Ya Metrika Fast


English version

Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

Экономика — 8 декабря 2025 16:00
0
Изображение 1 для Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

Мировая экономика постепенно меняется, и в последние годы развивается новый феномен: превращение финансовых инструментов в механизм социальных и экологических решений. Всё больше банков и финтех-компаний интегрируют помощь в повседневные транзакции, потому что это устраняет главный барьер благотворительности – необходимость принимать отдельное решение каждый раз. Вместо того чтобы выбирать между пожертвованием и удобством, человек выбирает привычное действие, а инфраструктура автоматически превращает его в значимый вклад. 

В Казахстане впервые этот подход системно внедрил в 2008 году крупнейший тогда Казкоммерцбанк, выпустив карту Visa classiс Ангел-хранитель. Комиссия с каждой транзакции клиента переводилась не в доход банка, а в благотворительный фонд «Кус жолы» на оснащение одного из сельских родильных домов.

Спустя десятилетие, идею подхватили другие банки. Первым среди действующих финорганизаций стал Евразийский банк, фактически создав у себя внутри два разных, но идеологически связанных пути участия клиентов в ESG-проектах. Эти решения не являются разовыми акциями, а встроены в продуктовую логику и работают ежедневно, пока люди совершают обычные покупки.

В 2021 году банк предложил первую в Казахстане Экокарту, изготовленную из второсырья, а часть материла была собрана из океанического пластика.

Чингиз Айтматов

Евразийский банк принял решение перечислять 1% от каждой транзакции по этой карте на проекты по озеленению и переработке отходов. Клиент не теряет ни тенге, а банк финансирует этот вклад сам – за счёт собственных ресурсов, а не бонусов пользователя. Средства в равной доли получают Астанинский МОО Фонд Земли «Устойчивое развитие», который занимается проектами по озеленению, и Eco Network (ОФ EN Social) из Алматы, реализующий инициативы по переработке отходов, борьбе с пластиком и экопросвещению.

Изображение 2 для Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

За первые два года существования Экокарты через этот бонусный механизм было собрано около 2 миллионов тенге. При этом, суммарные инвестиции банка в озеленение превысили эту сумму многократно, – за счёт собственных дополнительных вложений.

Всего за время существования Экокарты, начиная с 2021 года, было высажено более тысячи деревьев, причём многие из них – редкие или исторически значимые виды. Например, яблоня Сиверса, занесённая в Красную книгу, которая появилась на исторической улице Панфилова. Это прямой результат сочетания массовых транзакций клиентов и системных вложений банка. 

Изображение 3 для Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

Логичным решением в истории с Экокартой стало присоединение Евразийского банка к глобальной коалиции Mastercard Priceless Planet Coalition – программе, объединяющей крупнейшие корпорации мира для восстановления лесов с целью сохранения климата. Позже инициативу подхватил Freedom Bank, ставший вторым участником из Казахстана и Центральной Азии со специальной картой для высадки саксаула на Арале.

Со временем Экокарта Евразийского получила обновление, сделавшая его более привлекательным для широкой аудитории. В 2025 году банк ввёл 5% бонусов за покупки в «зелёных» категориях: зоомагазины, ветеринарные услуги, товары для сада и огорода. Максимальная сумма начисления составляет до 30 000 бонусов в месяц, что делает продукт конкурентоспособным даже на фоне карт с расширенными кэшбэками. 


Параллельно Евразийский банк развивал другой вектор ESG – социальную поддержку с другим финансовым продуктом. Металлическая Visa для участников клуба приват-банкинга EURASIAN DIAMOND CLUB, выпущенная в 2021 году, работает по той же автоматической механике: 1% от всех покупок компания самостоятельно перечисляет в Добровольное общество «Милосердие» на проект «Подари детям жизнь». 

В отличие от массовых карт, эффект здесь достигается за счёт крупных средних чеков. Именно поэтому социальная отдача впечатляет: за несколько лет по этой карте было перечислено более 180 миллионов тенге, а ежегодный вклад составляет порядка 40-50 миллионов.

Благодаря этой инициативе  сделаны десятки сложных операций, высокотехнологичных обследований, реабилитаций за рубежом. Каждая крупная покупка клиента, обеспечивает высокий социальный эффект. 

Изображение 4 для Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

Для рынка премиального банкинга это знаковый сдвиг: продукт перестаёт быть только про сервис – он становится ещё и каналом гарантированной помощи, встроенным в финансовую активность клиента. Именно поэтому Евразийский банк решил не ограничиваться одной премиальной картой.

На 2026 год дополнительно к премиальной Visa запланирован запуск ещё одной элитной карты, на этот раз с международной платёжной системой Mastercard, по которой 0,5% от каждого платежа банк будет направлять в фонд «Центр сердца». Этот фонд много лет занимается развитием взрослой и детской кардиологии, обучением врачей и просвещением – меняет отношение общества к трансплантологии и поддерживает казахстанцев в листе ожидания на донорское сердце через марафон Жүрегімнің жеңімпазы» («Ты чемпион моего сердца».)

В совокупности данные инициативы приводят к тому, что сегодня участие в экологических и социальных проектах стало максимально простым. 

Изображение 5 для Как покупки казахстанцев меняют мир к лучшему?

Чтобы повлиять на экологию, поддержать переработку, помочь ребёнку или присоединиться к климатическому движению, казахстанцам не нужно делать лишних движений. Достаточно оплачивать покупки правильно выбранной картой. Именно такие простые действия тысяч людей создают перемены, которые раньше казались возможными только благодаря глобальным реформам.


*Инфографики в материале сгенерированы в нейросети Notebook LM.
Изображения банковских карт в инфографиках не являются их фактическим дизайном.

Лицензия № 1.2.68/242/40 от 3 февраля 2020 года, выданная Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.


Максим Елизаров

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.