компанию, заявившую о своем желании принять участие в партнерстве как путем открытого конкурса, так и путем прямых переговоров, предварительно проверяют на соответствие закону.
Потенциальный партнер государства должен быть платежеспособным, не иметь в текущем финансовом году налоговой задолженности свыше 6 МРП (на данный момент это 20,7 тыс. тенге), обладать всеми необходимыми ресурсы для исполнения обязательств по договору и средствами на сумму не менее 20% стоимости объекта партнерства, которыми возможно распоряжаться для осуществления проекта.
Все эти правила сделаны для исключения коррупции, хищений и недобросовестных выполнений договоров. При этом создать компанию намеренно для реализации проекта государственно-частного партнерства по законодательству возможно, но эта компания также должна соответствовать всем указанным требованиям.
Конечные решения о том, что государство будет реализовывать какой-либо проект совместно с частным бизнесом, и о назначении итоговых партнеров, с которыми заключаются договоры, принимает конкурсная комиссия на базе АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». Государство со своей стороны предоставляет партнерам по проектам софинансирование суммой не более 30% стоимости объекта, право пользования объектами госсобственности на срок до 30 лет и необходимую помощь: субсидирование, обеспечение коммуникациями, компенсация части инвестиционных и операционных затрат, необходимые гарантии и так далее.
С июля этого года конкурсы начали проходить на новом специальном портале, созданном Казцентром ГЧП и Минэкономики при содействии Евразийского Банка Развития. Портал был запущен для упрощения и ускорения процесс заключения договоров между госорганами и компаниями с целью улучшения прозрачности процессов планирования и реализации проектов.
Всего с 2015 года в Казахстане, по последним данным Казцентра ГЧП, было заключено 1086 договоров о государственно-частном партнерстве. 297 из них уже реализованы, 789 продолжают действовать. Преимущественно договоры заключаются на местном уровне с акиматами. На республиканском уровне в данный момент реализовываются проекты по 15 договорам. Общая сумма привлеченных инвестиций в результате создания проектов составила около 1 трлн. тенге.
Одним из наиболее ярких проектов, выполненных в рамках ГЧП, является известная платная Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД), запущенная в эксплуатацию в июне этого года. Государственно-частный договор о ее создании был подписан в 2018 году.
Дорога закольцовывает территорию 14 сельских населенных пунктов трех районов Алматинской области и имеет длину 66 км. В течение следующих 15 лет инвестор, создавший проект (консорциум «Аларко-Макйол-СК»), будет его эксплуатировать и содержать, а затем дорогу передадут обратно в государственную собственность.
Этот проект является масштабным строительством, включающим в себя не только непосредственно укладку дороги, но и создание 21 моста, восьми двухуровневых транспортных развязок, две эстакады, 18 путепроводов, а также перенос отдельных электролиний, переустройство водопроводов, системы канализации и илопроводов, вынос телекоммуникаций. Общая стоимость БАКАД составила 743 млн. долларов (более 355 млрд. тенге), из которых 22% являлись частными средствами, а 78% привлеченным заемом в Евразийском банке развития, Исламском банке развития и Европейском банке реконструкции и развития.
Благодаря этому проекту в Казахстане появился транспортный узел, позволяющий оперативно перевозить через Алматы грузовой транспорт из Китая. При этом государство будет получать в бюджет дополнительные средства, поскольку передвижение по дороге является платным. Также появление этой дороги благоприятно сказывается на скорости перемещения жителей страны между территориями области. Например, дорога из Талгара в Каскелен через БАКАД займет 40 минут, тогда как ранее на это требовалось свыше часа.
Помимо этого, в сфере автодорожного регулирования при помощи ГЧП с 2018 года обслуживается трасса Чапаево-Жангала-Сайхин в Западно-Казахстанской области и устанавливаются видеокамеры интеллектуальной системы видеонаблюдения SuncarSmartCity. Государственные обязательства по данным проектам составляют 1,6 млрд. тенге.
Не менее важным является то, что государственно-частное партнерство помогает создавать в стране школы, которых сейчас крайне не хватает. В 2021 году министерство образования озвучило тревожные цифры: если не начать в срочном порядке увеличивать в стране количество школ, то в 2025 году 1 млн. детей попросту не смогут обучаться. Поэтому новые школы начали в срочном порядке создаваться по всем городам и селам страны, в том числе при помощи программы ГЧП.
Сегодня при взаимодействии с национальной палатой предпринимателей «Атамекен» государством получены договоренности о реализации как минимум 13 проектов для ремонта и замены оборудования в 44 средних образовательных школах города Уральск и 8 средних образовательных школах в городе Аксай Западно-Казахстанской области без необходимости привлечения государственных средств. Всего из 1000 школ, созданных по поручению президента к 2025 году, по механизму ГЧП будет около 101.
Одним из наиболее крупных проектов в сфере образования, уже реализованных при помощи государственно-частного партнерства, являются общеобразовательные частные школы BINOM. В 2022 году частный партнер в лице BI Group за собственные средства построил и ввел в эксплуатацию три школы в районе Есиль в Астане (первая на пересечении улиц Е20, Е33 и Е17, вторая – на пересечении улиц №28 и 38, третья – на пересечении Бухар Жырау и №38) и одна в Алматы (на пересечении улиц Ахмета Байтурсынова, А78, А92 и А56). В этом году к ним присоединилась также школа в Астане на пересечении улиц Е51, Е69 и Е70.
Эти школы созданы по современным методикам. В каждой из них расположены 127 кабинетов, 9 лабораторий по физике, химии, биологии, биотехнологиям и смарт-классы. Также в школах есть кабинеты робототехники, мастерские для резьбы по дереву и металлу, большие библиотеки и кинозал на 100 мест. Помимо этого, предусмотрены доступность для детей с инвалидностью (пандусы, подъемники, тактильные полосы) и повышенная система безопасности.
Каждое учебное заведение рассчитано на 2000 мест. Учебные заведения для настолько большого количества мест ранее не создавались и без возможности осуществления государственно-частного партнерства их, скорее всего, и не было бы.
Всего на строительство и последующую эксплуатацию новых школ частная компания заложила около 100 млрд. тенге. Компания в рамках государственно-частного партнерства будет самостоятельно оплачивать все сопутствующие расходы на предоставленный период владения объектом.
Помимо этого, в рамках ГЧП также создаются спортивные центры (например, в этом году был инициирован масштабный проект длительностью 7 лет по организации и эксплуатации детско-юношеской спортивной школы в Абайском районе города Шымкент общей площадью не менее 3500 кв.м., в которой дети будут заниматься баскетболом, стритболом, настольным теннисом, тхэквондо, кикбоксингом, стрельбой из лука и другими видами спорта) и социальные платформы (в городе Экибастуз Павлодарской области с прошлого года создают центр для оказания соцуслуг престарелым лицам и инвалидам), обеспечивается работы медицинских учреждений (приняты договоры на приобретение МРТ, КТ, ангиографа и строительство врачебной амбулатории на 35 посещений в смену в селе Лубенка Западно-Казахстанской области) и другие масштабные социальные проекты.
К объектам, в которых применить государственно-частное партнерство невозможно, относятся земельная и водная инфраструктуры, стратегические водохозяйственные сооружения, объекты растительного и животного мира, особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т.д.), объекты культурного наследия и медорганизации, работающие в сфере профилактики ВИЧ.
Разнообразие проектов, начиная с транспортной инфраструктуры и заканчивая социальной сферой, подчеркивает важность этой программы для экономики страны. Отметим, что в случае с принятым на прошедшей неделе соглашении о развитии столичного аэропорта понятие «государственно-частное партнерство» напрямую не применяется, однако данное решение ставит за собой аналогичную цель: привлечение инвестиций и последующее улучшение качества важного объекта на благо казахстанцев.
Комментариев пока нет