Как китайские маркетплейсы убивают казахстанский МСБ - Exclusive
Поддержать

Как китайские маркетплейсы убивают казахстанский МСБ

«Иностранные маркетплейсы задушат отечественный бизнес и увеличат армию безработных», – считает Наталья Н, владелица казахстанской компании, занимающейся розничной и оптовой продажей импортной спортивной экипировки – обуви и текстиля.

– Мы, представители МСБ, создаем рабочие места, но, если будем работать только на налоги и зарплату, есть ли смысл заниматься бизнесом? – задается вопросом предприниматель. – Я, как импортер, при растаможке товара сразу плачу госпошлину, НДС и таможенный сбор. Эти три вида налогов на сегодняшний день составляют около 20% от стоимости товара, а теперь, после увеличения НДС, они вырастут до 30%. Кроме того, мой товар люди покупают в магазинах, а это аренда, продавцы и налоги, которые я плачу за них. И когда государство поднимает налоги, то оно ставит в еще более тяжелое положение именно добросовестного налогоплательщика. Тот, который платит, под этим тяжелым бременем становится еще менее конкурентоспособным по сравнению с теневым бизнесом. который присутствует сегодня практически везде. Как итог, на российских и китайских маркетплейсах можно найти те товары, которые мы импортируем, раза в два раза дешевле, так как они не платят вышеназванные входные налоги. Этот дисбаланс приводит к тому, что заниматься добросовестным бизнесом у нас становится невыгодно.

Все чаще бывает так, что люди приходят к нам, чтобы примерить вещь, а затем заказать ее где-нибудь на Temu или Alibababa. Поэтому они, конечно, создают мне очень сильную конкуренцию. Я же не могу опускать цены до бесконечности и работать себе в убыток. При этом иностранные маркетплейсы часто выставляют визуальное изображение таких же товаров, как у нас, а по факту могут прислать подделку. Тем временем, на рынок за дешевым товаром сейчас приезжают только из сел, где нет Интернета.

Я понимаю, что эта проблема сейчас стоит во всем мире. Я сама часто бываю в Германии и вижу, как магазины стремительно пустеют – все закупаются на маркеплейсах. Но, в отличие от нашего правительства, там защищают интересы местных производителей и торговцев.

У нас тоже пытаются это делать, но очень неэффективно. Сейчас, насколько я знаю, от российских Ozon и Wildberries начали требовать документы по маркировке, без нее товар не пропускают. Но еще год назад доходило до абсурда – представители Единого оператора маркировки (АО «Казахтелеком») предлагали мне купить у них 10 тысяч марок «впрок». Но как я могу это сделать, если еще не знаю, какую обувь привезу потом? Возможно, часть импортеров так и сделала: купили до 1 апреля 2022 года (до ввода обязательной маркировки обуви) несколько десятков тысяч марок и теперь свежепришедший товар продают под этими старыми марками, но таможенные налоги они при этом не платят. А я до сих пор не могу понять, для чего Единый оператор делал это? Для того, чтобы «бороться» таким образом с контрабандой или очки зарабатывает перед правительством?

Чиновники и Единый оператор маркировки утверждают, что благодаря этой мере больше товара стало поставляться официально, поэтому объемы налогов выросли. Но у меня четыре года подряд поставщик повышает цены, а валюта, в которой я работаю с ним, как импортер, не стоит на месте. Следовательно, сумма моих налоги в казну тоже увеличивается. С 2022 года после введения маркировки, а также из-за изменения геополитической ситуации в мире сильно возрос реэкспорт – импортируем из КНР и тут же перепродаем в другое государство. Соответственно, повысились налоги, которые оплачиваются при импорте. Это естественный процесс, который вовсе не означает, что люди вышли из тени и контрабанды стало меньше.

Наши производители тоже обязаны маркироваться, государство им в этом помогает, компенсируя, как я уже сказала выше, затраты на маркировку. Но прежде чем получить код маркировки, они должны получить еще и тот самый глобальный номер товарной продукции GTIN и только на его основании отечественный код маркировки. Cпрашивается, зачем дважды маркировать один и тот же товар? Тем более, что другие страны ЕАЭС отгораживаются от нашего рынка, не признавая наши коды. К примеру, в Шымкенте шьют замечательное постельное белье, но оно не может выйти на российские рынки и маркетплейсы из-за искусственно устанавливаемых барьеров, хотя маркировка для того и задумывалась, чтобы не создавать барьеров в рамках Таможенного Союза.

Более того, государство нас предупредило, что будет штрафовать до 800 тысяч тенге за пару обуви, проданной без маркировки. То есть 3 тенге за маркировку я должна заплатить частной компании, а штраф – государству. Такой подход я считаю лоббированием со стороны государства интересов частного бизнеса, хотя все, конечно, преподносится красиво. Маркировка, мол, против контрабанды и контрафакта, но когда я получаю эту марку, то должна полностью описать продукт – вес, цвет, размер, страну-производителя и т.д. Эту конфиденциальную информацию, которая, кстати, уже есть на товаре, я отдаю не только таможенным органам, но еще и частной компании, в нашем случае – Единому оператору АО «Казахтелеком». А он, обладая такой информацией, объединяет ее в единую статистику и создает свой собственный маркетплейс. Два года назад на их сайте было размещено объявление, что мы можем размещать свои товары на принадлежащих им площадках.

Все это вместе – рост налогов, введение маркировки и разгул китайских маркетплейсов – уничтожат наш и без того едва выживающий отечественный бизнес. И все это может плохо кончится.

От редакции:

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что предпринимательница отказалась называть свое имя, хотя ситуация, в которой она оказалась, касается сотен тысяч людей. Бизнес опасается открыто говорить о своих проблемах и это говорит о том, что он не чувствует того, что государство на его стороне.

Надо признать – от маркетплейсов никуда не уйдешь, это веяние времени. Но это не значит, что нужно пустить все на самотек. Для нашей импортозависимой экономики вопрос ценообразования имеет огромное значение. Тем временем, для казахстанского бизнесмена товары с китайских фабрик обходятся примерно на треть дороже, чем китайскому предпринимателю, который покупает на этих же фабриках эти же товары.

В отличие от нашего препринимателя, китайский продавец платит (или ему возвращают) НДС в Китае (ведь товар идет на экспорт), плюс у него субсидия на доставку от Чайна Пост. В Казахстане тому же китайскому маркетплейсу Тему активно помогает с доставкой Казпочта. Также Тему не платит в Казахстане налоги и различные пошлины. Недавно введенный НДС составляет мизерные суммы. У казахстанского предпринимателя такой поддержки нет. Он закупает товар, платит за доставку, налоги, пошлины. В итоге, казахстанский МСБ находится изначально неравных условиях с китайскими предпринимателями. И все это на фоне и без того жесточайшей конкуренции с российским и кыргызским товаром.

Итак, нужно, как минимум, уравнять условия для здоровой конкуренции, как максимум – защитить МСБ РК.

Но есть и еще одна сторона этой проблемы – этическая. Западные СМИ задались логичным вопросом – за счет чего еще достигается столь низкая цена продукции? В последнее время Китай все чаще обвиняют в использовании принудительного труда уйгуров в Синьцзяне, где производится около пятой части мирового хлопка. Китай, конечно же, отрицает подобные обвинения, но все еще не выполнил полностью все требования по обеспечению прозрачности в своих цепочках поставок.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *