Как Казахстан будет внедрять ИИ в образование?

Скоро привычная школьная тетрадь может превратиться в цифровой профиль, а проверку контрольной взамен учителя возьмёт на себя алгоритм. Для студентов искусственный интеллект станет обязательным предметом, а для работников – путём к новой профессии. Казахстан готовит систему, которая кардинально изменит образование и рынок труда.
Накануне в Астане прошло первое заседание Совета по развитию искусственного интеллекта. Оно было построено вокруг вопроса, каким образом искусственный интеллект может стать не только абстрактной созданной за рубежом технологией, но и частью реальной жизни казахстанцев. Президент говорил о национальной стратегии, министры и эксперты представляли проекты, университеты делились планами. В центре внимания было не столько будущее через десятилетия, сколько ближайшие шаги, которые можно реализовать в школах и вузах уже сейчас.
Выбор темы «Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы» для первого заседания объясняется просто: именно образование определяет, каким будет рынок труда в ближайшее десятилетие. Если дети и студенты сегодня научатся пользоваться новыми инструментами, то завтра они смогут работать в экономике, где автоматизация и алгоритмы будут играть ключевую роль. Поэтому первым вопросом стало – как изменить систему обучения так, чтобы ИИ стал её органичной частью, а не внешним дополнением.
Одним из ключевых шагов станет внедрение цифровых профилей учащихся. Это не просто электронный дневник: речь идёт о системе, которая будет фиксировать оценки, проекты, достижения и даже участие в олимпиадах. Алгоритмы смогут анализировать сильные и слабые стороны ребёнка и подбирать индивидуальные траектории обучения. Касым-Жомарт Токаев отметил, что образование должно учитывать способности и интересы каждого.
– На основе цифрового профиля ИИ может построить систему профориентации. Учащимся следует предлагать траектории обучения, факультативные курсы и проекты, соответствующие их способностям и потенциалу. Это поможет заранее выявить будущих инженеров, исследователей, врачей, учителей и предпринимателей, что даст возможность каждому реализовать свой потенциал и найти достойное место в жизни. Поручаю Правительству создать национальную систему цифровых профилей учащихся, интегрированную с новым Университетом искусственного интеллекта, – выступил президент.
Таким образом, в результате внедрения ИИ контрольные, экзамены и рекомендации по поступлению будут связаны не только с единоразовой оценкой, а с целой историей, накопленной за годы. Такой профиль станет инструментом не только для учителей, но и для вуза, и, возможно, даже для будущего работодателя.
Эти планы подкрепляются разработкой национальных стандартов внедрения ИИ в образование. Документы определяют, какие данные попадут в цифровые профили, как будет обеспечиваться защита информации и какие требования предъявляются к программам.
Параллельно ИИ становится обязательным предметом в вузах. Уже 93 университета интегрировали его в учебные планы, а двадцать открыли новые направления. Это значит, что нынешние студенты будут выпускаться с базовыми навыками работы с алгоритмами, так же как предыдущие поколения осваивали компьютерную грамотность и иностранные языки.
Программа AI-Sana, стартовавшая несколько лет назад, показывает масштабы изменений. За три года студенты Казахстана прошли на платформе Coursera почти миллион часов обучения и получили 350 тысяч сертификатов, уровень успешного завершения курсов составил 78 процентов. Это выше среднего мирового показателя и говорит о том, что цифровой формат приживается. В рамках проекта ставится цель запускать до тысячи стартапов ежегодно. Таким образом, речь идёт не только об учебе, но и о подготовке предпринимателей в сфере технологий.
Следующим шагом, который был обозначен на заседании Совета, станет создание специализированного исследовательского университета искусственного интеллекта. Новое учреждение получит особый статус и должно будет объединить образование, науку и предпринимательство в партнёрстве с ведущими международными вузами.
Если AI-Sana формирует массовую базу знаний, то специализированный университет в области ИИ должен стать площадкой для подготовки инженеров, исследователей и предпринимателей, способных работать в глобальной среде. Для студентов это означает возможность получать подготовку, сопоставимую с мировыми стандартами, не уезжая за рубеж, а для страны – шанс сформировать собственные исследовательские центры и кадры высокого уровня в области ИИ. Касым-Жомарт Токаев поручил правительству подготовить конкретные предложения по созданию данной организации до конца года, подчеркнув, что от этого зависит будущее Казахстана.
При этом, эффект от внедрения ИИ в образование почувствуют не только студенты крупных городов. В сельских школах, где часто не хватает учителей, введут онлайн-уроки и, возможно, даже виртуальные «ИИ-репетиторы». Уже сейчас начали внедряться короткие занятия по основам искусственного интеллекта на казахском и русском языках. Ученики смогут подключаться к платформам, которые объясняют материал и проверяют знания. Это способ выровнять качество образования: школьник в отдалённом ауле будет получать доступ к тем же технологиям, что и его сверстник в Астане.
