Как нам снова реорганизовать ЖКХ - Exclusive
Поддержать

Как нам снова реорганизовать ЖКХ

Процесс управления жилищным хозяйством – прерогатива профессиональных управляющих компаний. В этом уверен разработчик первого электронного в нашей стране КСК Шеризат Джарболов. 

– Проблемой ЖКХ я заинтересовался более десяти лет назад, после того, как обратил внимание на большие противоречия, которые возникали между жильцами и КСК, – говорит Шеризат Интымакович. – Как специалист в области кибернетики, которая, как известно, является наукой об управлении, я начал изучать эту проблему. Когда я выступил с докладом на международной конференции в Астане, мне предложили подготовить версию первого электронного КСК. Так я создал ЭК «Доверие», которое передал в казахстанский центр ЖКХ в столице. Потом в нашей стране появился ряд электронных КСК. Сейчас в РК действует порядка пяти таких электронных программ. Как известно, сейчас в сфере ЖКХ проводится реформа, которая бурно обсуждается. Еще пять лет назад по этому вопросу в правительство поступили порядка тысячи различных предложений как со стороны профессионалов, так и жильцов, юристов и так далее. 

В итоге два года назад в стране приняли новый закон о жилищных отношениях и придумали такую форму как ОСИ – объединение собственников имущества. Но стоит отметить, что в принятии закона о ЖКХ участвовали одни юристы, среди них не было управленцев, аналитиков, преподавателей и так далее, кто мог бы профессионально внести экономически оправданные предложения. Главное в новом подходе было, что КСК управляли десятками и сотнями домов, и это было непрозрачно, хватало мошенников, которые уводили деньги жильцов. Поэтому и решили упростить этот процесс, взяв только один дом, управлять которым мог бы один из выбранных жителей. Тогда, по мнению тех, кто это придумал, будет легче этот дом контролировать. Однако практика оказалась весьма далека от теории. Прежде всего, дело в том, что, даже если ваш сосед хороший человек, он не является профессионалом в сфере ЖКХ, не разбирается в экономических аспектах. Поэтому вся эта затея и провалилась. В стране создано мало ОСИ, но чиновники, которые придумали этот закон, настаивают, что его надо выполнять. Чтобы это стало хоть как-то возможным, два года в закон о ЖКХ вносятся различные поправки, которые, к сожалению, не решают суть самой проблемы. 

Как сказали великие философы, общество развивается по спирали. Много десятков тысяч исследований в области управления и создания организаций выявили, что существует восемь уровней развития общества. Мы находимся на красном, когда процветает коррупция, конфликты. И только когда люди достигнут бирюзового или зеленого уровней, когда пройдет очищение и просветление их сознания, можно говорить о самоуправлении. Фактически же нас же заставляют управлять своим имуществом самостоятельно, то есть перескочить несколько уровней развития. 

– Многие говорят, что основным тормозом реформы является инертность жильцов домов, которые не ходят даже ходить на собрания….

– Я еще много лет назад говорил, что на собрание жильцов будет приходить 10-15 процентов. Сейчас люди и вовсе перестали ходить на собрания. Собрание, кстати, ужасное явление, лично я против них. Во-первых, кто принимает решения и какие они? Принятие решения само по себе непростой вопрос. Если в этом участвует пять человек – это одно дело, а когда 500 – совершенно другое. Большое количество людей априори не может принять правильное решение. Собрания порождают конфликты, склоки. Люди разбиваются на различные группы, конфликтуют, потом они судятся и так далее. Сейчас у нас обучают так называемому административному менеджменту: как провести собрание, как подготовить опросный лист, организовать ОСИ, зарегистрировать его. Но демократия – тормоз в принятии решений на собрании жильцов. Я не против демократии, но нужно понимать, где она нужна, а где не очень. Например, в летящем самолете к пассажирам выходит пилот и просит их проголосовать, на какой высоте и с какой скоростью им лететь. Согласитесь, что это нонсенс. Когда собрание, где участвуют люди разных возрастов и знаний, конфликтующих между собой, это, мягко говоря, неправильно. Каждый из нас должен заниматься своим делом. Покупая квартиры, люди не думают, что покупают часть внеквартирного имущества – кусочек лестницы, двора, подвала и так далее и как бы становятся акционером этого дома. Соответственно, человек не предполагает, что ему придется участвовать в многочисленных собраниях, принимать решение, конфликтовать, избирать председателя и так далее. 

Я считаю, что управление не зависит от закона. Это сама по себе наука о методах и технологиях принятия решений. В сфере ЖКХ можно использовать опыт коммерческих структур, где избирается совет директоров, который управляет гостиницами и коммерческими центрами с целью приносить прибыль. Там также есть наблюдательные, попечительные советы, то есть четко отлажен процесс контроля. Одним из главных путей решения сферы ЖКХ может стать создание Центра компетенций, куда войдут профессионалы из разных отраслей. Это айтишники, финансисты, юристы и так далее. То есть команда из 8-10 человек, которая будет консультировать, объяснять и внедрять правильные и эффективные технологии для управления жилищными комплексами. Я разработал методику по технологии бюджетного управления. Например, предлагаю упразднить сметы, как старый подход и грамотно формировать бюджет и затем бюджетное управление. Бухгалтерский отчет в сфере ЖКХ – также пережиток времени. Он, в основном, нужен для налоговой инспекции. Жителям, которые не разбираются в бухгалтерии, он ни к чему. Должен быть управленческий отчет, в котором в доступной форме объясняется, сколько и на что было потрачено средств. К слову, со мной уже сотрудничает ряд жилищных комплексов. Они приняли такую методику и успешно работают по ней.

За рубежом создано много Центров компетенций и они также способны достаточно хорошо продвинуть процесс обучения в сфере ЖКХ. Так, в Минске есть Международная академия менеджмента, где готовят профессионалов в сфере управления ЖКХ. Или в Германии этой профессии обучают полтора-два года. У нас же идет буквально двухмесячное обучение онлайн за 30 тысяч. То есть здесь нет речи о серьезной подготовке кадров. Я встречался с сотрудниками Центра развития Алматы, Общественного совета города и подписал с ними меморандум о сотрудничестве в области создания Центра компетенций. Когда аким Алматы Досаев проводил встречи с акимами районов, мы доложили ему об этом и он приветствовал это начинание. Также я встретился с руководством управления жилья акимата Алматы, которые тоже позитивно отнеслись к созданию Центра компетенций и также договорились о сотрудничестве. 

Еще один вопрос, который остался за бортом – просветительский, которым также может заниматься Центр компетенций. В Москве есть Международный центр финансового экономического развития, который издает 106 журналов , где авторы публикаций – преподаватели вузов, магистранты, студенты, ученые. У нас же в социальной сфере нет ни одного. На собственные средства я создал журнал «Социальные технологии и управление», который можно найти в интернете. Я посетил у нас ряд вузов, в том числе КазГАСА, Энергетический институт, обратился к председателю Ассоциаций вузов Казахстану Рахману Алшанову с предложением создать межвузовский журнал с приложением, где бы публиковали статьи о ЖКХ. Кстати, в Узбекистане стали издавать журнал «Управление предприятием», в редакционной коллегии которого – представители акиматов, министерств, строительной отрасли и так далее. Так что такой журнал вполне может и у нас стать рупором акимата по жилищным вопросам и в то же время научно-практическим и дискуссионным ресуром. 

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *