English version

Как обычные граждане могут повлиять на своего акима?

Общество — 22 апреля 2025 10:00
0

Месяц назад президент подписал новый Бюджетный кодекс. Большинство нововведений документа эксперты раскритиковали за половинчатость или бессмысленность, однако одна из новелл оказалась незамеченной. Как написала пресс-служба Акорды, в БК введена «основа для бюджета народного участия», благодаря которому «граждане смогут участвовать в распределении бюджетных средств». Звучит слишком громко, чтобы в это поверить. О том, что из себя представляет эта инициатива Exclusive.kz поговорил с вице-президентом Ассоциации развития социальных технологий Санией Араповой.

– Чем занимается ваша организация? Как ваша деятельность связана с программой бюджета народного участия (БНУ)?

– Мы делаем проекты в рамках корпоративной социальной ответственности компании ERG (Eurasian Resources Group, занимается добычей и переработкой полезных ископаемых, – прим. Exclusive). В 2019 году по итогам одного из проектов мы поняли, что люди очень хорошо видят проблемы своего города, но, к сожалению, ничего не могут с ними сделать. Тогда мы начали изучать, какие существуют практики вовлечения горожан в улучшение города.

Мы узнали, что параллельно в тестовом режиме подобную практику запустили в Сарыаркинском районе в Астане. Пообщавшись в акимате с человеком, который этим занимался, и обменявшись с ним опытом, мы начали собственный проект для моногородов, который реализовывали в Хромтау, Аксу, Рудном, Лисаковске и в двух поселках в Костанайской области – Качаре и Октябрьском.

Он очень похож на программу бюджета народного участия, но существенно отличается тем, что мы действительно активно работаем с горожанами – проводим полноценную информационную кампанию, рассказываем, какие существуют правила, чтобы каждый участник процесса (горожане, акимат, подрядчик, сметчик и так далее) понимал правила игры.

Сами проекты в нашем случае финансировались местными градообразующими предприятиями. Они обязаны распределять часть своего дохода на социальные нужды в местный бюджет, и мы сделали так, чтобы горожане могли определять, куда лучше направить эти деньги.

Конечно, все социальные расходы соотнести с пожеланиями горожан не получится, часть из них идет на строительство крупных объектов, коммунальные сети и так далее. Поэтому фактически в распоряжении местных жителей остается сфера благоустройства – детские площадки, тротуары, освещение, озеленение, реконструкция памятников. Люди могут предложить какой-то проект и проголосовать за его реализацию.

В итоге выстроилась очень четкая и рабочая механика: путь от идеи до реализации проекта помогают пройти местные НПО, которые разъясняют всем правила. Подрядчик может вносить небольшие изменения, но обязательно должен согласовывать это с автором проекта. За ходом процесса следит компания, которая имеет также рычаги давления на акимат.

– Программа бюджета народного участия тоже так слаженно работает?

– Эта инициатива должна заниматься тем же – вовлекать жителей в благоустройство своего города. И в реализации БНУ мы тоже стараемся участвовать. Но практика применения этой инициативы очень противоречива.

Бюджет народного участия хорошо реализуется в Астане и Алматы.

Да, в Астане есть некоторые районы, которые в этом не очень успешны, но есть и такие пионеры, как тот же Сарыаркинский район – там много старых пятиэтажек, которые действительно нуждаются в благоустройстве, и люде в этом активно участвуют. Алматы – вообще отдельная вселенная, там даже есть карта объектов, построенных в рамках бюджета народного участия.

Если вы подаете заявку в этих городах, и она побеждает, то его реализуют в этом же году. Но во всем остальном Казахстане реализация начинается только на следующий год после утверждения проекта. В регионах БНУ воспринимается в акиматах как лишняя головная боль. Поэтому его стараются реализовать максимально незаметно, без шума, лишь бы как-нибудь закрыть отчетность.

Единственное исключение – Актобе. Там тоже власти и горожане достаточно активно вовлекаются, хотя есть и свою нюансы. Во всех других городах, с которыми мы работаем, идет бесконечная война с акиматами.