Президент подчеркнул, что именно широкое внедрение ИИ создаст реальные условия для сокращения разрыва в уровне образования между центром и регионами, между городом и селом. Особенно это касается малокомплектных школ и детей с особыми образовательными потребностями. Власти рассматривают искусственный интеллект как инструмент для формирования по-настоящему инклюзивной образовательной среды, где никто не остаётся в стороне.
Учителя, в свою очередь, получат цифровую разгрузку. В будущем алгоритмы смогут проверять тесты, составлять задания, вести электронные журналы. Для сельского педагога, ведущего пять классов подряд, это означает экономию времени и снижение нагрузки.
Но одновременно возрастает зависимость от качества программного обеспечения: от того, насколько точно алгоритм проверяет и оценивает, будет зависеть часть учебного процесса. В связи с этим Касым-Жомарт Токаев отдельно отметил в своём выступлении, что Казахстан должен использовать собственные разработки в области ИИ и создавать национальную образовательную платформу с контентом, соответствующим государственным стандартам и культурным ценностям. Это необходимо, чтобы не полагаться только на импортные решения и сохранить контроль над качеством материалов.
Исследования показывают, что учащиеся воспринимают нововведения скорее позитивно. Так, согласно результатам опроса, опубликованным в журнале Education Sciences в феврале этого года, 83,5% студентов считают, что искусственный интеллект повышает эффективность обучения, помогая быстрее получать необходимую информацию и более рационально организовывать учебный процесс. В отчёте Digital Education Council за 2024 год также указано, что 86% студентов уже регулярно используют ИИ в их учебе, из них 54 % – еженедельно. А в исследовании Students’ voices on generative AI, размещённом в Международном журнале образовательных технологий в высшем образовании, отметилась позитивная оценка персонализированной обратной связи: студенты высоко ценят возможность получить индивидуальные рекомендации от алгоритмов.
При этом аналитики подчёркивают: чтобы современные технологии действительно приносили пользу, важно обеспечить подготовку преподавателей и адаптацию учебных программ под новую роль ИИ-инструментов. Именно поэтому повышение цифровой компетентности педагогов включено в число первоочередных задач.
Вопрос рынка труда обсуждался на заседании Совета отдельно. Президент поручил создать национальную платформу переподготовки работников. Она будет использовать алгоритмы для подбора курсов под уровень слушателя.
– Технологии ИИ способны анализировать профессиональные компетенции работников, выявлять их сильные стороны и рекомендовать наиболее перспективные пути развития. Нужно действовать на опережение, создавая широкие возможности для переподготовки и повышения квалификации кадров. И здесь нет нужды тратить миллионы бюджетных средств на создание громоздких центров переобучения. Необходимо грамотно использовать потенциал искусственного интеллекта. Главная задача заключается в том, чтобы превратить риск потери рабочих мест в шанс для миллионов граждан, – подчеркнул глава государства.
На практике это может выглядеть так: условно, бухгалтер, чьи функции частично автоматизируются, получает доступ к курсу по аналитике данных, а водитель, занимающийся перевозкой груза, – к программе по управлению «умной логистикой». Всё это похоже на инициативы в Сингапуре и Германии, где государство заранее готовит работников к смене профессий.
В этом смысле Казахстан следует мировым тенденциям. Например, Китай реализует стратегию «AI Plus», США вкладывают миллиарды в дата-центры и образовательные программы, ЕС вводит регулирование, а Объединённые Арабские Эмираты пошли по пути создания первого в мире университета искусственного интеллекта. Наша страна встраивается в этот ряд, делая особую ставку на массовое образование и интеграцию технологий в повседневную жизнь.
К слову, интерес к ИИ уже проявляет крупный бизнес и госкомпании. Kaspi, Freedom Bank, Yandex Qazaqstan, Казахтелеком и Казахстан Темір Жолы представили членам Совета по развитию искусственного интеллекта проекты в сфере образования, логистики и связи. Речь идёт не о далёкой перспективе, а о пилотах, которые уже начинают тестироваться и внедряться.
Всё это вместе говорит о том, что искусственный интеллект становится не только технологией, но и инструментом социальных перемен. Он может сократить разрыв между городом и селом, дать шанс тем, кто теряет работу, и облегчить труд учителей. Но вместе с возможностями появляются и риски – от утраты навыков критического мышления до зависимости от чужих решений. Как именно будет найден баланс, покажет не одно заседание Совета, а практика ближайших лет.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.