Как обычные граждане могут повлиять на своего акима? - Exclusive
Поддержать

Как обычные граждане могут повлиять на своего акима?

Месяц назад президент подписал новый Бюджетный кодекс. Большинство нововведений документа эксперты раскритиковали за половинчатость или бессмысленность, однако одна из новелл оказалась незамеченной. Как написала пресс-служба Акорды, в БК введена «основа для бюджета народного участия», благодаря которому «граждане смогут участвовать в распределении бюджетных средств». Звучит слишком громко, чтобы в это поверить. О том, что из себя представляет эта инициатива Exclusive.kz поговорил с вице-президентом Ассоциации развития социальных технологий Санией Араповой.

– Чем занимается ваша организация? Как ваша деятельность связана с программой бюджета народного участия (БНУ)?

– Мы делаем проекты в рамках корпоративной социальной ответственности компании ERG (Eurasian Resources Group, занимается добычей и переработкой полезных ископаемых, – прим. Exclusive). В 2019 году по итогам одного из проектов мы поняли, что люди очень хорошо видят проблемы своего города, но, к сожалению, ничего не могут с ними сделать. Тогда мы начали изучать, какие существуют практики вовлечения горожан в улучшение города.

Мы узнали, что параллельно в тестовом режиме подобную практику запустили в Сарыаркинском районе в Астане. Пообщавшись в акимате с человеком, который этим занимался, и обменявшись с ним опытом, мы начали собственный проект для моногородов, который реализовывали в Хромтау, Аксу, Рудном, Лисаковске и в двух поселках в Костанайской области – Качаре и Октябрьском.

Он очень похож на программу бюджета народного участия, но существенно отличается тем, что мы действительно активно работаем с горожанами – проводим полноценную информационную кампанию, рассказываем, какие существуют правила, чтобы каждый участник процесса (горожане, акимат, подрядчик, сметчик и так далее) понимал правила игры.

Сами проекты в нашем случае финансировались местными градообразующими предприятиями. Они обязаны распределять часть своего дохода на социальные нужды в местный бюджет, и мы сделали так, чтобы горожане могли определять, куда лучше направить эти деньги.

Конечно, все социальные расходы соотнести с пожеланиями горожан не получится, часть из них идет на строительство крупных объектов, коммунальные сети и так далее. Поэтому фактически в распоряжении местных жителей остается сфера благоустройства – детские площадки, тротуары, освещение, озеленение, реконструкция памятников. Люди могут предложить какой-то проект и проголосовать за его реализацию.

В итоге выстроилась очень четкая и рабочая механика: путь от идеи до реализации проекта помогают пройти местные НПО, которые разъясняют всем правила. Подрядчик может вносить небольшие изменения, но обязательно должен согласовывать это с автором проекта. За ходом процесса следит компания, которая имеет также рычаги давления на акимат.

– Программа бюджета народного участия тоже так слаженно работает?

– Эта инициатива должна заниматься тем же – вовлекать жителей в благоустройство своего города. И в реализации БНУ мы тоже стараемся участвовать. Но практика применения этой инициативы очень противоречива.

Бюджет народного участия хорошо реализуется в Астане и Алматы.

Да, в Астане есть некоторые районы, которые в этом не очень успешны, но есть и такие пионеры, как тот же Сарыаркинский район – там много старых пятиэтажек, которые действительно нуждаются в благоустройстве, и люде в этом активно участвуют. Алматы – вообще отдельная вселенная, там даже есть карта объектов, построенных в рамках бюджета народного участия.

Если вы подаете заявку в этих городах, и она побеждает, то его реализуют в этом же году. Но во всем остальном Казахстане реализация начинается только на следующий год после утверждения проекта. В регионах БНУ воспринимается в акиматах как лишняя головная боль. Поэтому его стараются реализовать максимально незаметно, без шума, лишь бы как-нибудь закрыть отчетность.

Единственное исключение – Актобе. Там тоже власти и горожане достаточно активно вовлекаются, хотя есть и свою нюансы. Во всех других городах, с которыми мы работаем, идет бесконечная война с акиматами.

Хотя во многих странах это уже нормальная практика, когда между городской администрацией и горожанами есть буфер в виде НПО, которая делает всю «грязную работу», связанную с обучением, разъяснением правил, помощью в оформлении проекта.

Еще печальнее, что обещанные площадки, которые уже победили в голосовании, могут в итоге не построить. В нашей практике есть случай, когда детскую площадку не могут построить уже три года. Бывает, что проект допускают до голосования, а потом акимат вдруг решает, что его реализовать нельзя, потому что на этом месте якобы находятся инженерные сети. И это случается повсеместно.

– Кто и как может участвовать в программе бюджета народного участия?

– Подать собственный проект по благоустройству, например, предложить поставить на своем районе детскую площадку, может любой гражданин, который проживает в данном городе.

Но прием заявок ограничен по времени. Узнать таймлайн можно на сайте акимата города. Весь процесс реализации проекта состоит из нескольких этапов: подача заявки; проведение акиматом экспертизы, чтобы понять, подходит ли этот проект по техническим характеристикам, например, не заденет ли он инженерные сети; голосование горожан через приложение Egov; реализация.  

– Насколько вообще БНУ широко применяется? И сколько акиматы выделяют денег на проекты горожан?

– Бюджет народного участия распространяется на города республиканского и областного значению, столицу, города районного значения, которые являются административными центрами с численностью более 10 тысяч человек. То есть сел эти программы не касаются.

Акиматы должны выделять на БНУ определенный процент от статьи бюджета по жилищно-коммунальному хозяйству – сначала было 5%, в позапрошлом году сделали 10%. У каждого проекта тоже есть ограничения по стоимости: в Астане, Алматы и Шымкенте это 25 000 МРП, в крупных городах – 15 000 МРП, в небольших – 1500 МРП.

Но в регионах у акиматов этих денег часто нет. Вернее, для них это, по-видимому, необязательная статья расходов, от нее при желании можно отказаться. Тем более акимов никто не контролирует. И нередко это происходит, когда проект уже прошел все стадии отбора и должен быть реализован.

Например, в прошлом году в Рудном из 15 одобренных проектов реализовали только три.

Мы обращаемся в акиматы и жилищно-коммунальные хозяйства, спрашиваем, почему наши проекты не реализовали. Нам отвечают отписками, что якобы бюджет не дали.

И с бюджетом действительно двусмысленная история получается. С одной стороны, есть министерство национальной экономики, которое является оператором БНУ и объявляет о выделении средств. Но, с другой стороны, есть министерство финансов, которое эти деньги в итоге не одобряет.

И об эту неразбериху концепция так называемого «слышащего государства» рушится. По факту БНУ работает там, где есть деньги, то есть в Астане и Алматы.

Месяц назад президент подписал новый Бюджетный кодекс. Одним из его нововведений Акорда называет «введение основы для бюджета народного участия». Но если это программа действует уже несколько лет, о чем тогда идет речь?

– БНУ ввели в Бюджетный кодекс еще в 2019 году. Но некоторые изменения все-таки произошли. Теперь бюджет народного участия от министерства национальной экономики перешел в министерство финансов. То есть вот эту неразбериху на верхнем уровне законодательно устранили, но будем наблюдать, как это отразится на практике.

Также в годовом отчете по исполнению бюджета теперь будет пункт о реализации бюджета народного участия. Об этом есть буквально одна строчка, и мы пока не знаем, что будет включать в себя отчет по БНУ. Возможен сценарий, что акимат просто будет отмечать, что конкурс был проведен, победителей было столько-то. Будет ли отчет по прошлогодним нереализованным проектам, об этом мы тоже пока не знаем.

Для того, чтобы эта инициатива начала как-то работать, нужно активно вовлекать в работу НПО и закрепить персональную ответственность акимов за реализацию проектов. Сейчас если твой проект в регионе смогли реализовать, то это связано больше с везением, чем с целенаправленной политикой государства.

Руслан Ибрагим




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *