Как Лукашенко разозлил Токаева своей шуткой
Не успели утихнуть комментарии по поводу заявления президента Токаева о наличии вопросов с союзом Беларусии и России в рамках ЕАЭС, как история получила продолжение с заявлением белорусского лидера в интервью российскому телевидению о готовности расширить «союз» на Казахстан, включая ядерный арсенал России. Данное заявление получило немедленную реакцию Касым-Жомарта Кемелевича и на то есть серьезные причины.
Президент Казахстана расценил резонансное заявление Александра Лукашенко, получившее широкое освещение в западных СМИ, как «шутку», и во избежание каких-либо кривотолков ясно обозначил отсутствие намерения у Казахстана вступать в подобный союз и твердую приверженность страны своим обязательствам по безъядерному статусу.
Следует понимать обеспокоенность Запада, где на фоне недавно заключеного между Москвой и Минском соглашения о размещении ядерного оружия на территории Беларуси (даже при заверении о контроле за арсеналом со стороны ВС России) – де факто это является ядерной эскалацией и подобное действие можно трактовать как распространение ядерного оружия, что в корне противоречит позиции и мировоззрению Казахстана. Именно поэтому заявление Александра Лукашенко получило незамедлительную реакцию с нашей стороны – на фоне напряженности между Западом и Россией любые подобные заявления могут быть неоднозначно расценены и иметь весьма нежелательные последствия. Что касается приглашения белорусского лидера вступить в союзное государство с Москвой и Минском, то, безусловно, подобный сценарий немедленно распространил бы и на нас санкционный режим со стороны Запада.
Ведь как раз Токаев на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС в Москве 24 мая обозначило как проблему наличие более тесных договорных отношений между Москвой и Минском, напомнив о том, что ЕАЭС – договор о сугубо экономическом сотрудничестве, необходимости соблюдения национальных интересов, свободном доступе к транспортной инфраструктуре участвующих стран, где сегодня существуют очевидные проблемы и без решения которых врятли можно двигаться вперед. Заявление Токаева очень важно тем, что говорит, как минимум, об отсутствии необходимости углубления интеграции (куда его пригласил Лукашенко) и значение такой позиции имеет четкие экономические причины.
В контексте заявления К.Токаева стоит рассматривать итоги состоявшегося чуть ранее саммита глав центральноазиатских стран в Китае, на котором были заключены огромные инвестиционные соглашения на сумму более 50 млрд долларов. Эта планы, по мере их реализации, безусловно выводят Поднебесную в торгового лидера для стран всей Центральной Азии. Это может стать историческим ренессансом Великого Шелкового пути как важнейшей тороговой артерии между Востоком и Западом. Такие инициативы как создание Транс-Каспийского транспортного корридора и расширение взаимной торговли не должны стать заложниками действий третьих сторон.
Будущее развитие Центральной Азии благодаря китайским инвестициям в транспортную инфраструктуру, промышленный, сельскохозяйственный и перерабатывающий отрасли экономик Казахстана, Узбекистана и других стран не только демонтрируют новую положительную роль Китая, но делают регион стратегически важным для Поднебесной и открывают большие перспективы интеграции ЦА в мирохозяйственные связи и повышения благосостояния самого населения в регионе.
Именно этим и было обусловлено уникальное открытое обращение Си Цзиньпиня к главам ЕАЭС в Москве, где китайский лидер обозначил два важных концептуальных момента. Во первых, говоря о «многополярности» мира и новой глобальной роли Китая, на самом деле следует понимать признание новой роли Китая в экономике южных членов ЕАЭС. Конечно, это не фактическое окончание монополии Москвы на Центрально-азиатский регион, но точно ее уменьшение.
Си Цзиньпин также заявил, что «нельзя остановить исторический процесс глобализации в сторону многополярного мира» и потому необходимо сделать сопряжение двух проектов таких как ЕАЭС и Один пояс, а также не допускать вмешательства третьих сторон в данные процессы (причем, возникает вопрос – кто третий?).
Очевидно, слова К.Токаева о наличии концептуальных проблем союзного государства Беларуси и России для ЕАЭС и необходимости разрешения этой коллизии – повод для начала уже официальной дискуссии о целесообразности дальнейшей интеграции. Тем более в свете угрозы введения вторичных санкций в рамках 11-го пакета, рассматриваемых ЕС последние три недели, и которые будут иметь весьма пагубные последствия для инвестиционного климата Казахстана и других стран.
Конечно, в целом, возможно сам тренд усиления сотрудничества центрально-азиатских стран с Китаем может беспокоить ось Москва-Минск, и именно это послужило основанием для опасной «шутки» А.Лукашенко по поводу расширения союзничества с Астаной. Однако, в каждой доле шутки, как водится, может быть и доля медвежьей услуги, что и вызвало незамедлительную реакцию казахстанского лидера. А значит, у участников ЕАЭС все более разные взгляды на его перспективы развития.
Комментариев пока нет