Как Динмухамет Идрисов и Рашит Сарсенов борются за контроль над добычей золота
Борьба за AltynEx Company, крупнейшее золотодобывающее предприятие Казахстана, продолжается уже несколько лет. Два влиятельных бизнесмена оспаривают право владения акциями компании. Конфликт сопровождается уголовными делами, судебными процессами и громкими заявлениями.
Эта история началась с передачи акций под угрозой уголовного преследования, продолжилась серией сделок между аффилированными лицами и достигла кульминации в виде судебных решений, изменивших владельца компании. Как это случилось и что происходит сейчас – рассказываем по порядку.
Истоки конфликта
В конце 2018 года крупный бизнесмен Динмухамет Идрисов, которому принадлежат доли в таких крупных компаниях как «Казазот», «Bank RBK», «Актюбинский завод нефтяного оборудования», «ККС», страховая компания Amanat и другие, оказался в центре уголовного расследования.
Генеральный директор финансово-промышленной корпорации «BSB» Валихан Кошумбаев тогда инициировал судебный процесс, обвинив одного из партнёров Идрисова, Уалихана Нурмухамедова, в действиях, наносящих ущерб компании. Дело было связано с несостоявшимися совместными планами предпринимателей по строительству торгово-развлекательного комплекса в Алматы. Сам Динмухамет Идрисов проходил по этому делу в качестве свидетеля, имеющего право на защиту, и участвовал в допросах. Тогда он решил подписать медиативное соглашение, как сообщали СМИ со слов представителей Идрисова, с целью избежать дальнейших юридических последствий.
По условиям этого соглашения 100% акций золотодобывающего предприятия AltynEx Company, которым на тот момент владел Динмухамет Идрисов, были переданы в счёт урегулирования имущественных претензий. В обмен Идрисову предоставили обязательство прекратить уголовное дело.
В итоге условия договора были выполнены. После заключения медиативного соглашения Идрисов окончательно перестал обладать акциями компаниями, а в феврале 2019 года он покинул состав совета директоров. Новым председателем правления компании стал бизнесмен Дамир Абдуллаев.
– После обеспечения Идрисовым Д.А. передачи вышеназванных активов, Кошумбаев Б.В. подал заявление о прекращении уголовного дела за примирением сторон в связи с возмещением имущественного вреда и отсутствием претензий, – говорится в судебном постановлении.
Затем акции компании начали постепенно переходить от одних владельцев к другому. Изначально они оказались у нескольких сотрудников и партнёров ФПК «BSB». К начале 2021 года после ряда договоров купли-продажи и дарения 100% акций компании перешли известному миллиардеру Рашиту Сарсенову, который владеет «Нурбанком», сетью АЗС Helios, страховой компанией «Викторией» и другими активами.
Обратный поворот
В 2022 году Динмухамет Идрисов стал утверждать, что сделка по передаче акций была заключена под психологическим давлением со стороны правоохранительных органов, обвинения в уголовном деле не имели реальных оснований, и процесс передачи акций AltynEx Company, обладающей лицензией на разработку крупного месторождения «Юбилейное», нарушал его права.
В итоге он подал иск в Бостандыкский районный суд с требованием признать сделки купли-продажи недействительными.
– Идрисов Д.А. не получил никакой выгоды от заключения оспариваемых договоров, он по состоянию на дату заключения договора об урегулировании задолженности не имел отношения к Корпорации, чей долг перед ТОО «ФПК BSB» в размере 22 728 000 000 тенге вынужден был взять на себя. Фактически Идрисов Д.А. был вынужден перевести на себя долг постороннего лица, с которым у него отсутствовали какие-либо правоотношения. Кроме того, он был вынужден просить третьих лиц, погасить долг постороннего лица – Корпорации. Акции были переданы в счет погашения долга в размере 22 728 000 000 тенге, несмотря на то, что их рыночная стоимость составляла 176 272 513 000 тенге. Единственный, кто получил выгоду это ТОО «ФПК BSB» и связанные с ним лица, которые стали собственниками 100% акций. Договор об урегулировании задолженности был заключен под видом мирового соглашения, которое не было утверждено судом, – утверждали в суде его представители.
Судебные разбирательства длились больше года. Всё это время Идрисов проходил несколько психолого-психиатрических экспертиз, чтобы попытаться доказать, что в 2018 году он согласился на сделку в невменяемом состоянии из-за угроз и что последующие передачи акций Сарсенову были незаконными.
В конечном счёте, в июне 2023 года Бостандыкский районный суд отказал в удовлетворении иска Идрисова, мотивировав своё решение недостаточностью доказательств.
Как отмечали следившие за ходом судебного процесса СМИ, Генпрокуратура в ответ на запрос участвовавшего в качестве ответчика Дамира Абдуллаева указала, что фактов психологического давления со стороны следственной группы в 2018 году не было и погашение задолженности путём передачи акций было его личной волей, а судья посчитала, что все аргументы о необходимости отменить договор «фактически базируются только на пояснениях самого Идрисова о событиях трёхлетней давности» и «не согласуются с обстоятельствами дела, установленными в ходе судебного разбирательства».
Конфликт достигает пика
Динмухамет Идрисов с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу. Её рассмотрение затянулось ещё на год и крутилось всё также вокруг одних и тех же тезисов.
– Идрисов Д.А. просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что при рассмотрении данного дела судом первой неправильно определен и выяснен круг обстоятельств, имеющий значение для дела, не применено подлежащие применению нормы материального и процессуального права, что привело к необоснованному отказу в удовлетворении иска. При этом доводы жалобы аналогичные с доводами, изложенными в исковом заявлении, – говорится в судебном постановлении.
