Как Карабахская трагедия изменит отношения Армении с Россией - Exclusive
Поддержать

Как Карабахская трагедия изменит отношения Армении с Россией

Армения старается не повторять ошибки прошлого и не возлагать все надежды лишь на одного стратегического союзника. Поэтому разворот на Запад сочетается с нежеланием рвать все связи с Россией и поиском партнеров на Глобальном Юге

Армения стоит на пороге того, чтобы полностью переосмыслить свою внешнюю политику. Сентябрьские события в Нагорном Карабахе/Арцахе, которые армяне считают этнической чисткой, произошли в присутствии и при молчаливом согласии российских миротворцев, оставив в прошлом представление о России как о союзнике и гаранте безопасности.

Скорее всего, Армению ждет разворот на Запад, но такой, чтобы не повторять прошлых ошибок и не уповать во всем лишь на одного союзника. То есть сближение с Западом будет уравновешиваться сотрудничеством с другими центрами силы, например, Ираном и Индией. 

Несмотря на отдаление от России, Армения постарается сохранить с ней конструктивные отношения в тех сферах, где это будет возможно. Также, несмотря на шок и травму, пережитые армянским обществом в результате трагедии в Нагорном Карабахе, Ереван будет и дальше стремиться разрешить конфликт с Азербайджаном и нормализовать отношения с Турцией.

Защитница армян?

Карабахская трагедия окончательно похоронила представления о России как защитнице не только в глазах политической элиты Армении, но и общества в целом. Эти представления в разной форме бытовали среди армян в течение столетий, начиная как минимум с первой четверти XIX века, и в определенной степени стали частью национальной идентичности. Однако теперь, даже если нынешний кризис в отношениях двух стран будет преодолен, образ России в армянском общественном сознании уже не будет прежним.

Конечно, это не первая в армянской истории попытка переоценить роль России. Представления о русском «старшем брате» вступали в конфликт с реальностью всякий раз, когда Россия не только не помогала армянам, но и сотрудничала с их противниками. Но потом ситуация менялась, и Россия вновь возвращала себе место союзника и защитника в картине мира большинства армян.

Война 2020 года показала, что в самом важном для нее вопросе – карабахском – Армения, по сути, осталась одна, но Россия все равно сохранила часть своей союзнической репутации. Москва тогда не дала полностью уничтожить де-факто Республику Арцах и провести этническую чистку на ее территории, а появление российских миротворцев в Карабахе заставило армян снова заговорить о России как гаранте безопасности.

Лишь после февраля 2022 года Армении стало очевидно, что статус-кво стал неустойчив. Завязнув на украинских фронтах, Россия больше не могла уделять Южному Кавказу много внимания, а отношения с Баку и Анкарой приобрели для Москвы дополнительную важность в условиях санкционного противостояния с Западом. Однако политические элиты в Ереване и Степанакерте сделали из новой ситуации разные выводы.

Ереван с весны 2022 года начал постепенно отдаляться от Москвы и налаживать отношения с Западом, а в вопросе Нагорного Карабаха выражал готовность к компромиссам. Там все больше понимали, что не только независимость Нагорного Карабаха, но даже просто консервация статус-кво больше невозможна. В этих условиях Запад был готов поддерживать безопасность собственно Армении хотя бы дипломатическими методами, в отличие от России и ОДКБ, которые во время масштабного сентябрьского обострения 2022 года заняли нейтральную позицию.

В Степанакерте смотрели на ситуацию иначе. Там многие продолжали доверять российским военным и считали их единственным препятствием на пути возможного наступления Азербайджана. И в элитах, и среди жителей Нагорного Карабаха сильна была кажущаяся теперь иррациональной уверенность в том, что Россия не допустит полного уничтожения де-факто республики.

Однако сентябрьская однодневная война и последовавший за ней исход армян из Нагорного Карабаха сделали очевидным даже для пророссийски настроенных армян то, что Россия не может или не хочет защищать карабахских армян. Неизбежно возникли ассоциации с событиями Первой мировой войны, когда уход российских войск вынудил армян бежать от наступающей турецкой армии. Только на этот раз исход армян происходил не после ухода российских войск, а в их присутствии.

Более того, Россия не стала помогать даже тем карабахским политикам, которые считались пророссийскими…

В результате сентябрьские события, вопреки ожиданиям, не только не привели к падению правительства Пашиняна в Армении, но и, наоборот, ослабили противостоящую ему пророссийскую оппозицию. Как показала неудача пророссийских протестов в сентябре 2023 года, в Армении все более распространенным становится нарратив о том, что основными виновниками трагедии в Нагорном Карабахе были именно Россия и поддерживаемые ею армянские политики. В обществе формируется консенсус, что после случившегося продолжение союзнических отношений с Россией невозможно.

Поворот на Запад?

Какой же будет построссийская политика Армении? Прежде всего, самой серьезной проблемой для Армении остается конфликт с Азербайджаном и поддерживающей его Турцией. После исхода армян из Нагорного Карабаха степень агрессивности заявлений Баку спала, но президент Алиев не спешит подписывать документ о нормализации отношений с Арменией.

Как интерпретировать эту линию Баку, в Ереване пока не совсем понимают. Возможно, Азербайджан не спешит, потому что уже получил все, что хотел. Но не исключено и то, что Баку специально тянет время, чтобы международное сообщество успело переварить сентябрьские события в Нагорном Карабахе и спокойнее реагировало на очередную эскалацию. Баку не отказывается от требований к Армении в связи с так называемыми анклавами и «Зангезурским коридором», хотя и выражает эти требования в более спокойном тоне, чем раньше.

Как бы то ни было, сентябрьские события еще сильнее убедили Ереван, что необходимо искать решение конфликта с соседями. Для этого руководство Армении предложило проект «армянский перекресток», который призван стать альтернативой проекту «Зангезурского коридора». В его основе идея открыть все коммуникации в регионе, сохранив суверенитет каждой из стран над дорогами, проходящими по ее территории. Пока этот план не вызвал особого энтузиазма среди оппонентов Еревана, но помогает опровергнуть обвинения в том, что дороги на Южном Кавказе остаются закрытыми по вине Армении.

Миролюбивая риторика армянского руководства на фоне агрессивных действий Баку встречает сопротивление в Армении. Громкое в публичной сфере и глухое – в госаппарате. Тем не менее и в политических элитах, и в экспертном сообществе зреет консенсус, что альтернативы подобной политике нет. Любая другая линия Еревана привела бы к новым эскалациям и новым поражениям.

Конечно, Армения не теряет надежды скорректировать сложившийся баланс сил – прежде всего за счет сотрудничества с Западом. Последние месяцы стали беспрецедентными по степени активности армянских властей на западном направлении. Причем одна из тем диалога теперь – безопасность, о чем раньше с Западом предпочитали не говорить.

Также Ереван явно дает понять, что в отличие от Баку предпочитает западную, а не российскую площадку для обсуждения армяно-азербайджанского конфликта. Разговоры о военном сотрудничестве между Францией и Арменией стали материализовываться – подписано соглашение о поставке вооружений. Контакты налаживаются даже с теми западными странами, которые раньше считались проазербайджанскими: с ВенгриейИталиейВеликобританией.

В Ереване понимают, что процесс сближения с Западом связан с определенными ограничениями. Армения продолжает зависеть от России в жизненно важных вопросах безопасности, энергетики, транспорта. Было бы наивно предполагать, что Запад сможет быстро заменить Россию во всех этих сферах – тем более сейчас, когда хватает более приоритетных проблем в Украине и на Ближнем Востоке.

Очевидно и то, что в случае новой эскалации конфликта с Азербайджаном от Запада сложно ожидать прямой военной помощи. Скорее всего, дело ограничится дипломатическим давлением на Баку и санкциями, эффективность которых вызывает сомнения.

