Ya Metrika Fast


English version

Как Казахстан стал страной талантливых предпринимателей

Общество — 20 ноября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Как Казахстан стал страной талантливых предпринимателей

Почему у нас уважают предпринимателей, но мало кто решается открыть своё дело? По официальной статистике, доля самозанятых и индивидуальных предпринимателей из года в год растёт. Эта статистика, в том числе, используется правительством для обоснования повышения налогов, – мол, «мелких» становится много, а денег в бюджет они дают несоразмерно мало. Но что на самом деле стоит за этим ростом? Насколько возросшая предпринимательская активность действительно является осознанным выбором?

Чтобы ответить на эти вопросы, Центр социальных и политических исследований «Стратегия» совместно с Представительством Фонда Розы Люксембург в Центральной Азии провёл социологическое исследование. В мае-июне 2025 года аналитиками были опрошены тысяча жителей пяти областных центров – Тараза, Семея, Кызылорды, Павлодара и Уральска. Исследователи поставили задачу понять, как жители не центральных городов страны оценивают роль микропредпринимательства, какие мотивы движут теми, кто решается открыть своё дело, и какие барьеры мешают тем, кто хотел бы, но не может начать.

Получившиеся результаты оказались одновременно оптимистичными и тревожными: в стране есть предпринимательская жилка, но далеко не у всех есть возможность превратить её в устойчивое дело.

Первое, что выявило исследование, – предпринимательство воспринимается в обществе положительно и даже с уважением. Девять из десяти опрошенных считают, что отношение к предпринимателям в их окружении хорошее или скорее хорошее. Почти столько же, 91,2%, уверены, что микробизнес приносит городу пользу. Наиболее часто среди положительных сторон предпринимательства люди называют создание рабочих мест (46,1%), уплату налогов (36,6%) и обеспечение доступных товаров и услуг (36,5%). Образ предпринимателя, таким образом, закрепился в общественном сознании как социально полезный.

Но за этой внешней поддержкой скрывается важная деталь: половина населения не хочет и не планирует заниматься бизнесом лично. Лишь 38,5% выразили желание открыть своё дело, тогда как 50,9% ответили отрицательно.

Причины этого нежелания становятся понятны, если посмотреть, что именно движет теми, кто всё же решается на собственный бизнес. Данные исследования показывают, что для большинства это прежде всего необходимость обеспечить доход. 56% респондентов назвали главной мотивацией желание повысить заработок, ещё 24% признали, что занялись бы предпринимательством из-за потери работы или снижения доходов. Только 19% связали бизнес с самореализацией и личной инициативой.

Таким образом, почти восемь из десяти предпринимательских решений носят вынужденный характер. По той же причине чаще всего казахстанцы, открывая микробизнес, выбирают низкопороговые виды деятельности – торговлю (28,8%) и бытовые услуги (19,2%), которые требуют минимальных вложений и позволяют быстро начать зарабатывать.

Капитал остаётся главным барьером для создания и развития бизнеса.39,3% опрошенных указали отсутствие достаточных средств как основную причину, по которой не могут начать бизнес. Молодые респонденты чаще других говорили о трудностях с кредитованием и нехватке знаний, старшие – о возрасте и страхе неудачи. Среди людей 55 лет и старше 85% считают возраст серьёзным препятствием. 25% назвали высокой конкуренцию, 23% – боязнь неудачи. Даже при наличии желания и позитивного общественного отношения многие не могут себе позволить открыть бизнес.

По логике государственная поддержка, о которой часто любят говорить министерство экономики и акиматы, должна быть фактором, который мог бы компенсировать барьеры, – но пока что, как наглядно показывает исследование, он не выполняет эту функцию. Семь из десяти участников опроса утверждают, что государство поддерживает предпринимателей, однако на вопрос о конкретных программах ответить могут уже немногие. Например, про существование поддержки со стороны НПП «Атамекен» знают всего лишь 35%, о проекте «Бастау бизнес» – и вовсе только 20%. Довольно много, – 63%, – граждан знают о существовании «Дорожной карты бизнеса», но, опять же, это знание не подкреплено конкретикой.


Особенно низкой осведомлённость и доступность информации о программах поддержки остаётся в небольших городах. При этом между восприятием роли государства и отношением к местным акиматам существует прямая зависимость. Опрос показал, что там, где доверие к властям выше, предпринимательская активность тоже выше. Кызылорда в этом смысле демонстрирует наиболее благоприятный климат: большинство жителей считают, что власть помогает развитию бизнеса. В Таразе – обратная ситуация: 58% полагают, что местные чиновники скорее мешают, чем способствуют. Разные города показывают, насколько решающим может быть фактор доверия и коммуникации, даже при схожих экономических условиях.

Региональные различия выявились и в уровне самого предпринимательского потенциала. В Кызылорде доля тех, кто считает предпринимательство выгодным, достигает 76%. В Семее этот показатель более умеренный, хотя там наблюдается активный интерес молодёжи к созданию своего дела. А вот в Таразе и Павлодаре уровень предпринимательских намерений среди опрошенных респондентов оказался наименьший.

Это свидетельствует о том, что климат микропредпринимательства формируется в прямой зависимости от качества взаимодействия между гражданами и властью. Там, где доверие, обратная связь и реальная незабюрократизированная поддержка сильнее, предпринимательская активность заметнее.

В целом исследование показывает, что микропредпринимательство в городах Казахстана развивается не благодаря обстоятельствам, а вопреки. То, что статистика называет «предпринимательской активностью», на деле часто оказывается стратегией выживания. Рост числа мелких предприятий не обязательно означает рост экономики – во многом это лишь отражение проблем на рынке труда.

В этом и заключён главный парадокс сегодняшней ситуации: чем труднее становится найти стабильную работу, тем больше страна кажется страной предпринимателей. За каждым новым ИП сейчас стоит не столько идея, сколько попытка чуть нарастить доход в условиях отсутствия занятости с достойной оплатой труда.

Формально бизнесов с каждым годом становится больше, – но развиваться они не могут. Особенно на фоне грядущего усиления налогового давления.

Тем не менее, потенциал роста остаётся. Исследование показывает, что среди горожан всё-таки есть запрос на самостоятельность и готовность брать ответственность. Но этот запрос не превращается в качественный рост экономики в основном из-за недоверия, бюрократии и отсутствия видимой поддержки.

А решение этих проблем кроется в весьма простых и очевидных действиях, про которые эксперты повторяют из года в год, – формированию прозрачных правил, внятной консультационной инфраструктуры и доступа к хотя бы минимальному финансированию без кабальных требований. Если бы эти условия существовали, статистика предпринимательского роста могла бы отражать реальное развитие страны.


Максим Елизаров

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.