Как избежать дефицита дизтоплива в Казахстане?
Месяц назад на заседании правительства глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что осенью в стране может возникнуть дефицит дизельного топлива.
На вопрос о том, что можно предпринять для решения проблемы, попытались ответить эксперты информационно-аналитического канала «Energy Monitor», сообщает Exclusive.kz.
Известно, что на этот год Казахстан зарезервировал 520 тыс. тонн дизтоплива из России, но за полгода импортировано дизтопливо всего на 11,4 тыс. тонн. Это в 7,5 раз меньше показателей аналогичного периода прошлого года (85,5 тыс т). Более того, из соседней Киргизии за 6 месяцев т.г. импортировано 11,8 тыс т дизтоплива (больше, чем из РФ).
Из-за дороговизны российского дизтоплива (рост курса рубля к тенге более чем на 50%) частные компании перестали импортировать. Более того, весной текущего года Правительство увеличило акцизы на импорт дизтоплива с 540 до 35 726 тенге, то есть рост в 66 раз.
«Очень сложно понять логику Правительства, когда оно из-за дефицита дизтоплива в стране ежегодно резервирует в России объемы импорта дизтоплива, и в тоже время увеличивает акцизы на импорт в 66 раз! Это примерно 45 тенге за литр дизтоплива. Сейчас тонна российского дизтоплива обходится в $1000, что в 2 раза выше оптовых цен казахстанских давальцев. На фоне государственного регулирования цен на дизтопливо – мало кто захочет работать в убыток », — рассуждают аналитики.
По словам экспертов, в теории, на помощь могла бы прийти Нацкомпания «КазМунайГаз», которая раньше импортировала российское топливо и сохраняла баланс на рынке. Но компания распродала все свои нефтебазы частной компании PetroRetail.
«Теперь взялись за мини-НПЗ, которые, возможно по версии КТЖ, вывозят дизтопливо под видом других нефтепродуктов. С 17 августа действует приказ ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», запрещающий прием к перевозке всех нефтеналивных грузов (светлые и темные нефтепродукты, газойл и пр.) в экспортном направлении всех грузоотправителей, за исключением 3-х крупных НПЗ», — сообщают аналитики.
Так, эксперты видят решение проблемы в прямом импорте дизтоплива недропользователями, поскольку основными потребителями дизтоплива являются промышленные предприятия, на долю которых приходится до 50% производимого дизтоплива в стране, а не грузовой транспорт приграничных стран. Потому следует обязать крупных промышленных игроков напрямую импортировать дизтопливо при возникновении дефицита в стране.
Поможет также снижение акциз на импорт дизтоплива. За шесть месяцев текущего года импортировано всего 325 тонн летнего дизтоплива, оставшийся импорт приходится на зимнее дизтопливо, который был импортирован до повышения акцизов. По мнению аналитиков, если не снизить акциз, то зимнее дизтопливо взлетит в цене, ибо производство данного вида топлива у нас ограничено.
Вместе с тем, предлагается вовлечь КазМунайГаз на оптовый рынок нефтепродуктов. После обретения 49% доли в Petrosun КазМунайГаз стал крупнейшим игроком на оптовом рынке. Более того, со следующего года НПЗ должны напрямую закупать нефть у нефтедобывающих компаний. Потому, уверены эксперты, КазМунайГаз просто обязан навести порядок на оптовом рынке.
Также предлагается ускорить реализацию Госпрограммы (ППРК №797) по переводу общественного городского транспорта на компримированный природный газ, что позволит снизить потребление дизтоплива в объеме 400 тыс т в год.
Аналитики также отметили важность введения уголовной ответственности за фиктивную продажу субсидированного дизтоплива на АЗС в целях перепродажи зарубежному транспорту.
Фото из открытых источников
Комментариев пока нет