Как КТЖ создала чрезвычайную ситуацию в промышленности Казахстана
КТЖ начала решать собственные финансовые проблемы за счёт экспортёров. Одномоментное повышение тарифов в несколько раз, игнорирование сроков исполнения решений Госкомиссии, непредоставление нацкомпанией внятных гарантий и прогнозов для бизнеса – всё это привело к тому, что десятки предприятий, занимающихся сбытом угля и важных стройматериалов, оказались на грани остановки работы.
Почти год назад глава Высшей аудиторской палаты, экс-премьер Алихан Смаилов представил в мажилисе острый доклад о том, что КТЖ накопила триллионные долги и находится на грани выживания по причине неэффективного и консервативного менеджмента. Сама национальная компания тогда не стала внятно комментировать ситуацию и обошлась лишь коротким заявлением, что все свои обязательства по кредитам постепенно погашает.
Спустя полгода после выступления Алихана Смаилова Exclusive.kz указал в материале «Почему КТЖ поставили себя выше правительства Казахстана?», что нацкомпания упорно продолжает хвалиться минимальным ростом показателей по перевозке грузов, заявляя увеличение на 1-7% как огромные достижения, и всячески избегает реального обсуждения крайне важных вопросов, связанных с экономическим положением компании и решением накопленных финансовых проблем.
Уже тогда мы отмечали, что КТЖ, воспользовавшись озвученными в сентябрьском послании словами президента о том, что «реформа железнодорожной отрасли должна сопровождаться пересмотром тарифной системы», начала беспрепятственно увеличивать стоимость услуг магистральных железнодорожней сетей. Никакого улучшения качества работы, при этом, не было, – единственными предлогами для роста тарифов были такие основания как «увеличение фонда оплаты труда».
В конце концов ситуация дошла до того, что в марте этого года КТЖ увеличила тарифы на грузоперевозки уже не на несколько процентов, а в несколько раз. Необходимой предварительной консультацией с бизнесом столь масштабное повышение при этом не сопровождалось, грузоотправители узнали о новых тарифах лишь постфактум.
Повышение тарифов поставило под угрозу экспортные контракты многих предприятий, заключённые задолго до принятия КТЖ такого решения. Большинство экспортёров оказались в положении, когда им пришлось выбирать между убытками из-за невыполнения контрактных обязательств и убытками, связанными с непомерно высокой стоимостью транспортировки. Уже сейчас сложившаяся ситуация наносит ущерб деловой репутации казахстанских компаний на международных рынках.
– Резкий рост тарифа более чем на 140% оказался неожиданным. Стоимость перевозки выросла втрое, и теперь мы не можем даже вывести продукцию. Из-за такого увеличения затрат мы не в состоянии выполнить контрактные обязательства, заключённые ещё в декабре прошлого года, – отметил представитель ТОО «Каражал Оперейтинг», занимающегося переработкой баритовых руд.
Наиболее сильно последствия повышения тарифов ощутила горно-металлургическая отрасль, в частности угольные предприятия, напрямую зависящие от экспорта продукции. Например, корпорация «Казахмыс» столкнулась с увеличением тарифа МЖС на 316%, – и это ещё без учёта тарифа на локомотивную тягу, который КТЖ тоже увеличила.
Представитель предприятия из Экибастуза «Майкубен-Вест» рассказал, что компания уже третий месяц из-за столь высокого повышения тарифа не может отгружать продукцию и успела потерять из-за этого часть зарубежных покупателей. Аналогичный срок простоя озвучили в Карагандинской компании «Сарыарка ENERGY».
– С нашей стороны были направлены обращения и в КТЖ, и в Минтранс, и в Минпром, и во все остальные органы. Мы уже третий месяц стоим полностью. Предприятие на стадии полного закрытия и сокращения персонала, – рассказал коммерческий директор «Сарыарка ENERGY».
Ряд других предприятий отрасли также сообщили о серьёзных убытках, потере экспортных рынков и вынужденном сокращении рабочих мест.
Серьёзно от повышения тарифов пострадала также отрасль производства стройматериалов.
Компания «Латон Маркет», поставляющая кварцевый песок стекольным заводам Казахстана и Кыргызстана, оказалась вынуждена полностью остановить экспорт из-за того, что затраты на грузоперевозку резко увеличились в марте с 233 тысяч тенге до 649 тысяч, превысив тем самым стоимость самого товара. Остановка поставок песка уже привела к угрозе простоя стекольных заводов и потенциальному сокращению сотен рабочих мест.
Аналогичные проблемы возникли у цементного завода в Семее. Повышение тарифов существенно увеличило себестоимость продукции, что сделало её нерентабельной.
При этом, грузоотправители рассказали, что помимо роста тарифов они до сих пор продолжают постоянно сталкиваться с нехваткой со стороны КТЖ локомотивов для подачи на станции вагонов и их последующей вывозки со станций. Это вызывает регулярные простои, которые сами грузоотправители вынуждены оплачивать собственникам вагонов. Получается, стоимость тарифа продолжает необоснованно расти, а вот качество предоставляемых услуг при этом не улучшается.
Во время срочного совещания о сложившейся ситуации, инициированного НПП «Атамекен», представители бизнеса заявили о необходимости признать происходящее чрезвычайной ситуацией на уровне правительства. Дальнейшее промедление грозит не просто убытками, а масштабным срывом всей логистики критически важных для страны поставок.
В конце апреля государственная комиссия по модернизации экономики уже попыталась вмешаться в ситуацию: тогда было принято официальное решение отменить с 19 мая механизм ценовых пределов, вернуть прежний индекс тарификации и рекомендовать КТЖ применить понижающий коэффициент к тарифам на услуги МЖС для экспортных и транзитных перевозок в странах ЕАЭС. Однако сама нацкомпания это решение фактически проигнорировала, сославшись на существование законодательства о естественных монополиях, согласно которому изменения тарифов вступают в силу лишь через 15 дней после официального опубликования. Исходя из позиции перевозчика, принятое решение о возвращении тарифов может начать действовать не ранее 8 июня.
Представители бизнеса в ответ обратили внимание на то, что несколькими месяцами ранее этот закон никак не мешал КТЖ одобрять решения Госкомиссии об изменении тарифов для отдельных компаний буквально в один день. А теперь вдруг, когда вопрос стоит особенно остро и беспокоит всех участников отрасли, почему-то нацкомпания решила воспользоваться «лазейкой» и замедлить ход решения проблемы.
В это время каждый день промедления, как отметил на совещании заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Мурат Амрин, обходится экспортёрам в сотни миллионов тенге убытков и ведёт к глобальному сокращению рабочих мест в стране. Это подрывает не только экономику отдельных предприятий, но и доверие к институту государственного регулирования в целом.
Примечательно, что ранее, в конце марта, как рассказал заместитель гендиректора «Шубарколь Премиум», представители КТЖ и госорганы уже обещали в ответ на жалобы на чрезмерно высокий тариф осуществить индексацию и компенсировать впоследствии причинённый убыток. Поверив устным заверениям, что это будет сделано в апреле, «Шубарколь Премиум» решила всё-таки продолжить экспортные поставки. Однако исполнения обещания так и не произошло: сроки откладывались, решения менялись, а перевозки продолжались по повышенным ставкам. Сегодня компания так же, как и остальные участники рынка, вынуждена фиксировать колоссальные убытки только по той причине, что доверилась перевозчику.
В ответ на возмущения экспортёров директор департамента тарифной политики КТЖ Диас Тусупбеков лишь заявил, что повышения тарифов являются вынужденной мерой.
– Мы неоднократно со всех площадок говорили свои намерения о повышениях тарифов. Мы со своей стороны прилагаем все усилия, чтобы довести все изменения по тарифам до всех заинтересованных органов и до всего бизнес-сообщества. И сейчас хотелось бы довести до вас, что повышение тарифов – это мера вынужденная. У нас самые низкие тарифы! Мы экспортёров ежегодно субсидируем на порядка 200 и более миллиардов тенге своими низкими тарифами! Наши затраты не возмещаются, инвестиционные возможности тоже у нас ограничены. Хотя у нас обязательства и по государственным программам есть, обязательства по строительству новых дорог, по приобретению подвижного состава и другие крупные проекты, – там триллионные суммы. Так что эта мера необходима сегодня и назрела. Призываем принять это во внимание и учесть наши планы по повышению тарифов, – выступил представитель КТЖ.
Таким образом, нацкомпания прямо признала: тяжесть ликвидации дефицита, накопленного в результате прошлых финансовых решений, легла на плечи казахстанского бизнеса.
Участники рынка настаивают, что подобная практика недопустима. В ответных возражениях на совещании звучал прямой упрёк в том, что национальная компания живёт не по средствам и пытается переложить ответственность за свои долги на экспортёров, у которых нет выбора, чьими услугами пользоваться. Также экспортёры напомнили, что, в отличие от КТЖ, они не могут одномоментно изменить условия контракта и поднять цену, – ведь чаще всего экспортные компании работают по валютным договорам с заранее зафиксированными условиями. В итоге повышенный тариф они оказываются вынуждены платить из своего кармана.
Представители бизнеса призвали КТЖ заранее зафиксировать сроки и конкретные параметры будущих повышений. Была озвучена просьба публиковать весь пакет будущих планируемых корректировок в декабре предшествующего года, чтобы компании могли сразу включать эти изменения в свои ценовые предложения при разработке контрактов. Без таких инструментов, подчеркнули экспортёры, невозможно выстроить ни стратегическое, ни операционное планирование.
Представитель КТЖ заверил, что в июле этого года будет подана новая заявка на пятилетний период и за 40 дней до её утверждения будут проведены публичные слушания. Однако участники рынка скептически оценили эффективность этих процедур, поскольку слушания зачастую носят чисто уведомительный характер, а решения к моменту их проведения как правило уже согласованы. Кроме того, Диас Тусупбеков не смог гарантировать, что тарифы не будут вновь изменены внепланово, как это произошло сейчас. Он прямо признал, что решения о подаче новых заявок на повышение ценовых пределов «зависит от финансового состояния компании».
В данный момент разрешить сложившуюся чрезвычайную ситуацию должно министерство национальной экономики. Однако представитель ведомства в инициированном НПП «Атамекен» совещании участия не принял. Сейчас бизнес ожидает официальный письменный ответ от комитета по регулированию естественных монополий, который разъяснит порядок применения протокола Государственной комиссии в возникшей ситуации. Помимо этого, нацпалата инициировала переговоры на уровне руководства государственных органов. Отмечается, что обсуждение ведётся «с акцентом на снятие избыточной финансовой нагрузки и устранение административных барьеров, мешающих деятельности отечественных экспортёров».
2 Комментария
Странно, что дебилы от КТЖ до сих пор сидят в своих креслах, хотя давно должны по зонам сидеть
Лукавят, вывозят сырье, заводы по переработке не хотят строить . Как же они прибыль получают за счет ктж, еще и издеваются что ктж в долгах.