Ya Metrika Fast


English version

Как и когда у казахов появилась жузовщина?

Общество — 28 ноября 2025 16:00
0
Изображение 1 для Как и когда у казахов появилась жузовщина?

Как мы уже писали, жузовская самоидентификация впервые появилась в октябре 1917 года. В Омске была создана Казахская социалистическая партия «Уш-жуз», которая сразу обозначилась как политический инструмент борьбы за власть против традиционной элиты казахского народа.

Сейчас трудно понять, на какую основу из социалистов они рассчитывали в среде казахского крестьянства. В нашем традиционном обществе попросту не было классов буржуев и пролетариев, а уж тем более социалистов. Хотя есть сведения о том, что среди степняков были кадеты и даже масоны из числа казахской знати, баев и профинансированных богатеями степных талантов, но их были единицы.

Война российских городов и казахское крестьянство

Итак, казахское общество было далеко от классовой структуры капитализма. Это было традиционалистское общество в отличие от российских городов, где развитие промышленности обострило классовое противостояние и, в конечном счете, привело к войне. На просторах империи шла война городских пролетариев против городских же буржуев и, по сути, это была «война городов». Это кровопролитие было чужным даже для российского крестьянства. Поэтому крестьяне массово бросали фронт и уходили в зеленые армии дезертиров и черные движения наподобие Махно.

Чингиз Айтматов

В Степи это отразилось в том, что во всем мусульманском Туркестане пролегла четкая граница между местными и колонизаторами, вылившаяся в масштабное мусульманское восстание 1916-го года. Оно было жестоко подавлено. Казахи частично были истреблены, частью убежали в Китай, а частью были выдавлены в пустыни, где влачили жалкое существование безземельных изгоев. Задавленная и безоружная Степь затихла.

Но как же уш-жузовцы хотели вписать чужую войну в казахские реалии?

Цели и мотивы уш-жузовцев

Уш-жузовцы, вольно или невольно, оказались и сами вовлечены в классовую войну между русскими партиями и хотели вовлечь в нее казахское крестьянство несмотря на абсолютное отсутствие для этого какой-либо социальной базы. Об этом говорит хотя бы тот факт, что они бесславно проиграли общеказахские выборы Алаш-орде.

Это было предопределено самим названием партии, которое было направлено против традиционной казахской аристократии. Они хотели дискредитировать не только тысячелетний казахский традиционализм, но и его предводителей

И в этом интересы российских большевиков и казахских жузовцев, конечно, совпали. Они хотели физически уничтожить и Старый мир, и его аристократию: большевики – имперское дворянское сословие, а ушжузовцы – традиционную казахскую знать.

Ушжузовцы ошибочно утверждали, что у казахов никогда не было своей государственности, поэтому в ближайшее время не стоит поднимать вопрос об образовании автономии.

Чем был обусловлен такой исторический маргинализм, пока сказать сложно. Но по факту они, сами будучи казахами, отрицали Казахское ханство – Казахскую орду при том, что это не могла отрицать даже царская Россия.

Так кто же эти «казахские патриоты»?

Партию «Уш-жуз» возглавили Мукан Айтпенов, Кульбай Тогусов, Искак Кабеков. Позже они разошлись во «взглядах», произошел раскол, но по своим убеждениям они так и остались маргинальными политическими авантюристами.


Посмотрим на политический портрет одного из них – на Тогусова, исследованный авторитетным историком Султан Хан Аккулы.

Тогусов выдавал себя «за присяжного поверенного, занимаясь подпольной адвокатурой. Был уволен со службы переводчика и письмоводителя мирового судьи в Зайсанском уезде за взяточничество»! Несмотря на это, он «в январе-феврале 1907 г. … уже баллотируется в члены ІІ-ой Госдумы от казахского населения Семипалатинской области, причём против» Шакарима.

Мустафа Шокай так охарактеризовал «революционность» Тогусова: «В начале мартовской революции он выдавал себя за «друга» Милюкова, к которому он, Тогусов, «во время своих поездок в Петербург ходил запросто, по-приятельски, пить кофе». … После ухода Милюкова из состава правительства, Тогусов становится «закадычным приятелем Керенского»; а октябрьский переворот перебросил его в объятия Ленина, с которым Тогусов «давно находился в дружеской переписке».

Неизвестно, знал ли Ленин о существовании некоего Тогусова из тех степей, где вождь вряд ли и бывал.

Букейханов назвал Тогусова «казахским Хлестаковым».

Но Кольбай Тогусов тоже сделал свой ход, отправив на имя Ленина телеграмму:

«До сведения моего, председателя партии «Уш-жуз», дошло, что А. Букейханов имел с вами разговор по прямому проводу об автономии казахов. Довожу до сведения, что партия «Алаш» разогнана, члены ее арестованы. А. Букейханов, один из видных активных участников выступления Дутова, разыскивается».

А еще «Тогусов назначил вознаграждение за поимку Алихана Букейханова в 10 тысяч рублей, Ахмета Байтурсынова – в 3 тысячи рублей». Все эти перипетии плохо закончились для самого Тогусова. Он был казнен белогвардейцами за большевизм.

Время бағы

В жизни каждого народа бывает смутное время, которое можно назвать временем бағы. Помните казахскую песню-плач: «Елим-ай» («О, народ мой!»): – «Что за время такое, время «бағы» [1] («самоназванцев») … [1] «Бағы» – т.е. людей вольных, бунтарей, выступающих против ханов».

На наш взгляд, помимо бунтарского выступления против ханов, у этого термина есть и другие значения. Кроме бунтарства оно также обозначало еще две политические категории: самовыдвиженцев и самозванцев.

Самовыдвиженцы появлялись в периоды бессилия ханской власти. Так, например, бағы можно назвать тех батыров, которые во времена истребительного джунгарского нашествия встали во главе своих родовых ополчений. Бағы также появились во времена Ашаршылыка, когда в отсутствие уже репрессированной традиционной знати народ сам проводил курултаи и простолюдины объявлялись ханами. В 1930-х они явочным порядком возглавляли народные восстания на местах.

А вот самозванцы, наподобие Тогусова, были авантюристами. Они тоже были своего рода самовыдвиженцами. Но их никто не выбирал. Народ их не поддержал и степной ветер стер их следы.

Но их концепция анти-ханства была использована советским режимом как модель анти-Орды …

Они отрицали Орду, а взамен ханской Орды предложили жузы без ханской централизации и тем породили жузовщину и внесли ее как рознь в среду всегда равных родов и племен. А уж как советская власть использовала их псевдоисторический концепт, об этом мы поговорим позже.


Марлен Зиманов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.