Как Казахстан остается закрытым, несмотря на попытки быть открытым - Exclusive
Поддержать

Как Казахстан остается закрытым, несмотря на попытки быть открытым

Выступая на различных площадках, власть Казахстана очень часто говорит про концепцию «Открытого государства». Сотрудники государственных органов твердят о том, что они максимально публичны для жителей страны. Но действительно ли это так? Exclusive.kz проанализировал портал открытых данных и выявил проблемы, мешающие Казахстану становиться открытым.

Впервые правительство Казахстана начало заявлять о своей публичности в 2016 году. Тогда министерство информации запустило проект «Открытое правительство», цель которого, как заявляли власти, – сделать деятельность государства более прозрачной. Вскоре Казахстан создал 5 ресурсов: Открытые данные, Открытые правовые акты, Открытый диалог, Открытые бюджеты и Оценка эффективности госорганов. Каждый из этих порталов направлен на то, чтобы казахстанцы могли мгновенно получать информацию про работу правительства и акиматов своей страны. 

С начала запуска проекта прошло 6 лет. Созданные ресурсы продолжают существовать. Но одного лишь факта наличия государственных порталов мало для того, чтобы можно было говорить об открытости. Необходимы также общедоступность ресурсов, оперативная публикация новой информации, одинаковое понимание всеми госорганами целей и задач по обеспечению открытости. И со всем этим у Казахстана пока остаются проблемы. Наиболее сильно они заметны в портале открытых данных.

Открытые данные без открытого доступа

Для начала стоит сказать, что идея открытости государственных органов не была придумана самим Казахстаном. Мысли о необходимости предоставить всеобъемлющий доступ к информации о действиях властей были еще в рассуждениях философов эпохи Просвещения, когда только зарождалась демократия. Наибольшее развитие Открытые государства получили, конечно, с развитием интернета, когда понятие «Доступность информации» расширило свои рамки. 

Юридически определение «Открытое правительство» впервые появилось в декабре 2007 года. Тогда в американском городе Себастопол (штат Калифорния) собрались 30 представителей крупных компаний, осуществляющих развитие интернета, и договорились создать документ с принципами открытых данных. Получилось 8 пунктов. Было утверждено, что государственные данные могут считаться открытыми только в тех случаях, если они своевременно публикуются в интернете, доступны для широкого круга лиц, разрешены для использования сторонними лицами, подлежат машинной обработке и не требуют регистрации. В дальнейшем с этими принципами согласились различные государства, решившие начать публиковать данные о своей деятельности. Например, в 2013 году закон о политике открытых данных приняли в США. А в 2015 году совместную хартию об открытых данных подписали 150 правительств и организаций, направленных на развитие интернета и доступа к информации.

Казахстан, запуская инициативу о своей открытости, унаследовал тренд, развивающийся тогда в Америке и Европе. Однако, при этом, наша страна фактически не стала соблюдать установленные договоренности. Так, первая проблема, на которую следует обратить внимание, – обязательная регистрация.

Чтобы получить доступ к информации на портале открытых данных Казахстана, необходимо авторизоваться через egov. В результате, если данные захочет получить, например, сторонний исследователь политики Центральной Азии, не являющийся гражданином Казахстана, он не сможет это сделать, хотя это противоречит установленным принципам открытости. Данные на государственных порталах должны быть беспрепятственно свободно доступны любому желающему. В Казахстане это не осуществляется. Отметим, что в порталах открытых данных граничащих с Казахстаном постсоветских стран (Россия, Узбекистан, Кыргызстан) данной проблемы нет, в их ресурсах доступ к данным является свободным.

Открытые данные без открытых данных

Вторая проблема портала открытых данных Казахстана, которая также противоречит принципам открытости, – это отсутствие оперативных публикаций со стороны большого количества государственных органов. В апреле 2021 года Exclusive.kz уже сообщал, что из 17 министерств Казахстана только 4 выполняют инициативу «Открытое правительство» и регулярно публикуют данные. В октябре 2021 года эту проблему попыталось решить правительство Казахстана, утвердив единый перечень данных, обязательных для публикации министерствами, но и он до сих пор полноценно не исполняется.

Если сейчас открыть портал открытых данных и начать смотреть в нем публикации по государственным органам, можно увидеть, что в 2022 году большинство министерств ничего не выкладывало. Не случалось обновлений даже в тех случаях, когда в паспорте данных указан тип актуализации «Ежеквартально».

Мы проверили данные, опубликованные в прошедшем месяце, за октябрь 2022. Всего было выложено 26 наборов. Из Казахстанских министерств в этот период новую информацию публиковали только три – здравоохранения, национальной экономики и инноваций. Наибольшую активность на государственном портале в последнее время проявляет только акимат свежеобразованной Жетысуской области, – они в октябре сделали 7 публикаций.

Открытые данные без наличия данных

Изучение октябрьских наборов данных, однако, вскрыло третью проблему, о которой следует знать. Она заключается в том, что даже наличие новых публикаций не обеспечивает казахстанцам доступ к информации. Дело в том, что большое количество опубликованных наборов является «пустышками». Данным словом мы называем публикации, которые, несмотря на наличие их на портале, на самом деле не содержат информацию.

Так, среди 26 октябрьских наборов 9 являются недоступными, что составляет больше трети (34%). При попытке их посмотреть или скачать на портале возникают ошибки 500 («Что-то пошло не так») и 404 («Кажется, вы потерялись»). Такие проблемы встречаются даже в довольно-таки значимых, судя по их названиям, статистических наборах – например, «Количество рассмотренных бюджетных инвестиций» у министерства национальной экономики или «Количество техники передано в лизинг с 2000 года» у государственной компании «КазАгроФинанс». 

Также в некоторых случаях файл данных доступен для просмотра, но вместо какой-либо информации в нем стоят пробелы или написано «undefined, нет значения». Все это противоречит принципам открытости информации. На портале открытых данных не должно быть «данных без данных».

Открытые данные ради открытых данных

Последняя проблема, которую хотелось бы выделить – собственно сама причина, из-за которой Казахстан остается закрытым. Дело в том, что государственные органы и организации фактически не имеют единого представления о том, что вообще такое «данные» и для чего они нужны. Чтобы это произошло, следует как минимум принять законы, устанавливающие четкие определения открытым данным и единые рамки ответственности за непубликацию. Однако этого в Казахстане до сих пор нет. Единственная существующая юридическая формулировка об открытых данных содержится в законе о доступе к информации и звучит так: «Интернет-портал открытых данных – объект информатизации, обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным». Слишком размыто, рамки понимания не установлены.

Следует отметить, что данные служат обществу для целостного понимания ситуации в стране. Они предоставляют «взгляд сверху». В идеале, данные – это таблицы с реальными статистическими показателями. Например, количество затраченных или сэкономленных денег во время проведения мероприятия, объем экспортных и импортных товаров, число поступивших в университеты студентов и так далее. При помощи открытых данных журналисты, активисты и исследователи могут получать фактуру, достоверную информацию для публикаций и научных статей. Программисты при помощи открытых данных создают приложения, помогающие гражданам получать информацию – например, местонахождения поликлиник и ЦОНов. Но чтобы все это осуществлялось, необходимы установленные стандарты, а их нет.

Сейчас в доступных публикациях портала открытых данных нет единого стиля. Каждый государственный орган публикует свои таблицы так, как сам захочет. Иногда единое решение не могут принять даже в пределах одной таблицы: на одной строчке информация написана одним образом, на второй – другим и так далее. Это мешает осуществлению анализа и, тем более, созданию приложений. Это делает опубликованные данные бесполезными.

Еще одна частая ситуация – это публикация данных просто ради самого факта публикации. Для чего кому-либо нужно знать, сколько телефонных линий создало министерство инноваций? Зачем может пригодиться таблица с перечислением структуры сотрудников государственного центра технологического прогнозирования? Что даст обществу список депонентов, заключивших договоры с депозитарием? Непонятно. 

Зато на государственном портале открытых данных нет тех публикаций, которые действительно могли бы принести пользу. Например, в Казахстане до сих пор не существует реестра заблокированных сайтов с причинами запрета. Его обещали сделать в 2017 году, запускали в пилотном режиме через кнопку «Проверить сайт», но итоговой версии до сих пор нет, хотя это напрямую является полезными открытыми данными. Также на портале нет публичных деклараций о доходах государственных органов – пожалуй, наиболее достоверный показатель, демонстрирующий открытость страны. 

Таким образом, несмотря на частые заявления о своей открытости, продвижение развития проекта «Открытое правительство» застопорилось. Казахстан перестал осуществлять конкретные шаги для улучшения ситуации, а социальные сети этого проекта (группы в Facebook и VK) и вовсе перестали обновляться в мае 2018 года.

Поэтому наше государство пока сложно назвать по-настоящему открытым. А ведь именно прозрачность – основной фактор доверия между обществом и властью, которое сейчас сдает свой трудный экзамен.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.