Ya Metrika Fast


English version

Как подготовить школьника к поступлению?

Общество — 17 декабря 2025 12:00
0
Изображение 1 для Как подготовить школьника к поступлению?

Сабина Османова, эксперт в области довузовской подготовки, рассказала exclusive.kz о том, как правильно подготовить школьника к выбору вуза и почему выпускники профильных школ и колледжей чаще набирают высокие баллы.

– «Переход» из школы в ВУЗ – это сложный психологический период. Поэтому без позитивного настроя со стороны тех, кто помогает совершить этот переход, никак нельзя. У детей очень много страхов: не оправдать надежды родителей, остаться на обочине, не поступить в желаемый университет, страх ошибиться с выбором будущей профессии и множество-множество других страхов.

Какие ошибки допускают родители, на ваш взгляд, когда ребёнок настаивает на одном, а родители говорят: «Нет, ты будешь поступать туда-то»?

Мы сталкиваемся с этим каждый день. Семьи делятся на две группы. Первая – ни ребёнок не знает, чего он хочет, ни родитель не знает, что ему подсказать. Он хочет довериться ребёнку, но не владеет инструментами. В этом случае мы говорим: обязательно нужна помощь профессионала. На рынке уже есть специалисты, которые могут провести диагностику, показать сильные стороны ребёнка, подсветить важные моменты и помочь ребёнку самому сделать выбор.

Чингиз Айтматов

Ко второй группе относятся те, у кого видение ребенка и родителей не совпадают. Зачастую это дети, выбирающие творческие специальности, которые, по мнению родителей, «не прокормят». Как правило, это дизайн, журналистика, режиссура, искусство… Родители уверены, что по этим профессиям будет трудно найти работу. 

Три главные ошибки школьной системы

– Какие три главные ошибки совершает школьная система образования, готовя наших детей к жизни и к поступлению?

Прежде всего – отсутствие системы профориентации. В развитых странах она начинается чуть ли не с начальных классов, где куратор, профориентолог, специалист по поступлению в вузы, карьерный консультант сопровождает ребёнка, формирует его портфолио, видит, в каких олимпиадах он принимал участие, какие предметы ему даются лучше всего, подсвечивает сильные стороны. У нас дети задумываются о поступлении, когда приходят в одиннадцатый класс. И первая проблема: «Я ещё не знаю, куда я собираюсь поступать.» И это типичный подход.

Во-вторых, грубое профильное деление классов. Допустим, класс становится естественно-математическим, а ребёнок, который всю жизнь проучился в нём, — гуманитарий. Он вынужден ходить к репетиторам, изучать те предметы, которых нет в школе.

Третье – несоответствие школьной программы потребностям ВУЗа. Сколько часов математики теряет будущий биолог, например? Поэтому очень многие после девятого класса выбирают high school, то есть профильные школы. Ребёнок, который уже прошёл профориентацию и понимает, что он будущий медик, зачем ему столько часов математики или географии? Лучше пусть будет больше часов химии и биологии.

Шокирующие пробелы и COVID-19

Когда вы видите, что знания не соответствуют требованиям ЕНТ, в чём самые шокирующие пробелы вы видите?

У насученик проходит диагностику по каждому предмету. И вот здесь мы видим, что это «дети карантина». Это шокирующие проблемы в базовых знаниях из-за вынужденного онлайн-обучения. Некоторые не знают не то, что дроби, но даже таблицы умножения. Нам приходится начинать с таких элементарных вещей. Или, например, ученик не обращал внимания на географию, а теперь собирается быть финансистом, экономистом или логистом. И таких детей немало.

Спорные моменты в реформе

– Например, мама десятиклассницы перевела её в другую школу, не учтя, что девочка хочет поступать в мед. В новой школе нет нужных предметов, а в старой школе есть хим– био направление. Что делать в этом случае? Вернуться в старую школу, где эти предметы есть?

– Однозначно вернуться. Ребёнку будет очень тяжело. В одиннадцатом классе остается всего 9 месяцев на подготовку. Он будет полдня изучать те предметы, которые ему не нужны, ведь он также должен хорошо сдать все выпускные экзамены, чтобы получить аттестат. ЕНТ – это отдельная тема, школа за него больше не отвечает. Родитель будет ещё больше платить репетиторам. Я бы посоветовала, конечно, вернуться.

Родители платят репетиторам за базовые знания. Это провал системы образования или новая реальность, которую надо принять?

