Как изменится генплан Алматы при новом акиме

В генеральный план города Алматы внесут коррективы и вынесут на общественное обсуждение. Власти определились с выбором, какие полицентричные районы будут развивать в первую очередь, и как их будут соединять между собой. Об этом рассказал генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов на пресс-конференции перед началом Международного форума архитектуры и градостроительства «SHARE Kazakhstan 2025» в Алматы (24-25 сентября).
Ранее архитекторы и представители акимата Алматы сообщали, что согласно новому Генплану принята полицентрическая модель развития города с пятью крупными центрами – «Восточные ворота» (Восток), «Исторический центр», «Север», «Юго-Запад» и «Запад».
Полицентричное развитие – это градостроительная стратегия, предполагающая создание нескольких полноценных, самодостаточных центров в городе вместо одного перегруженного центра, что способствует снижению нагрузки на транспортную инфраструктуру, улучшению качества жизни и перераспределению экономической активности, с развитием социальной, коммерческой и транспортной инфраструктуры в каждом из них.
Асхат Садуов говорит, что сейчас территории в восточном и западном направлении Алматы не застроены и там планируется создать новые полицентры. Они должны будут принимать все те миграции, которые сегодня происходят в центральной части города.
«Ежедневно полмиллиона людей приезжают в Алматы. То есть дневное население увеличивается на полмиллиона. Наша задача – оттянуть их на периферию и создать там новые центры для того, чтобы они были самодостаточными, чтобы люди могли, не выезжая из своих полицентров, получать все виды услуг», – поясняет специалист.
Трамвай будет возвращен в город
Чтобы наладить взаимодействие двух новых центров, планируется открыть трамвайную линию от рынка «Барлык» (Запад), которая проследует по улице Толе би, где уже существует трамвайная линия, и дойдет до международного аэропорта Алматы (Восток). Таким образом, два полицентра – «Восток» и «Запад» – будут связаны между собой транспортной линией, способной доставлять людей из одного района в другой за 20 минут.
«Восток» и «Запад» наиболее подходят для снятия нагрузки с центра, поскольку там есть свободные площади для дальнейшего расширения города, а также потому, что как раз этих районов идут основные потоки миграции. «Вдоль города с запада на восток у нас большие потоки. И наша задача сегодня продублировать метро и ЛРТ (лёгкий рельсовый транспорт), БРТ (Bus Rapid Transit – скоростной автобусный транспорт) или какими-либо скоростными видами общественного транспорта для того, чтобы люди между полицентрами могли быстро перемещаться и условно в течение 20 минут могли попасть из одного полицентра в другой», – отмечает Асхат Садуов.
По его словам, такой план развития соответствует мировому опыту, и в целом здравому смыслу.
При этом он не исключил, что линия БРТ, которая строится на проспекте Раиымбека, а она уже готова, может стать трамвайным в будущем. Потому что трамвай перевозит больше людей, чем скоростной автобус.
Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта прокладки трамвайной линии. В рамках этого ТЭО будут определены и сроки его реализации. Все будет зависеть от формата соглашения с подрядчиком, будет ли это EPC-контракт или EPCF– контракт, то есть с обязательством финансирования проекта со стороны инвестора.
«Если будет ЕРС плюс F, то я думаю в течение пяти лет (будет реализован проект)», – говорит глава НИИ «Алматыгенплан».
При этом он отмечает, что трамвайный коридор с запада на восток будет дублировать линию метро.
«Это направление важнее, чем север-юг. Потому что у нас основные потоки, и основная плотность за пределами города и вдоль города. То есть люди хотят жить ближе к городу», – поясняет специалист.
Ожидается, что на линию выйдут современные энергоэффективные трамваи, потребляющие меньше электроэнергии, оснащенные батареями с запасом хода на случай отключения электричества. При этом само трамвайное депо будет вынесено на окраину города.
Город будет уплотняться
Также Асхат Садуов рассказал, что центральная часть город будет уплотняться. При этом экологическая ситуация диктует, чтобы все промышленные объекты вывезти за территорию города.
«Многие промобъекты уже не являются таковыми, они превратились в склады, которые обслуживают барахолку», – говорит он.
Кроме того, есть большая проблема с индивидуальными-жилыми строениями, которые топят углем, что вызывает зимой большую загазованность. Возможно, определенное количество частных жилых домов тоже попадут по снос при реализации проектов.
Вместе с тем, учитывая сейсмическое состояние города, вводится обязательное применение сейсмоизолирующих технологий при строительстве многоэтажных зданий.
Ранее ряд экспертов и общественных деятелей озвучивали опасения, что из-за плотной застройки при землетрясении в городе может погибнуть много людей.
«Мы сейчас совместно с комитетом по делам строительства (Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства РК) обязываем применять сейсмоизолирующие технологии в объектах здравоохранения, образования, то есть везде в социальной инфраструктуре», – говорит Садуов.
Сейсмоизолирующие технологии – это методы защиты зданий и сооружений от разрушительного воздействия землетрясений за счет применения специальных конструктивных элементов, сейсмоизоляторов и демпферов, которые снижают передачи сейсмических нагрузок и рассеивают энергию колебаний.
По словам специалиста, эти технологии хорошо себя показали во время землетрясения в Турции. Их больницы были обязаны применять сейсмоизолирующие технологии. Благодаря этому в Турции медицинские объекты сохранились, и они продолжали обслуживать раненных после землетрясения. Поэтому и в Алматы планируется обязать строителей возводить всю социальной инфраструктуры, а также высотные строения с применением такой технологии.
«Японский опыт показывает, что небоскрёбы даже не колебались во время землетрясений. И у них требование оставаться в здании во время землетрясения, а не эвакуироваться, потому что они сейсмобезопасные», – считает эксперт.
При этом предлагается застраивать не высотками, а шестиэтажными зданиями.
«Это классическая застройка в Париже, Лондоне… То есть это человеческий масштаб, качественная городская среда. Да, будут какие-то башни в виде бизнес-центров и отелей. Но мы везде применяем сейсмоизолирующие технологии по примеру Японии. (…) Мы знаем, что Япония самый сейсмически активный регион планеты, где практически каждый день происходят землетрясения. Они смогли победить. И Токио один из самых плотных городов мира. То есть плотность – это важный показатель для того, чтобы устойчиво работала экономика», – говорит Садуов.
Он поясняет, что без плотности строений в городе не будут работать первые этажи, не будет работать малый и средний бизнес, а значит не будет пополняться налоговая база.
«То есть это баланс, который нужно качественно рассчитывать с экономической точки зрения. Для того, чтобы наши улицы работали как торговые коридоры, как это происходит в Барселоне, в Европе, в Азии», – говорит он.
По его словам, планируется провести общественное обсуждение по новому Генеральному плану и по его корректировке, тогда же и сообщат населению о том, какие территории привлекательны для реконструкции и в каких районах здания попадут под снос.
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.