Как Казахстан строит мечту о великом будущем на старых проблемах

О нём говорят как о прекрасном будущем Казахстана. Алатау-Сити называют новой Астаной, «Кремниевой долиной», «будущим центром инноваций Центральной Азии». Видеопрезентации показывают небоскрёбы, университетские кампусы и трассу Формулы-1, чиновники заявляют об оплате криптовалютами и «умном управлении». Но чем громче эти слова, тем отчётливее становится ощущение, что никто не знает, что именно строится, кто за это отвечает и когда и зачем это будет сделано.
Проект нового города официально стартовал в январе 2024 года, когда президент подписал указ о преобразовании посёлка Жетыген в город областного значения. Алатау тогда получил территорию почти в сто тысяч гектаров и инвестиционную оценку в 8,6 триллиона тенге.
По планам, к 2050 году здесь должны жить 1,9 миллиона человек и быть созданы 110 тысяч рабочих мест. Правительство пообещало построить «город будущего» с четырьмя дистриктами: Gate, Golden, Growing и Green. Первый будет занят логистикой и бизнесом, второй – наукой и медициной, третий – промышленностью и экспортом, четвёртый – туризмом и экологией.
Вице-премьер Канат Бозумбаев, курирующий проект, уверяет, что Алатау станет «символом новой индустриальной эпохи». В конце сентября он инспектировал стройплощадки и рассказывал о партнёрах: PepsiCo, Caspian Group, Алматинский вентиляторный завод, Hyundai Green Food Almaty, Mars, немецкая Rhenus Logistics.
Но пока на месте будущих кварталов поля, частные дома, горящие свалки и разбитые дороги. Учителя выходят на митинги из-за низких зарплат, другие жители жалуются на мусор и некачественную воду.
– Статус есть, а города нет, – комментируют новости об указе придании городу Алатау специального статуса и о дальнейших планах правительства местные жители.
Если посмотреть на официальные документы, связанные с созданием нового города, то видно, что они никак не решают имеющиеся у бывшего посёлка проблемы. Например, в опубликованной в 2023 году Концепции создания региональной индустриальной зоны «Алатау» прямо говорилось – на площадке нет необходимых инженерных коммуникаций, дорог, энергоисточников, кадров и инвестиций. С тех пор прошло два года, но именно эти проблемы так и остаются отправной точкой всех новых совещаний. Концепция фиксировала слабости, а не решала их. И в 2025 году они по-прежнему остаются главным содержанием повестки.
Формально управление проектом поручено некоему новому госфонду Alatau City Authority, который ещё предстоит создать, – но на текущий момент о его бюджете, структуре, источниках пополнения, полномочиях и будущей подотчётности ничего не известно. Также, несмотря на подписание указа о специальном статусе города Алатау, у этого проекта до сих пор нет даже конкретного технико-экономического обоснования.
Утверждённый правительством в мае прошлого года и дополненный месяц назад генплан города также вызывает немало вопросов. Формально он должен был бы задать реальную основу для строительства – показать, как и за счёт чего из посёлка вырастет город. Но вместо этого документ больше похож на рекламный буклет. Пространные формулировки о «городе мирового уровня», «зелёном развитии» и «цифровом управлении» соседствуют с противоречивыми цифрами и расплывчатыми обещаниями.
В нём нет ответов на ключевые вопросы – где взять воду, энергию, дороги, транспорт, как соотнести будущее строительство с высокой сейсмичностью региона и чем вообще будет жить новый город? А самое главное – для чего вообще нужен новый город, если рядом с ним и так есть Алматы, который упоминается в этом генплане целых 23 раза? Не решает документ также и текущие задачи – от нехватки инфраструктуры до рисков расползания застройки и потери сельхозземель. Он лишь демонстрирует привычную для казахстанских мегапроектов диспропорцию между амбициями и реальностью: обещают инновации и мировые стандарты в некотором будущем, но фундаментом остаются всё те же старые, неустранённые проблемы.
Тем временем в официальных речах, связанных со строительством Алатау, появляются всё больше новых терминов, которых в принятом генплане и вовсе нет, – «цифровое управление», «криптовалютные сервисы», «умный город» и так далее. Но эти лозунги существуют отдельно от реальности.
Социологический анализ, проведённый Институтом актуальной политики (ICP) летом этого года и охвативший 1315 жителей всех регионов страны, ярко показал, насколько данный проект оторван от запросов общества. Пока власти из раза в раз говорят о «городе будущего», большинство казахстанцев, как выяснилось, это будущее даже не представляют и до сих пор не понимают, что именно и зачем будет строиться.