Нельзя всех мести под одну гребёнку. Есть дети, которые приходят с хорошими знаниями. Пробелы возникают по разным причинам. Ребёнок мог не интересоваться каким-то предметом, а родители вовремя не наняли репетитора или не объяснили, допустим, эту тему сами. Дети болеют, переводятся из школы в школу, переезжают из городов. Нередко, когда по 40 человек в классе, уже не до того, чтобы следить за качеством. В итоге это нарастает как снежный ком. Но есть дети, которые с пятого класса ходили к репетиторам и это чувствуется – на первом входном тестировании они показывают не 20-30 баллов из 140, а 70-80.

Например, самый высокий результат пробного ЕНТ, который мы провели в конце октября среди полутора тысяч детей – это 125 баллов. Этот ребенок закончил обычную школу.


Это благодаря репетиторам и родителям или благодаря школе?

– Здесь много факторов. Приходят дети из сильных школ-гимназий. Но зачастую это профильные лицеи, где детей принимают в восьмом, седьмом классе уже на нужный профиль (химбио, физмат). Ребёнок хорошо осваивает профиль, потому что он ему интересен, и набирает высокие результаты.

Международные ВУЗы и будущее ЕНТ

ВУЗов становится больше, в стране открылись западные ВУЗы с потрясающими рейтингами. Неужели мы готовим выпускников, которые приобретут знания, но не смогут их реализовать здесь?

После жёстких проверок закрылось очень много казахстанских университетов. Но при этом больше 25 филиалов международных ВУЗов вошли в Казахстан. Для нас это большая победа, потому что мировое образование стало доступнее.

Есть нюанс: сейчас система ЕНТ будет пересмотрена в течение 5 лет. Министерство высшего образования заключило меморандум с ITS, которая разрабатывает мировые тесты, такие как SAT, ACT. ЕНТ будет такого уровня, чтобы с нашим сертификатом дети могли поступать не только в казахстанские ВУЗы, но и ВУЗы по всему миру. Сейчас, к сожалению, с сертификатом ЕНТ можно поступить только в казахстанские университеты.

В прошлом учебном году 624 000 первокурсника зачислено в казахстанские университеты. Из них 219 000 – выпускники школ. Остальные — выпускники колледжей.

Главное правило, которое нужно изменить

Если бы у вас была возможность изменить одно правило в школьном образовании, каким бы оно было?

– Дать возможность детям уже в школе, определившись с профилем, выбрать нужный класс, как это сделано сейчас, например, в НИШ. Тогда родителям не приходилось бы тратиться на репетиторов.

Прогноз и роль языков

– Как вы думаете, в ближайшие годы ситуация в школьном образовании станет лучше или хуже? И почему?

– Я думаю, станет лучше. Во-первых, реформа ЕНТ. Я вижу хорошие изменения в плане вступительных экзаменов. Если ЕНТ станет сильным экзаменом, позволяющим поступать в любой университет мира, это здорово. 

Второе – выход из «ковидной ямы». Демографический рост уже в этом году привел в школы уже на 20 000 выпускников больше по сравнению с прошлым годом. И эти дети будут сильнее по уровню знаний, чем «ковидные».

В-третьих, растет вовлечённость родителей. Сейчас родители стараются всячески поддерживать ребёнка, давать возможность дополнительно получать знания, не только на школу надеяться, но и давать возможность ребёнку посещать репетиторов по нужным предметам.

– Растет количество школ с государственным казахским языком обучения. Насколько ВУЗы готовы принимать и обучать только на государственном языке?

– В университетах не будет строгого требования обучать только на казахском языке. Более того, сейчас очень многие ВУЗы полностью исключили обучение на русском и на казахском, оставив только обучение на английском.

Требования к будущим абитуриентам в плане знания языка намного жёстче. Некоторые ВУЗы требуют сертификат международных экзаменов, как IELTS, TOEFL, а некоторые ввели вступительные экзамены по английскому языку, чтобы определить уровень ребёнка. ЕНТ тоже не привязано к языку: его можно сдать на русском, казахском и даже английском уже с недавних пор.

С каждым годом всё больше и больше абитуриентов выбирают обучение в университете не на русском, не на казахском, а на английском языке. Учитывая, что сюда вошли мировые университеты, полиязычие – это требование времени. Я считаю, что перед такими выпускниками откроется больше дверей. И надо не бояться и уже сейчас идти и обучаться в университете на английском.


София Мустафаева

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.