Как Нацбанк кредитует рост инфляции, девальвацию и импорт
Нацбанк изучил, как расходы государства влияют на текущий счет платежного баланса через импорт товаров. В исследовании проанализированы расходные части республиканского бюджета и оценена взаимосвязь импорта товаров и государственных расходов для проверки гипотезы «двойного дефицита». Экономист Мурата Темирханова рассказал, чего не хватает исследованию и на какие моменты стоит обратить внимание монетарному регулятору.
По мнению Нацбанка, в Казахстане рост бюджетных расходов без учета затрат на обслуживание долга на 1% в текущем месяце приводит к приросту импорта за вычетом импорта нефтяных компаний на 0,6% в следующем месяце, с последующим полным затуханием импульса через 5 месяцев. В целом, рост бюджетных расходов в среднем на 1% в текущем месяце приведет к росту очищенного импорта суммарно на 1,42% за все 5 месяцев.
Во-вторых, недостаточность объемов казахстанского производства для покрытия внутреннего спроса приводит к тому, что львиная средств государства, как и средств частного сектора, идет на финансирование импорта.
В-третьих, госрасходам характерна стабильность, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Такие нецикличные финансовые импульсы со стороны государства объясняют нецикличную траекторию импорта товаров.
В-четвертых, рост госрасходов ведет к ухудшению текущего счета ненефтяного сектора.
И наконец, подтверждена гипотеза двойного дефицита в Казахстане: ухудшение сальдо республиканского бюджета приводит к ухудшению текущего счета через канал импорта товаров.
– Мурат, как вы могли бы оценить исследование Нацбанка и что полезного вы из него извлекли?
– В целом, у меня негативное отношение к данному исследованию по двум причинам. Во-первых, по моему мнению, сама тема исследования довольно узкая и очевидная для любого человека, даже если он не эксперт в этой области. Всем известно, что у нас глубоко недиверсифицированая и импортозависимая экономика. Поэтому всем и так понятно, что рост государственных расходов увеличивает спрос на импортируемые товары. Да, Нацбанк сделал расчеты – насколько рост государственных расходов влияет на увеличение импорта товаров – и что? Чем для Казахстана полезно такое исследование?
Однако, это не самая большая проблема. По моему мнению, все расчеты бессмысленны без полного анализа данных всех государственных расходов. Авторы анализируют только расходы республиканского бюджета, которые, по их мнению, составляют 83% государственного бюджета в среднем за последние 7 лет. Однако, так называемый «государственный бюджет» тоже не включает в себя все государственные расходы. В исследование не включены очень большие госрасходы, профинансированные за счет печатного станка Нацбанка, а также за счет средств внебюджетных государственных фондов (Государственный Фонд Социального Страхования, Фонд социального медицинского страхования, и так далее). Причем, самые большие госрасходы вне республиканского бюджета были профинансированы самим Нацбанком за счет печатного станка, о чем он в своем исследовании почему-то скромно умолчал.
Категорически неверен и вывод о том, что, вне зависимости от экономической ситуации в Казахстане, госрасходам характерна стабильность. Если посмотреть все кризисные ситуации, с которыми сталкивалась страна, начиная с 2015 года, то можно легко заметить, что один только Нацбанк за счет печатного станка профинансировал государственные расходы на несколько триллионов тенге. Сначала Нацбанк спасал Казмунайгаз, затем потратил более триллиона тенге на помощь банкам, в коронавирусный кризис Нацбанк начал финансировать государственные программы и снова потратил более триллиона тенге. И все эти деньги, взятые из воздуха, вливались в экономику и негативно влияли на курс тенге, инфляцию и импорт. Но в исследовании Нацбанка об этом нет никакой информации.
– Какие исследования, в таком случае, вы порекомендовали бы Нацбанку с точки зрения анализа государственных расходов?
– Во-первых, наше правительство упорно не дает анализ всех государственных расходов в Казахстане, что приводит к неверной информации по дефициту или профициту консолидированного государственного бюджета, включая громадный ненефтяной дефицит, который крайне важен для анализа проблем экономики Казахстана. Поскольку правительство не хочет это делать, то Нацбанку самому стоит детально изучить государственные расходы, дать им четкое определение и проанализировать свое участие в них через «печатный станок». Поскольку они напрямую влияют на инфляцию, курс тенге и платежный баланс, то Нацбанк должен быть очень напрямую заинтересован в таком исследовании для четкого понимания о том, как фискальная политика влияет на макроэкономическую и монетарную политику в Казахстане.
Второй важный аспект связан с соблюдением контрциклической фискальной политики, которая крайне важна для таких нефтяных и недиверсифицированных стран, как Казахстан. Власти много говорили о контрциклической политике за последние несколько лет, но продолжают использовать проциклическую бюджетную политику, что наносит громадный вред экономике страны.
В 2021 году Нацбанк делал похожее исследование – «Роль фискальной политики в ценовой стабильности Казахстана». В нем авторы, на удивление, сделали правильные выводы, хотя использовали неполные данные – только информацию о расходах республиканского бюджета. То есть, роль печатного станка и других внебюджетных расходов не анализировалась в этом исследовании от слова совсем, но, тем не менее, выводы получились адекватные.
– Вы упомянули о том, что Нацбанк, в том числе, поддерживает рост инфляции за счет «печатного станка». Могли бы вы на цифрах показать, как Нацбанк запускает свой «печатный станок», кредитуя экономику?
– До 2015 года Нацбанк практически не запускал «печатный станок». Однако после этого ситуация коренным образом изменилась. Казахстан перешел на свободно плавающий курс вслед за рублем и тенге сильно девальвировал, цены нефть очень сильно упали, в результате в экономике начались большие проблемы. В такой ситуации с драматическими сложностями столкнулся «КазМунайГаз», имевший очень большую задолженность, с которой он не мог справиться из-за низких цен на нефть.
Для спасения КМГ в 2015 году Нацбанк впервые запустил «печатный станок» на очень большую сумму, купив 10% акций КМГ за 753 млрд тенге. Чтобы понять масштаб этой меры на тот момент, необходимо пересчитать эту сумму по сегодняшнему курсу тенге, что увеличит её в более чем два раза. Причем, эта операция полностью противоречила и до сих пор противоречит мандату Нацбанка, как монетарного регулятора. В том же 2015 году Нацбанк начал финансировать государственную помощь проблемным банкам, купив облигации Фонда проблемных кредитов (ФПК) на сумму 130 млрд тенге по очень низкой процентной ставке.
Если в 2016 году Нацбанк не включал печатный станок, то с 2017 года начался буквально апофеоз государственной помощи проблемным банкам за счет «печатного станка». Тогда Нацбанк на 470 млрд тенге купил облигации ФПК. В этом же году началась программа оздоровления банковского сектора, в рамках которой пяти банкам выделили 775 млрд тенге субоординированных кредитов по низким процентным ставкам. Это уже более 1,2 трлн тенге, которые «влились» в экономику Казахстана и очевидно, что они серьезно повлияли на инфляцию, курс тенге, и на тот же импорт.
В 2018-2019 годах Нацбанк за счет печатного станка продолжил финансировать государственные расходы на оказание помощи банкам на сумму почти 1,5 трлн тенге. В 2020 году из-за пандемии печатный станок был вновь запущен для финансирования антикризисных мер властей, которые не были показаны в республиканском бюджете. Тогда, помимо госпомощи банкам, Нацбанк профинансировал на сотни миллиардов тенге такие государственные программы как, Дорожная карта занятости, «Нурлы Жол», ипотечные кредиты и так далее. Общая сумма финансирования внебюджетных государственных расходов за счет печатного станка в 2020 году достигла 1,8 трлн тенге. Однако, если посмотреть республиканский бюджет в этот год, то там вы не найдете большого скачка в расходах бюджета.
Таким образом, если все государственные расходы собрать воедино, а не зацикливаться только на республиканском бюджете, то картина будет кардинально иной. Только так можно оценить, какой эффект эти триллионы и триллионы тенге оказали на курс, инфляцию, платежный баланс.
– Получается, что отчасти или во многом в инфляции виноват Нацбанк?
– Нет, я не пытаюсь обвинять Нацбанк. У него отличные специалисты и они прекрасно понимают, что запуск «печатного станка» — это очень плохо для экономики. Об этой проблеме Нацбанк очень четко сказал в Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года, которую он утвердил в начале марта 2021 года. После этого Нацбанк постоянно говорил о быстром сокращении своего финансирования государственных программах льготного кредитования.
По моему мнению, главная проблема использования печатного станка для финансирования госрасходов не в самом Нацбанке, а в отсутствии его независимости. Например, в США президент страны не может влиять на решения ФРС по монетарной политике и не может заставить этого монетарного регулятора финансировать государственные расходы. Однако, в Казахстане ситуация полностью обратная.
Когда в 2015 году спасали КазМунайГаз, правительство на захотело еще больше залезть в Нацфонд, и оно обратилось к президенту, чтобы заставить Нацбанк «напечатать» денег для этого. Президент согласился и дал инструкцию главе Нацбанка, а он никогда не может отказаться, поскольку может быть уволен президентом без всяких пояснений и без согласования с парламентом. Начав такую практику в 2015 году, исполнительная власть во главе старого и нового президента не могла остановиться вплоть до 2022 года.
Сейчас мы видим, что ситуация немного меняется. Уже пару лет Нацбанк очень правильно, твердо и публично говорит о том, что нужно прекращать «печатать» деньги, чтобы финансировать государственные расходы и, судя по всему, глава государства начал прислушиваться к этому. Однако, как долго это продлится? До следующего кризиса?
Например, Нацбанк в прошлом году сказал, что в 2023 году он полностью прекращает финансирование льготной ипотечной программы «7-20-25». Однако президент дал поручение, и Нацбанк продолжил финансирование этой программы в сумме 100 млрд тенге и нет никакой гарантии, что этого не случиться еще в ближайшем будущем.
Дрогой пример – антикризисная программа защиты тенговых вкладов, разработанная Нацбанком совместно с правительством, в рамках которой была предусмотрена выплата компенсации в размере 10% по вкладам физических лиц. Это была хорошая и полезная антикризисная мера и изначально анонсировалось, что для этой программы печатный станок использоваться не будет, и компенсация целиком будет выплачена за счет госбюджета. Но сейчас уже выясняется, что общая сумма компенсаций составила более 300 млрд тенге и лишь половина этой суммы была профинансирована из госбюджета. Другая половина была оплачена за счет печатного станка, хотя сам Нацбанк говорит, что этого делать нельзя.
Я думаю, что пока Нацбанк будет полностью зависим от президента, такая практика использования печатного станка для финансирования государственных расходов будет продолжена, несмотря на большой вред для экономики Казахстана.
Комментариев пока нет