Как ломали характер казахов - Exclusive
Поддержать

Как ломали характер казахов

Казахстанский фильм «Талак» режиссера Данияра Саламата удостоен Гран-при XXYI Шанхайского Международного кинофестиваля, а актриса Амира Омар – приза в номинации «Лучшая женская роль».

Наши картины не первый раз участвуют в этом фестивале. В прошлом году «Каш» (работа Айсултана Сеитова) попала в конкурс азиатских дебютов Шанхайского МКФ. В этом году картина из Казахстана участвовала уже в основном конкурсе наряду с фильмами из Испании. Италии. Франции, Аргентины, Сингапура, Японии и самого Китая.

Фильм «Талак» снят по мотивам рассказов Беймбета Майлина – «Аже» (Бабушка) и «Талак» (Развод). Однако название фильма «Талак» подразумевает не столько расторжение брачных уз, сколько лютое время, разрушающее многовековой жизненный уклад, ломающее волю и меняющее характер народа.

Картина, начавшись в комедийном ключе, в финале превращается в настоящую трагедию. Как, собственно говоря, и было, в истории нашего народа: когда пришли «красные», никто не мог предположить, какой непоправимой урон нанесет казахам эта власть.

Сарымсак (Ерболат Алкожа) в сердцах бросает: «Талак, талак, талак». В исламе достаточно три раза произнести это слово и развод уже может считаться состоявшимся. И с этого момента начинаются злоключения семьи. Сначала супруги не знают, надо ли обратно жениться, чтобы продолжать жить вместе, потом Злиху (Амира Омар), уговаривают сбежать к другому, более богатому мужчине. В конце концов, Злиха умирает на руках Сарымсака и своих маленьких детей. А параллельно мы видим, как меняется жизнь аула – Советская власть приносит разлад и несчастье в каждую семью.

В картине идет речь о второй половине 20 годов прошлого столетия. В стране Советов началась коллективизация, традиционное казахское кочевье переживает последние дни. Всюду лозунги, громогласно заявляющие о победе социализма. Один из них – «Раскрепостим женщин Востока!».

Фильм начинается со сцены импровизированного театра, где комсомольцы ставят сценку о том, как бай угнетает молодую женщину, а потом, наоборот, как женщина постарше, которую играет главный герой – Сарымсак, стягивает с муллы чалму, чтобы сшить из нее платье. Зрители активно обсуждают происходящее действие: женщины призывают героиню бежать от такого бая, а мужчины призывают их замолчать.

– Все это говорит о том, что казахская женщина того времени, особенно в возрасте, могла довольно свободно высказывать свое мнение в присутствии мужчин, – считает киновед Гульнара Абикеева. – Как известно, «раскрепощение женщин Востока» было одной из первых задач Советской власти на территории Центральной Азии. Режиссер и сценарист фильма Данияр Саламат как бы переворачивает стереотипы советских идеологем того времени. Вместо призыва «женщина должна уйти от нелюбимого богатого старого бая к любимому батраку или революционеру», жена главного героя уходит от бедного к богатому. Вместо призыва «нет многоженству» Злиха становится второй или даже третьей женой богача. Вместо забитой, молчаливой жены она ругает Сарымсака за то, что тот согласился играть в спектакле женщину, и, в конце концов, она становится инициатором развода, а не муж. Не женщина остается одна с двумя детьми на руках, а бедный муж, который страдает, прежде всего, от того, что второй ребенок еще грудной, и ему нужно материнское молоко. Вместо призывов поддерживать новую власть в виде пошива из красной ткани знамен и транспарантов, женщины аула шьют из нее себе длинные панталоны, за что в финале расплачиваются арестом. Конечно, здесь есть место и иронии, и гротеску, что свойственно стилю Данияра Саламат, но при этом в фильме точно переданы казахский менталитет и характеры.

По словам Гульнары Абикеевой, Данияру Саламат удается показать в своих фильмах национальный дух. И это не только юрты и костюмы, а что-то очень важное в менталитете народа, которое выражается через язык, шутки, модели поведения, взаимоотношения между людьми.

Как это ни парадоксально, в казахском кино очень мало ярко выраженных национальных фильмов, – говорит она. – А происходит это от того, что в кино работает большинство русскоязычных режиссеров с городскими корнями, поэтому наше кино больше космополитичное. Но что касается Данияра Саламата, он относится к тем казахоязычным режиссерам, которые и пишут, и думают по-казахски, поэтому пропитаны казахской ментальностью. Чего стоит образ незадачливого бесхитростного добряка Сарымсака в «Талаке». Злиха, его жена, дома смелая, покрикивает на мужа, а в ситуации, когда надо защищать себя и вернуться к Сарымсаку, она безропотно молчит.

Начавшись, как комедия, история развода в фильме «Талак» заканчивается трагедией. Улпа, восьмилетняя дочь Сарымсака и Злихи, видя, что отец слег, просит Аллаха забрать у нее сорок лет жизни и передать их ему. Сарымсак приходит в себя. Зимой у них валится с ног кормилица семьи, единственная корова. И девочка вновь обращается к Аллаху с просьбой забрать два года ее жизни. Когда в финале при смерти находится мать Злиха, девочка вновь пытается заключить сделку с Богом: «Забери у меня двадцать лет и отдай их маме».

По мнению Гульнары Абикеевой, под этой сценой имеется большой скрытый подтекст: если Бог услышит молитвы девочки, то самой Улпы не станет, а значит, у семьи нет будущего, разве что выкарабкается грудной братишка. Но вряд ли. Идет 1924 год. Впереди – коллективизация и очередной голод. В 1920-1930-е годы из шести миллионов казахов в стране останется только три: кто-то уйдет за границу, кто-то – погибнет. Навсегда будут изменен уклад жизни казахов, на десятилетия будут забыты традиции и культура, на столетие в душах поселится страх смерти….

– Память об этом времени – наш гражданский долг перед нашими предками, – считает киновед. – И фильм «Талак» – важный кирпичик этой общей национальной памяти.

Автор картин Данияр Саламат закончил Институт театра и кино им. Т. Жургенова в 1998 году по специальности «кинодраматургия» (мастерская Акима Тарази и Сатыбалды Нарымбетова). Его первая дебютная лента «Жоше» (2005) приняла участие на кинофестивале в Нанте (Франция), затем получила приз «Лучший полнометражный фильм» на кинофестивале «Звезды Шакена» в Алматы.

«Вдвоем с отцом» (2008), другая его работа, была удостоена трех призов на кинофестивале «Евразия» – «За лучшую режиссуру», «За лучшую мужскую роль» (Бахытжан Альпеисов и приз НЕТПАК. Далее были «Первая жена Сагинтая» (2015) – спецприз на МКФ «Созвездие Шакена». «Наш дом» (2019) – спецприз жюри на МКФ в Риме (Италия).

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.