Так, на вопрос, слышали ли респонденты о проекте, более половины опрошенных, – а именно 53,8%, – признались, что услышали о нём впервые именно во время опроса. Ещё около 30% ответили, что «что-то слышали, но не могут объяснить, о чём речь». И лишь 16% сказали, что действительно понимают, что это за город, зачем он нужен и где будет построен. Даже на юге страны, где сам проект территориально реализуется, доля хорошо информированных людей не превышает трети населения.
Эта картина говорит о многом: в Казахстане можно объявить о «городе будущего», но не донести, каким он должен стать и какое место займёт в жизни людей. Алатау, по сути, пока существует в правительственной риторике, но не в общественном сознании.
Второй значимый показатель исследования – уровень доверия к проекту. Респондентам предлагалось оценить его по пятибалльной шкале. Средний результат – 3,51 балла: умеренное одобрение, но без чёткой веры. На юге страны, ближе к Алматы, цифры чуть выше – 3,9-4,1, в северных и центральных регионах ниже – 2,8-3,0. Чем дальше от Алатау, тем слабее вера, что этот «город будущего» вообще в стране появится. Проект воспринимается не как общенациональный приоритет, а как локальный эксперимент, где успех или провал мало что изменит в жизни большинства.
Когда исследователи попытались измерить готовность людей лично участвовать в развитии города или переехать туда, выяснилось: лишь 17,9% респондентов готовы сделать это «в ближайшей перспективе», ещё 20% – «возможно, позже». Почти 58% ответили отрицательно. И главные причины, опять же, весьма показательные – «не верю, что проект будет реализован» (41%), «нет смысла ехать туда, где нет инфраструктуры» (23%) и «не хочу бросать привычную жизнь» (28%).
Впрочем, на фоне этой скептической картины выделяется одно исключение – 88,1% жителей самой территории будущего города и окрестных посёлков заявили, что поддерживают идею Алатау. Этот оптимизм понятен: люди надеются, что с новым статусом появятся дороги, вода, работа, медицина. Но при этом, как подчёркивают авторы исследования, это скорее ожидание извне, чем вера в собственное участие. Местные готовы принять изменения, но не чувствуют себя их субъектами.
На первом месте среди их ожиданий от данного проекта – появление доступного жилья (37%), далее – новых рабочих мест (20%), развития инфраструктуры (около 30%), улучшения медицины и образования (12%). Проще говоря, будущие горожане ждут не инноваций и не стартапов, не оплат криптовалютами и не «киберпанка», а элементарных условий нормальной жизни.
В то же время 67% респондентов считают, что главный риск проекта – коррупция и нецелевое расходование средств. 42% боятся потери земель и роста цен, 38% – того, что Алатау станет «городом для богатых». Многих тревожит участие иностранных инвесторов, особенно китайских. На фокус-группах звучали одинаковые фразы: «Если будут строить как в Астане – значит, всё будет дорого и не для нас»; «Сначала пусть решат вопрос с водой, потом – с инновациями»; «Если сингапурцы построят – может, что-то и выйдет, но китайцам не верим».
Общий вывод исследования звучит предельно ясно: поддержка идеи не равна доверию к её реализации. Казахстанцы не возражают против самого проекта – напротив, местные жители видят в этом шанс для региона и страны. Но доверия в данный момент к проекту нет. Люди не видят, кто и как будет отвечать за эти обещания, не понимают, что именно строится и ради кого. У граждан почти не осталось веры в то, что государство способно воплотить свои обещания. Для большинства Алатау – это не Казахстанская «Кремниевая долина», а просто очередная красивая риторика о будущем, которая однажды уже звучала при каждом «национальном проекте», поставленном впоследствии на утрату после освоения определённой доли государственных средств без выполнения конечных целей.
А потому Алатау-Сити можно считать успешным только тогда, когда его развитие будет опираться не на лозунги, а на реальные потребности людей.
Развитие города, как подчёркивают ICP, должно начинаться с решения повседневных проблем, – обеспечить школы и поликлинику, наладить подачу воды и газа, привести в порядок дороги, улучшить сообщение с Алматы, – и только потом переходить к разговорам о криптовалютах и мега-инвестициях. Не менее важно вовлечь самих людей в обсуждение будущего города – дать им право влиять на решения, касающиеся переселения, землепользования, облика кварталов, сохранения памятных мест. И главное – не повторять старую ошибку, когда дома появляются раньше дорог и сетей. Принцип должен быть обратным: сначала инфраструктура, потом всё остальное. Только так новый город сможет стать пространством, где действительно можно жить, а не ещё одним проектом, застрявшим между обещаниями и реальностью.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.