Как кимешек в 1867 году показали в Париже, и в 2024 году – в Астане - Exclusive
Поддержать

Как кимешек в 1867 году показали в Париже, и в 2024 году – в Астане

В Астане, в Национальном музее Республики Казахстан, открылась персональная выставка этнодизайнера, члена Союза ремесленников Казахстана, обладателя международного знака качества ЮНЕСКО Тілека Султана «Киелі кимешек».

Парижане впервые увидели кимешек – казахский женский головной убор – почти 160 лет назад. Это не легенда, а факт, подтвержденный документами. В архивах хранится «Дело об отправлении экспонатов на всемирную выставку в Париже (1866-1867 гг.)», где, кроме всего прочего (например, лошадей) значатся «кимешеки из белой ткани «маре» с вышивкой шелком и отделкой бахромой» – об этом пишет в книге «Казахское народное прикладное искусство» Алкей Маргулан.

VII Всемирная выставка проходила с апреля по ноябрь 1867 года в Париже на Марсовом поле, заняла почти 70 гектаров, и ее посетили около девяти миллионов человек, в том числе короли, королевы и императоры.

После этого казахские кимешеки демонстрировались на других международных выставках – например, во время Третьего конгресса ориенталистов в Санкт-Петербурге в 1876 году, и т.д. «Выставочная карьера» кимешеков, равно как и саукеле, и многих других образцов казахского прикладного искусства закончилась после прихода советской власти и возобновилась – если говорить о кимешеках – совсем недавно (саукеле повезло больше). Так, выставки уже прошли в Алматы и Караганде – там были представлены старинные головные уборы казахских матерей (бОльшая часть – XIX века).

Главное отличие новой экспозиции, которую сегодня можно увидеть в Национальном музее Республики Казахстан в Астане: из 30 выставленных кимешеков 18 – антикварные (самому старому около 150 лет, но есть и редкие образцы 1970-1980-х годов), и 12 – новых, созданных этнодизайнером, членом Союза ремесленников Казахстана, обладателем международного знака качества ЮНЕСКО Тілеком Султаном.

Выставка Тілека Султана называется «Киелі кимешек» («Священный кимешек»), и, как сказал дизайнер: «Персональная выставка – это мечта любого мастера-ремесленника. Каждому из нас хочется показать народу свое искусство, познакомить с результатами своего труда. Я тоже мечтал о выставке, собирал антикварные образцы казахского прикладного искусства, делал свои собственные изделия, но, конечно, не мог ни загадывать, ни предполагать, когда смогу все это показать. Моя мечта сбылась неожиданным образом: в этом году во время Всемирных игр кочевников в Астане директор ассоциации «Қара шаңырақ» Тұрар Саттарқызы спросила меня, как я смотрю на то, чтобы провести выставку в Национальном музее в Астане? Сегодня мне хочется сказать огромное спасибо Тұрар Саттарқызы, руководству музея, всем, кто помог мне с этой выставкой».

Один из неизбежных вопросов, которые всегда задают автору на любой выставке – сколько времени заняла подготовка? «Конкретно на сбор всего материала, всех экспонатов ушло около двух с половиной месяцев, – отвечает Тілек Султан. – Но на самом деле, как я уже сказал, эта выставка – моя давнишняя мечта, и большинство из того, что сегодня видят зрители, я собирал около 10 лет».

Дизайнер помнит, как он сделал свой первый кимешек: лет семь-восемь назад ему принесли старинный головной убор – он принадлежал женщине из рода Албан Старшего жуза. Принесли с просьбой сделать копию – к этому времени Тілек Султан уже был известен как искусный вышивальщик (напомним: непременное украшение кимешека – вышивка, и только потом – кораллы, серебряные элементы и т.д.), и он с удовольствием и большим интересом взялся за дело. Потом ему захотелось восстановить и другие головные уборы, других родов и жузов – началась большая работа, которую сложно вставить в какие-то рамки: это труд дизайнера? Историка? Этнографа? Так были созданы роскошные кимешеки – например, родов Кызай ана и Керей, высокие сулама; так мастер начал проводить видео-мастер-классы, где он показывает, как, например, повязать шылауыш поверх кимешека; и, одна из обязательных составляющих этой его работы – истории, которые рассказывают ему те, кто приносит старинные кимешеки.

Особенно приятно, когда его просят сделать копию такого старого кимешека, потому что у его хозяйки день рождения – 90 лет. И дети-внуки-правнуки хотят ее порадовать. Один из таких головных уборов, скромный кимешек с изящной вышивкой Тілеку Султану принесли незадолго до выставки, и мастер, несмотря на то, что был очень занят подготовкой к мероприятию, его сделал.

Но на самом деле кимешек – не только для бабушек. Это Тілек Султан еще раз подчеркнул, выступая перед открытием выставки (кстати, там тоже был мастер-класс по повязыванию шылауыш и великолепное дефиле 18 моделей в казахских костюмах, созданных Тілеком, где можно было проследить, как казашки на протяжении жизни меняют головные уборы – от прелестной такия с перьями филина для девочки до вышитой касаба для замужней женщины, и, конечно, кимешека – для матери).

«Кимешек в первую очередь говорил о положении женщины, ее статусе, – сказал Тілек Султан. – Сейчас многие думают, что кимешек носили только бабушки, но это не так. Даже если не говорить о народной памяти – есть материалы российских и других путешественников, которые посещали наши степи больше ста лет назад, есть фотографии, где мы видим молодых женщин в кимешеках. Его надевали после рождения первого ребенка, и это был целый ритуал: самые уважаемые женщины рода, многодетные матери, надевали кимешек на молодую маму».

Кстати, такой кимешек, для женщины, которая в первый раз стала мамой, богато украшался – вышивкой, кораллами, речным жемчугом, словом, был нарядным. То есть никто не стремился «упаковать» молодую красивую женщину в скучную темную одежду, указав тем самым – «не высовывайся». Украшения с кимешека исчезали постепенно, с возрастом, но с другой стороны – ослепительно белый головной убор, казахский символ материнства, он остается эффектным и без всякого декора. Доказательство тому – зрительницы, которые пришли на показ и лекцию Тілека Султана в кимешеках. Как это было красиво!

Фото: Айболат Оспанов (предоставлены Национальным музеем РК) и Назерке Шынарбек

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *