Как Госкино СССР насторожило появление казахской анимации - Exclusive
Поддержать

Как Госкино СССР насторожило появление казахской анимации

Отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнилось 100 лет. На киностудии «Казахфильм» состоялась премьера анимационной ленты «Дерево Амена Хайдарова», снятого режиссером Жанадилом Байдарбековым. Она посвящена созданию первого казахского мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками».

Амен Хайдаров

Режиссер анимационного кино Тамара Муканова, много лет проработавшая рядом с Аменом Хайдаровым, вместе с культурологом Зирой Наурызбай является автором сценария ленты, написанный на основе книги киноведа Бауыржана Ногербека «Когда оживают сказки».

– Амен-ага был человеком идеи, – рассказывает ветеран казахской анимации. – Люди рождаются с разной целью, многие, чтобы просто жить, а он пришел в этот мир, чтобы создать казахскую анимацию. До последней минуты работал как одержимый. У него была одна цель – вырастить плеяду отечественных аниматоров. Так и говорил, одно дерево – не лес, одна ласточка не делает весны.

Он родился в ауле Жинишке Нуринского района Карагандинской области. В 1941 году, едва окончив школу, ушел добровольцем на фронт. Служил радистом на Юго-Западном, Донском, Сталинградском, Первом Украинском фронтах радистом. В 1943 году под Киевом был тяжело ранен осколком мины, перенес несколько операций.

Рисованием увлекался с детства,война только укрепила это влечение.

«Даже не знаю почему, но там у меня родилось какое-то вдохновение, которое до сих пор не угасло… До сих пор помню, лежу я в окопе, рядом товарищ, небо было солнечным и ясным. Смотрю на облака и вижу – наши летят; такая красота…У меня был блокнот, я его достал и тут же начал рисовать маленьким карандашом запомнившуюся картину. Кстати именно в тот момент, пролетавший самолет мне напомнил ласточку, меня это зацепило».

В 1950 году фронтовик окончил Алматинское художественное училище. Работал плакатистом, карикатуристом, графиком и сотрудником журналов «Ара-Шмель», «Казақстан әйелдері». На очное отделение мультипликации ВГИК поступил, когда ему было уже 35. После его окончания в 1965 году получил направление на киностудию «Казахфильм».

Известный советский режиссер, постановщик фильма «Мать» Всеволод Пудовкин сказал о своем учителе Льве Кулешове: «Если мы делаем кино, то Кулешов сделал кинематографию». Об Амене Хайдарове можно сказать то же самое: он сделал казахскую мультипликацию.

Историк казахской мультипликации, киновед Бауыржан Ногербек утверждал, что все казахстанские мультипликаторы – и здравствующие, и уже ушедшие – его ученики. Амен-агай ходил на все экзамены в Алма-Атинском художественном училище и лучших выпускников переманивал в мультипликацию, добиваясь, чтобы в дальнейшем, они продолжили учебу во ВГИКе.

В 70-е казахская мультипликация благодаря ему стала заметным явлением не только у себя на родине, но и в Союзе. В Казахстан приезжали учиться ремеслу мультипликации из всех республик Центральной Азии. Здесь родилась алтайская мультипликация Тамары Мукановой, здесь увидел свет первый киргизский мультфильм.

Мэтр почти до последнего своего часа продолжал готовить аниматоров в национальной академии искусств имени Жургенева. Ему было уже 86, когда он вместе с учениками создал картину «Куйыршык» – «Хвостик». Самая же первая картина не только Амена Хайдарова, но и вообще казахской мультипликации, – «Почему у ласточки хвост рожками?», созданная в 1966 году, – произвела фурор. На всесоюзном кинофестивале она получила второй приз, на фестивале мультфильмов в Нью-Йорке – «Бронзовый Праксиноскоп». Фильм был куплен 48 странами, имел хороший прокат.

Первый международный симпозиум мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки, который состоялся в Алма-Ате в 1976 году, стал знаком общественного признания казахской мультипликации. Поэтому кинематографистам, работающим в других жанрах кино, стало тоже интересно проявить себя в этом виде киноискусства. Тем более, что для многих из них мультипликация в годы суровой идеологической цензуры стала и отдушиной, и оазисом для творческих исканий и экспериментов. В объединении «Казахмультфильм» работали в те годы не только мультипликаторы, но и режиссеры игрового и документального кино: Булат Омаров, Серик Райбаев, оператор Ораз Рымжанов… Их всех сюда, по словам Бауыржана Ногербека, работавшего в ту пору главным редактором «Казахмультфильма», притягивало то, что мультипликация никак не была связана с идеологией.

В 1978 году группа мультипликаторов была удостоена премии Ленинского комсомола Казахстана. Отец же веселой и оптимистичной казахской мультипликации, внешне медлительный, меланхоличный и даже скучноватый Амен Хайдаров за серию замечательных картин, сценарий к большинству которых он написал сам, – «Аксак кулан», «Куыршык»», «Ходжа Насреддин – строитель», «40 небылиц» – был удостоен в 1980 году Госпремии Казахской ССР.

Бауыржан Ногербек, много лет занимавшийся исследованием творческой лаборатории казахский мультипликации, говорил:

– Ребенок получает благодаря народным сказкам, легендам и притчам, на материале которых построены сюжеты мультфильмов, нравственно-этическое и художественное воспитание, а самое главное, это наивернейший способ противостоять экспансии массовой культуры, приводящей к обеднению искусства и стиранию национальных особенностей.

