Как и почему «гики» заняли свое место под солнцем в Казахстане?
В Алматы начался фестиваль «ACG 2023», где, кроме фанатов гейминга, киберспорта и современной цифровой культуры, собрались сотни «гиков». Так называют себя люди, которые увлекаются не только технологиями, но и фильмами, книгами и комиксами – конечно, на определенные темы. С английского этот тремин можно перевести как «фанат» – но это будет не совсем точное определение. С каждым годом движение «гиков» собирает вокруг себя всё больше последователей, в том числе и в Казахстане.
Главное отличие гиков от представителей других субкультур заключается в том, что если условных эмо, готов и панков можно легко заметить в толпе благодаря особому стилю одежды, то, например, фанатом комиксов Марвел может оказаться любой ваш знакомый. Прелесть этого движения как раз и кроется в том, что здесь ценится индивидуальность каждого её участника. Поклонники настольных и видеоигр, поп– и рок-музыки, боевиков и артхаусных картин Тарковского – это всё гики. Что же объединяет много разных людей в одно дружное сообщество? Для того чтобы в этом разобраться, мы попросили фаната графических романов с 10-летним стажем Сергея Быстрицкого рассказать историю движения:
«Начать стоит с появления самого термина. Раньше понятие «geek» было неразрывно связано с IT-индустрией и технологиями в целом. Первыми представителями этого сообщества были Стив Джобс, Билл Гейтс и многие другие люди, без которых наш с вами мир выглядел бы совершенно иначе. Вместе с этим успех таких компаний как Apple, Microsoft, SpaceX в нулевые годы навсегда изменил отношение к гикам как к субкультуре. Если раньше в глазах масс парень, собирающий компьютеры у себя в гараже (вспоминаем Стива Джобса), выглядел как неудачник, то теперь этот вчерашний лузер стал главой одной из самых успешных корпораций в мире, харизматичным лидером и примером для подражания. Быть умным или начитанным стало модно.
Постепенно из тени вместе с «технарями» начали выходить поклонники комиксов, анимации, фильмов, сериалов и книг. Пожалуй, главным доказательством расцвета гик-культуры в самом начале XXI века можно назвать успех сериала «Теория большого взрыва». Это было первое очень популярное шоу, в котором главными героями выступила группа очаровательных учёных, фанатевших по супергероям и научной фантастике. «Теория» окончательно закрепила в массовом сознании, что любить «Властелина колец» и играть в «World of Warcraft», будучи взрослым человеком – это вовсе не стыдно» – сказал Быстрицкий.
По его словам, конкретно в нашей стране это явление также начало набирать обороты в конце 2000-х – начале 2010-х. Именно тогда стали появляться первые казахстанские «комикс-шопы» – так принято называть торговые точки, в которых продаются только графические романы и прочий «мерч»: виниловые фигурки, плюшевые игрушки и другие товары, так или иначе связанные с любимыми героями. На вопрос том, как появляются такие необычные места, ответил Артур, продавец из магазина «Red comics» на Арбате.
«Мой начальник Алексей открыл этот магазин давным-давно со своим партнёром Эдуардом. Главной целью было продвигать комиксы в массы, потому что они оба их очень любили. Что забавно, раньше у «Red Comics» была всего одна полка в книжном магазине «421 градус по Фаренгейту», он находился в этом же здании. В какой-то момент его хозяева перебрались в другое место, а наша точка продолжила существовать отдельно», – рассказывает Артур.
Также, по словам продавца, подобные магазинчики не приносят своим хозяевам какую-то запредельную прибыль, но они и создаются для других целей – в первую очередь есть желание поделиться с людьми своими любимыми историями, а также – общаться с единомышленниками. Здесь практически никогда не бывает давки и больших очередей, благодаря чему работники и покупатели могут часами разговаривать о комиксах, мультфильмах и шоу.
Нередко здесь бывают и «косплееры». Ими также движет любовь к удивительным вымышленным мирам, но они проявляют её совсем иначе. Эти мастера своего дела сами создают или «крафтят» костюмы различных персонажей. Популярная алматинская косплеерша «Куроми» пошагово объяснила, как она создаёт каждый свой наряд:
«Первое – выбор образа: главное – схожесть по характеру и внешним данным с персонажем. Далее идёт поиск материала, размышления о тех или иных способах его воссоздания и изучение деталей косплей-плана. Третье – построение выкроек для одежды и деталей из твердых материалов. Четвертое: шитье одежды, сборка и покраска деталей, укладка/создание (на основе базы/с нуля) парика. Пятое: на каждом этапе сверяются костюм персонажа и реальность, однако выделяю отдельный пункт – примерка полного (на момент) косплея» – рассказывает Куроми.
Уже можно понять, что для того чтобы заниматься этим, нужно обладать многими навыками и умениями. Но для многих представителей этого движения весь этот труд с лихвой «окупается» – благодаря возможности перевоплотиться в персонажа, буквально ощутить себя «в шкуре» любимого героя или героини.
Очень часто в Алматы проходят и конкурсы костюмов – на так называемых «гик-фестивалях». Так называют мероприятия, во время которых любители популярной культуры со всего города собираются в одном месте для общения. Больше всего это похоже на масштабный маскарад со множеством развлечений.
Во время таких ивентов опытные косплееры со стажем, сидящие в жюри, оценивают не только внешний вид, но и движения, жесты, мимику участников, которые выступают на большой сцене перед зрителями. Главная задача – «оживить» героя, через себя перенести его из вымышленной вселенной в нашу реальность.
Что же ещё бывает на гик-фестивалях? В первую очередь это выставочные залы, наполненные стендами. На них продаются статуэтки, брелки, значки и другие вещи, связанные с мангой, комиксами или кино. Практически все более-менее крупные комикс-шопы имеют свой собственный стенд на таких ивентах. В них также регулярно участвует знакомый нам «Red Comics».
В качестве спикеров на такие события часто приглашают известных видеоблогеров, художников и прочих творческих людей из стран СНГ. Так, в 2022 году на фестивале «Geek Time Fest» состоялась большая фанатская встреча с авторами популярного мультсериала «Metal Family»: Алиной Ковалёвой и Дмитрием Вдовенко. Аниматоров встретила толпа поклонников, а автограф-сессия с создателями шла около пяти часов. И вновь прослеживается идея того самого «единства», о котором рассказывал Артур. Лучше всего атмосферу во время выступления авторов шоу описывают комментарии под записью презентации «Metal Family» на YouTube. Вот лишь один из них (орфография сохранена):
«энергетика с зала бешеная!!Ребят очень хорошо поддержали, хех))», – пишет пользователь ksenbrooch.
Отвечая на вопрос, почему молодых людей в наше время так сильно привлекает популярная культура, большинство из гиков говорят, что дело не только в самих произведениях, но и в возможности их обсудить. Современные технологии и социальные сети создали уникальную платформу для обмена мнениями и идеями, и гики в полной мере этим пользуются. Фанатская культура стала языком, который объединяет поклонников со всего мира. Люди в сети и в реальной жизни обсуждают новые выпуски комиксов, сериалов, фильмов и игр. Благодаря этому у них создаётся ощущение, что они принадлежат к большой семье единомышленников. Кроме того, хорошие истории часто становятся мощным источником вдохновения. Каждый день поклонники делятся своими авторскими костюмами или рисунками по мотивам любимых историй. Самовыражение и общение с единомышленниками – наверное, это то, чего в современном мире не хватает всем. И гики нашли выход.
Комментариев пока нет