Споры были настолько горячими, что в марте этого года бизнесмен даже заявил судье отвод. Впрочем, его отклонили. А в октябре апелляционная судебная коллегия приняло решение. Суд вновь указал на то, что проведенные по делу экспертизы никак не указывают на то, что Идрисов не понимал содержание подписываемых документов, и наоборот подтверждают факт намеренного заключения им соглашения.
И тем не менее, требования Идрисова были удовлетворены – но не благодаря его собственным аргументам, а на основании законодательных норм, связанных с регулированием недропользования. Фактически, суд признал неправомерными не сами сделки, а то, как они проводились.
– В ходе рассмотрения дела стороной истца был направлен запрос в уполномоченный орган Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в котором перед ним поставлен в том числе вопрос о даче разъяснений по необходимости получения разрешения уполномоченного органа для передачи акций. Уполномоченным органом предоставлен ответ о том, что по оспариваемым сделкам требовалось получение разрешения на передачу права недропользования, однако такое разрешение не было запрошено сторонами сделки. Сделки по передаче права недропользования без получения разрешения являются ничтожными, переход права недропользования третьим лицам возможен только после отказа государства на получение права недропользования. Коллегия приходит к выводу, что при совершении оспариваемых сделок по передачи акций АО «AltynEx Company» были прямо нарушены требования действующего законодательства в части обязательной необходимости получения разрешения уполномоченного органа, а также нарушены интересы государства, – говорится в постановлении.
Таким образом, суд в октябре признал часть сделок, связанных с передачей акций компании, начиная с 2018 года, неправильно завершёнными. Формально это позволило Идрисову на текущий момент вернуть контроль над AltynEx Company.
Но есть несколько нюансов.
Во-первых, суд признал, что Динмухамет Идрисов остаётся должен Рашиту Сарсенову 50 млрд тенге. На текущий момент этот долг остаётся не погашен. Во-вторых, в суде Динмухамет Идрисов требовал автоматически «истребовать простые акции АО «AltynEx Company» из незаконного владения и вернуть их путём регистрации права собственности в реестре держателей ценных бумаг. Однако суд указал на то, что решить конфликт таким образом по закону нельзя, – и поэтому в данном требовании бизнесмену отказали.
– В части требований к Центральному депозитарию об обязании его зарегистрировать право собственности за Идрисовым Динмухаметом Аппазовичем на простые акции АО «AltynEx Company» в количестве 32 190 штук в системе учета номинального держания и системе реестров держателей ценных бумаг судом было отказано. В соответствии с пунктом 3 статьи 157-1 ГК РК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке. Исполнение решения суда возможно путём подачи истцом и ответчиком двухсторонних приказов в случае добровольного его исполнения, либо в порядке принудительного исполнения в соответствии с законом Республики Казахстан, – подчеркнул в ноябре заместитель председателя правления Центрального депозитария ценных бумаг Алан Шатанов.
Говоря иначе, чтобы бизнесмен получил акции обратно, фактически ему необходимо вернуть Рашиту Сарсенову огромный долг, а самому Сарсенову и предыдущим собственникам необходимо заключить сделки в обратном порядке. Быстро выполнить это условие не очень просто.
Однако бизнесмен начал торопить передачу компании в его руки. В итоге в начале декабря стало известно, что Центральный депозитарий ценных бумаг Казахстана неожиданно самостоятельно переоформил акции AltynEx Company на имя Динмухамета Идрисова.
Как именно это произошло, если по закону и по ранее предоставленному депозитарием комментарию осуществить решение суда таким образом невозможно, – непонятно, на текущий момент это остаётся загадкой.
Этот шаг вызвал резкую критику со стороны Рашита Сарсенова. Он назвал действия депозитария незаконными. В заявлении, опубликованном на сайте «AltynEx Company», Сарсенов заявил, что переоформление акций произошло без его согласия и в нарушение Конституции РК.
– 6 декабря 2024 года в Депозитарии финансовой отчетности KASE без санкции единственного лица, имеющего полномочия и доступ через код подтверждения размещать уведомления о корпоративных событиях – Первого руководителя АО «AltynEx Company», была размещена информация о корпоративном событии – об изменении состава акционеров. Указанные обстоятельства являются основанием для проведения проверки наличия в действиях причастных лиц фактов злоупотребления полномочиями, нарушения правил проведения операций с ценными бумагами и коммерческого подкупа, приведшими к лишению права собственности единственного акционера, – говорится в заявлении на сайте компании.
В публикации сказано, что соответствующие заявления поданы в правоохранительные органы.
Этот этап конфликта, ярко демонстрирующего необходимость прозрачности в корпоративных сделках, заострил разногласия между сторонами. Если Идрисов опирается на наличие судебного постановления апелляционной инстанции, то Сарсенов теперь пытается оспорить законность решения суда, утверждая о нарушениях в процессе исполнения постановления.
Окончательная развязка в этом споре пока остаётся неопределённой. На данный момент стороны продолжают борьбу, и её исход может оказать влияние не только на судьбу AltynEx Company, но и на деловой климат в стране и доверие к правовой системе Казахстана со стороны инвесторов. Посмотрим, как это всё решится.
4 Комментариев
Сначала отдал акции потом опомнился, и под другим соусом прикинуться дурачком, акции компании наверняка выросли, и уже на сегодня компания стоит намного дороже чем 5 лет назад, цирк полный, такое может произойти только у нас в КЗ, никто после такого не захочет вкладываться в КЗ, сначала продают а потом скажут что отобрали,
Да бандюган он чимкентский.
При каких обстоятельствах Идрисов передал акции которых стоимость в 50 раз больше чем судебное исковое заявление ,это уже как минимум страно, давление или угрозы 2018 был полный беспредел и рейдорство ,
Статья 295 УК РК, нанесение имущественного ущерба без цели хищения +