Киновед считал, что секрет огромного успеха нашего первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками», заключался не только в захватывающем сюжете, но еще и в его народности, связи с национальными фольклором, изобразительным искусством и музыкой. Так, музыкальная тема Ласточки, носительницы Добра, исполняется в картине на домбре – любимом инструменте казахов, а изобразительная пластика фильма – через казахский ковровый орнамент. Второй рисованный казахский мультфильм «Аксак-кулан», сюжетом для которого послужила эпическая легенда «Хромой кулан и Джучи-хан», также основывается на фольклорных мотивах. Никто не осмеливался известить грозного Чингис-хана о трагической гибели его любимого сына Джучи. И только прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду. Разгневанный Сотрясатель Вселенной, помня о своей угрозе – влить свинец в горло черного вестника, – велел казнить домбру. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры и осталось отверстие – след расплавленного свинца…

Аксак-Кулан

– И так уж получилось, что благодаря Амену-ага на дереве казахской анимации растет и алтайская веточка, – рассказывает ветеран казахской анимации Тамара Муканова. – Дело в том, что, когда я вышла замуж за одного из первых его учеников, аниматора Флобера Муканова, тоже заразилась этим жанром. Амен-ага поначалу не захотел брать меня к себе на работу – не было мест в штате. Но при этом спросил, почему решила покинуть театр (до замужества и переезда в Алма-Ату я работала режиссером-постановщиком Алтайского театра). Ответила, что очень люблю мультфильмы, они меня завораживает. Диснеевскую картину «Бэмби», которую смотрела дошкольницей, до сих пор помню от кадра от кадра. Перед уходом я сказала, что согласна бы остаться в цехе мультипликации даже в качестве мышки. Нюхала бы ночью краски, шелестела пергаментной бумагой, рассматривая рисунки-кадры. И он, этот невозмутимый человек, только что сказавший свое категоричное «нет», заинтересованно поднял голову. «А знаешь что? – сказал он. – Давай приходи месяца через два, я что-нибудь придумаю. Это было в январе 1975 года, а 12 марта пришло письмо на мой адрес: «Вы приняты на работу». Дело в том, что в свой первый визит я «забыла» у него на столе документы.

Вместе мы плотно работали в течение 10 лет, пока он не ушел преподавать в Алматинское художественном училище, где набрал группу будущих художников-мультипликаторов.

Систематичный, требовательный, щепетильный. Вот такой он был. Нотации при этом не читал никогда, но от его взгляда мы трепетали. Бывают же такие люди, которые, не сказав даже слова, заставляют слушать и слышать себя. Наверное, прирожденные лидеры такими и должны быть – не выпячивающие себя и умеющие прятать свое самолюбие, чтобы вести за собой других.

Патриотом он был до мозга до костей. Современники написали о нем книгу воспоминаний «Амен Хайдар. Бiздiн замандастар». В ней в числе других опубликована и статья режиссера –документалиста Асии Байгожиной, которая сняла о нем картину. В той статье она вспоминает его слова о том, что именно анимация формирует образ мыслей подрастающего поколения. «Она, – говорил мэтр. – есть и идеология, и искусство. Это наш дух, если этого нет, то грош нам цена как государству и народу».

Этой своей идее – вырастить мощное древо казахской анимации – он подчинил и свою семью тоже. Валентина Константиновна Хайдарова, его жена, приходя на работу с кастрюлями в тот период, когда шла работа над «Ласточкой», говорила молодым мультипликаторам, уставшим от требовательности шефа: «Потерпите. Еще немного и вы все станете знаменитостями». Так и случилось.

– В развитие казахской кинематографии многие люди внесли не меньший вклад, чем Амен Хайдаров, но именно у него были ярко выраженные лидерские качества, – говорит ученик Амена Хайдарова, один из первых профессиональных аниматоров Казахстана Жакен Даненов. – Поставив целью – открыть цех мультипликации, сумел с помощью тех людей, которые стояли тогда у руководства казахского кинематографа тех лет (Камала Смаилова, в частности), организовать на «Казахфильме» анимационное производство. Это было непросто сделать. Раньше ведь все решалось централизованно, а Госкино СССР не особо было заинтересовано в мультипликации в союзных республиках.

Наш первый мультфильм появился благодаря фильму «Кыз Жибек»: из бюджета картины выделили небольшую сумму на мультипликацию. Хайдаров организовал группу, снял картину «Почему у ласточки хвост рожками» и представил его на суд Госкино СССР. А там, прослышав, что на «Казахфильме» происходит что-то интересное, насторожились. Прислали в Алма-Ату комиссию, в составе которой был и представитель «Союзмультфильма». К счастью или даже, можно сказать, нашему большому везению, им оказался выдающийся аниматор Федор Хитрук, автор трех фильмов о Винни-Пухе. Он дал положительную оценку нашей «Ласточке», сказав, что она снята на достаточно высоком уровне. Благодаря той комиссии в бюджет «Казахфильма» стали закладывать деньги для создания в Казахстане одного мультфильма в год, потом их количество подняли до четырех единиц.

Сейчас многое поменялось, на помощь мультипликаторам пришли компьютеры, но наша работа от этого не стала менее легкой. Да, скорость создания рисунков поменялась – она ушла вперед, но работа по поиску персонажей и их оживлению остается прежней, то есть трудоемкой.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.