English version

Как «Гензель и Гретель» стали спектаклем о внутренней свободе

Общество — 11 июля 2025 10:00
0 -1

Они больше не просто дети, потерявшиеся в лесу. В постановке «Тотального театра» старая сказка о Гензель и Гретель превращается в современную психологическую драму – про взросление, отказ от зависимости и внутреннюю свободу. Режиссёр Элистин Михайлов обращается к темам, которые касаются и подростков, и родителей. Почему эта история снова звучит остро – и кому она особенно нужна сегодня?

Изображение 1 для Как «Гензель и Гретель» стали спектаклем о внутренней свободе

«Гензель и Гретель» – немецкая народная сказка, записанная братьями Гримм, впервые была опубликована в знаменитом сборнике 1812 года. История о юных брате и сестре, которым угрожает ведьма-людоедка, живущая глубоко в лесу, в доме, построенном из хлеба и сластей.

О братьях Гримм

Якоб и Вильгельм Гримм – знаменитые собиратели сказок, лингвисты и исследователи народной культуры. Братья многое сделали не только для собственной страны, но и в целом заложили основы изучения фольклора.

Братья Гримм были профессиональными библиотекарями и посвятили этой профессии большую часть жизни. Они собрали, переработали и записали десятки народных легенд, которые передавались из уст в уста сотни лет.

Сказки Братьев Гримм повлияли на творчество многих писателей во всем мире. Не многие знают, например, что в основе знаменитой сказки Александра Пушкина о рыбаке и рыбке лежит сказка братьев Гримм «Рыбак и его жена».

Кроме того, талантливые лингвисты, Якоб и Вильгельм Гримм, были одними из основоположников германистики (области филологии, изучающей германские языки). В конце жизни братья занимались созданием первого словаря немецкого языка, однако не успели закончить его.

Изображение 2 для Как «Гензель и Гретель» стали спектаклем о внутренней свободе

Как братья Гримм рассказали о Гензеле и Гретель

По сюжету сказки родители не могут прокормить детей, поэтому отводят брата и сестру в лес и решают их там бросить. Заблудившись в чаще, Гензель и Гретель идут вслед за белоснежной птичкой и набредают на пряничный домик, где попадаются в ловушку ведьмы, которая ест детей.  

Брата колдунья сажает в клетку, а Гретель под угрозами старухи откармливает его на съедение. По классическому сюжету мальчик обманывает подслеповатую ведьму с помощью косточки, выдавая её за свой худосочный палец. Затем сестра Гретель, проявив находчивость, убивает ведьму, заперев её в духовке печи.

Сказку «Гензель и Гретель» специалисты называют «самой известной сказкой братьев Гримм в девятнадцатом столетии». Сюжет этой истории был много раз интерпретирован и адаптирован, в разных странах и городах, в том числе – в Алматы.

Изображение 3 для Как «Гензель и Гретель» стали спектаклем о внутренней свободе

От страха – к зрелости. Истрия о взрослении

И вот, в новом сезоне «Тотальный театр» обещает премьеру – спектакль «Гензель и Гретель», однако с пометкой 16 +. В репертуаре постановка появится в сентябре, а летом коллектив театра решил провести открытую репетицию и пригласил зрителей.

На сцене «Тотального театра» история Гензель и Гретель – психологическая драма о взрослении. О выборе силы, которая не разрушает, а освобождает. Про отказ от инфантильной зависимости и обретение внутренней опоры.

С помощью находчивости и благодаря дружбе Гензель и Гретель спасаются, как и в изначальном варианте сказки. Однако Гензель понимает, что теперь каждому придется идти своим путем.

В сердцах сестра говорит Гензелю, что «я никогда не хотела, чтобы ты был моим братом». Однако когда Гретель понимает, что надо отпустить брата, она говорит «я всегда хотела, чтобы ты был моим братом». Искренняя любовь возможна только там, где нет зависимости.

Рассказывает режиссер спектакля Элистин Михайлов.

«Я довольно давно хотел поставить этот спектакль. В нем найдут свои смыслы и подростки, и взрослые. Эта история о том, что каждый из нас – отдельная личность и у каждого свой путь. Мы можем поддержать, быть рядом, но не можем решить проблемы за человека.

Часто это касается родителей – они не дают возможности решать вопросы самостоятельно. Но также это может касаться сестер, братьев, родственников или других людей, которых прочно связывают отношения».

За основу постановки взята современная интерпретация сказки американского режиссера и сценариста Оза Перкинса – его фильм ужасов в жанре темного фэнтези вышел на экраны в 2020 году. В его интерпретации акцент сделан на историю взросления и становления личности.

Подростки тоже заслуживают театр

В основном все интерпретации сказок братьев Гримм (в том числе «Гензель и Гретель») адаптированы для детей.

Например, «Гензель и Гретель» – самая популярная детская рождественская опера композитора Энгельберта Хумпердинка, премьера которой состоялась в Берлине в 1893 году. Также часто «Гензель и Гретель» ставится в кукольных театрах с пометкой 4+ или даже 0+.

Однако для «Тотального театра» было важно сделать историю о взрослении, сепарации, принятии себя и близких.

«Недавно мы закрыли шестой театральный сезон, но это не повод отдыхать. Мы уже готовимся к следующему творческому году, который для нас очень важен.

Мы решили поставить «Гензель и Гретель», потому что в театрах очень мало постановок для подростков и тех, которые можно посмотреть всей семьей. Есть спектакли либо для детей, либо для взрослой публики.

Мы бы хотели восполнить этот пробел, и в нашем репертуаре уже есть спектакль «Волки и овцы», и вот – постановка для нового сезона, «Гензель и Гретель». Премьера спектакля пройдёт в сентябре», – сказал директор «Тотального театра» Антон Зайцев.

Не только театр: кого еще вдохновили Гензель и Гретель

Отметим, что история Гензель и Гретель стала источником вдохновения для множества произведений в разных областях искусства.

Издательством Zenescope Entertainment был выпущен одноимённый комикс, адаптирующий сказку на современный лад. Комикс вошел в известную серию Grimm Fairy Tales.

Ирландская писательница Сесилия Ахерн неоднократно делает аллюзии на сказку «Гензель и Гретель» в книге «Волшебный дневник» (The Book of Tomorrow).

Украинский фантаст Константин Соловьев в постапокалиптическом романе «Гензель и Гретель, или Хозяйка Железного леса» переосмысливает и дополняет сказку с точки зрения генетики, заменяя пряничный домик мясным.

Также история Гензель и Гретель много раз становилась основой для мультфильмов. В 1954 году американский режиссер Джон Пол снят мультфильм по опере «Гензель и Гретель». Также в 1983 году Тим Бертон снял телефильм, основанный на этой сказке.

Старинные домики Гензеля и Гретель есть в польском городе Вроцлав.

Нашла свое отражение известная сказка братьев Гримм и в скульптурах. В 1913 году в Берлине в народном парке был торжественно открыт «фонтан сказок», который украсили статуи Гензеля и Гретель.

В 2012 году в Гааге, при реконструкции набережной перед Морским музеем, появилась необычная скульптурная группа сказочных персонажей, среди которых есть и Гензель и Гретель. 

Какими получатся алматинские Гензель и Гретель? Узнаем в новом сезоне.

Фотографии предоставлены «Тотальным театром»


Диана Морозова

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.