Хотя во многих странах это уже нормальная практика, когда между городской администрацией и горожанами есть буфер в виде НПО, которая делает всю «грязную работу», связанную с обучением, разъяснением правил, помощью в оформлении проекта.

Еще печальнее, что обещанные площадки, которые уже победили в голосовании, могут в итоге не построить. В нашей практике есть случай, когда детскую площадку не могут построить уже три года. Бывает, что проект допускают до голосования, а потом акимат вдруг решает, что его реализовать нельзя, потому что на этом месте якобы находятся инженерные сети. И это случается повсеместно.

– Кто и как может участвовать в программе бюджета народного участия?

– Подать собственный проект по благоустройству, например, предложить поставить на своем районе детскую площадку, может любой гражданин, который проживает в данном городе.

Но прием заявок ограничен по времени. Узнать таймлайн можно на сайте акимата города. Весь процесс реализации проекта состоит из нескольких этапов: подача заявки; проведение акиматом экспертизы, чтобы понять, подходит ли этот проект по техническим характеристикам, например, не заденет ли он инженерные сети; голосование горожан через приложение Egov; реализация.  

– Насколько вообще БНУ широко применяется? И сколько акиматы выделяют денег на проекты горожан?

– Бюджет народного участия распространяется на города республиканского и областного значению, столицу, города районного значения, которые являются административными центрами с численностью более 10 тысяч человек. То есть сел эти программы не касаются.

Акиматы должны выделять на БНУ определенный процент от статьи бюджета по жилищно-коммунальному хозяйству – сначала было 5%, в позапрошлом году сделали 10%. У каждого проекта тоже есть ограничения по стоимости: в Астане, Алматы и Шымкенте это 25 000 МРП, в крупных городах – 15 000 МРП, в небольших – 1500 МРП.

Но в регионах у акиматов этих денег часто нет. Вернее, для них это, по-видимому, необязательная статья расходов, от нее при желании можно отказаться. Тем более акимов никто не контролирует. И нередко это происходит, когда проект уже прошел все стадии отбора и должен быть реализован.

Например, в прошлом году в Рудном из 15 одобренных проектов реализовали только три.

Мы обращаемся в акиматы и жилищно-коммунальные хозяйства, спрашиваем, почему наши проекты не реализовали. Нам отвечают отписками, что якобы бюджет не дали.

И с бюджетом действительно двусмысленная история получается. С одной стороны, есть министерство национальной экономики, которое является оператором БНУ и объявляет о выделении средств. Но, с другой стороны, есть министерство финансов, которое эти деньги в итоге не одобряет.

И об эту неразбериху концепция так называемого «слышащего государства» рушится. По факту БНУ работает там, где есть деньги, то есть в Астане и Алматы.

Месяц назад президент подписал новый Бюджетный кодекс. Одним из его нововведений Акорда называет «введение основы для бюджета народного участия». Но если это программа действует уже несколько лет, о чем тогда идет речь?

– БНУ ввели в Бюджетный кодекс еще в 2019 году. Но некоторые изменения все-таки произошли. Теперь бюджет народного участия от министерства национальной экономики перешел в министерство финансов. То есть вот эту неразбериху на верхнем уровне законодательно устранили, но будем наблюдать, как это отразится на практике.

Также в годовом отчете по исполнению бюджета теперь будет пункт о реализации бюджета народного участия. Об этом есть буквально одна строчка, и мы пока не знаем, что будет включать в себя отчет по БНУ. Возможен сценарий, что акимат просто будет отмечать, что конкурс был проведен, победителей было столько-то. Будет ли отчет по прошлогодним нереализованным проектам, об этом мы тоже пока не знаем.

Для того, чтобы эта инициатива начала как-то работать, нужно активно вовлекать в работу НПО и закрепить персональную ответственность акимов за реализацию проектов. Сейчас если твой проект в регионе смогли реализовать, то это связано больше с везением, чем с целенаправленной политикой государства.


Руслан Ибрагим

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.