Поэтому Ереван старается осторожно говорить о новых отношениях с Западом. Выступая в Европарламенте, Пашинян выразился амбициозно и в то же время сдержанно: «Армения готова быть ближе к Европейскому союзу, насколько Евросоюз считает это возможным». Некоторые политики и представители гражданского общества говорят о том, что Армения должна в будущем вступить в ЕС и НАТО, но официальная власть предпочитает не упоминать ни о возможном вступлении, ни о выходе из ОДКБ или ЕАЭС. Скорее, речь идет о внеблоковом статусе.

Южный вектор

Ереван старается не повторять ошибки прошлого и не возлагать все надежды лишь на одного стратегического союзника. Отсюда нежелание рвать все связи с Россией и поиск партнеров за пределами Глобального Севера.

Самый очевидный выбор тут – Иран, который, несмотря на безучастное отношение к событиям в Нагорном Карабахе, не раз повторял, что поддерживает территориальную целостность и Армении, и Азербайджана. Тегеран также возражал против идеи экстерриториального коридора в Южной Армении, который отрезал бы его от Армении и лишил потенциальных собственных доходов от азербайджанского транзита.

Азербайджан и Иран не раз конфликтовали по этому вопросу, и напряжение спало только после того, как турецкие и азербайджанские власти в октябре заявили, что связь между двумя странами будет обеспечиваться через Иран.

В любом случае Иран остается хоть и сложным, но жизненно важным партнером для Армении. А потому, разворачиваясь на Запад, Ереван обязательно будет оглядываться на Тегеран так, чтобы не вызывать там слишком большого раздражения.

Другой партнер на Глобальном Юге, на которого возлагают надежды в Ереване, – это Индия. В Нью-Дели заметили Армению после войны 2020 года, когда Азербайджан активно поддерживали не только Турция и Израиль, но и Пакистан. С тех пор начали налаживаться контакты между Индией и Арменией, в том числе в сфере поставки вооружений.

Помимо идеологических соображений, интерес Индии к Армении обусловлен вниманием к тому же транспортному маршруту через Южную Армению, который сейчас использует Иран. Дорога через Сюникскую область может стать одним из путей, которые Индия может использовать для связи с Европой. Правда, не стоит переоценивать степень потенциальной вовлеченности Индии в кавказские дела: трудно представить себе индийский десант на армяно-азербайджанской границе в случае эскалации.

Учитывая то, что ни один из новых партнеров Армении не готов взять на себя роль гаранта ее безопасности в той степени, в какой им считалась Россия, становится понятным нежелание Еревана полностью рвать связи с Москвой. Как сегодня повторяют многие в Ереване: если мы теряем в лице России союзника, нужно хотя бы не приобрести в ее лице врага.

Однако в Москве любую попытку Армении развивать отношения с Западом воспринимают как враждебный шаг, а сотрудничество с Ереваном выстраивают по принципу «куда они денутся». Несмотря на крах репутации России в армянском обществе, у Москвы остается немало рычагов для давления на Армению. Или как минимум много способов наказать ее. Отмашка Баку на новую военную операцию, отключение газа, депортация этнических армян из России – вот наиболее радикальные, но отнюдь не все возможные шаги Москвы.

Правда, использование радикальных мер хоть и причинит Армении немало вреда, но не поможет вернуть ее в орбиту российского влияния и приведет лишь к росту антироссийских настроений и более активному поиску новых партнеров. К тому же в Ереване не хотят открытого конфликта с Россией, стремясь сохранить как минимум экономические связи, которые растут, несмотря на политические проблемы.

Все это дает некоторые основания надеяться, что Москва и Ереван все-таки смогут преодолеть эмоции и найти некий новый формат взаимодействия или по крайней мере цивилизованного развода. Хотя история отношений с другими постсоветскими странами показывает, что Москва далеко не всегда выбирает рациональные решения.

Полная версия здесь.

Микаэл Золян




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *