Как полицейские борются с преступлениями против женщин?
Недавние случаи возмутительного насилия над женщинами всколыхнули казахстанское общество. Судя по реакции людей, целых общественных групп и организаций, сегодня оно созрело для полного искоренения таких отвратительных проявлений жестокости в семье и быту и полно решимости добиваться этого всеми силами. Какую роль в этом процессе должна играть полиция? На этот и другие вопросы нам отвечает заместитель начальника Управления местной полицейской службы Департамента полиции г. Алматы Диас Дуанбеков, полковник полиции.
– Диас Еркинбаевич, на полиции лежит особая ответственность. Она олицетворяет собой государство, главная задача которого перед гражданами – беречь и защищать их. Какое место занимает семейно-бытовое насилие в общей картине правонарушений в Казахстане? Какова статистика, все ли преступления такого рода выявляются, всегда ли домашний агрессор получает адекватное наказание? И вообще – какими законами руководствуется полиция в этом вопросе?
– Начну с цифр. С начала года наблюдается снижение совершенных уголовных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, по г. Алматы их было совершено 27, это составляет 0,12% от всего количества совершенных уголовных правонарушений за этот период времени. Однако, вы правы, такие правонарушения имеют большой общественный резонанс, и полиция уделяет им самое серьезное внимание.
В настоящее время сотрудники полиции перешли от заявительного на выявительный формат привлечения к административной ответственности. Переход помог усовершенствовать работу полицейских по профилактике бытового насилия. Стало возможным пресекать факты, когда на жертв насилия после инцидентов оказывалось давление, и они забирали свои заявления.
К примеру, если раньше для привлечения к административной ответственности домашнего тирана необходимо было заявление жертвы, то сегодня достаточно показаний свидетелей, соседей, записи камер видеонаблюдения и имеющихся на теле жертвы телесных повреждений. Определены конкретные сроки административного ареста: если раньше сроки ареста определялись судами, то есть арестовывали агрессоров на срок до 15 суток (это могли быть и двое суток или 12 суток), то сейчас чёткая ответственность – 15 суток.
Усиление ответственности и методов выявления, как результат, повлекли за собой и изменения в статистике таких правонарушений. За четыре последних месяца (июль-октябрь) число привлеченных к ответственности возросло. Если во втором квартале текущего года в стране к ответственности привлечено 591 лицо, то в третьем их количество составило 1339. Соответственно, более чем в два раза увеличилось число арестованных агрессоров.
Всего в текущем году к административной ответственности привлечены 2675 правонарушителей, вынесено 5587 защитных предписаний. Судами установлено 562 особых требования к поведению правонарушителей. Пресечено 146 нарушений ими установленных ограничений.
В целом, в результате принимаемых организационных и правовых мер, по итогам текущего месяца наблюдается снижение регистрации сообщений о правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений на более чем 20%.
– Каков алгоритм действий полиции при обнаружении факта домашнего насилия?
– Профилактика бытового насилия – одно из значимых направлений в деятельности участковых инспекторов полиции, на которых возложена большая ответственность за реализацию законодательства в сфере семейно-бытовых отношений.
При совершении бытового насилия пострадавшие испытывают различные виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.
Квалифицирующие признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 73 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КРКоАП): нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к гражданам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, следует относить к психологическому насилию.
Алгоритм при обнаружении фактов домашнего насилия выглядит следующим образом.
Участковый инспектор полиции, прибыв на место происшествия (место совершения семейно-бытового конфликта) обязан:
– без заявления граждан, пострадавших от бытового насилия, регистрировать факт (регистрируется в КУИ, если пострадавшие пишут заявление – выдать талон-уведомление);
– при опросе свидетелей и получении показаний от потерпевших выяснять, с постановкой соответствующих вопросов, наличие неоднократных фактов насилия, а также подтверждающих объективных данных (фото/видео подтверждение, свидетельские показания, медицинские документы и.т.д). В обязательном порядке отражать полученные сведения в процессуальных документах;
– при установлении признаков истязаний (ст.110 УК РК) в установленном порядке регистрировать заявления потерпевшего в ЕРДР, после материал передать в отдел дознания, следствия для дальнейшего проведения досудебных расследований и принятия законных процессуальных решений;
– опросить потерпевшего (-их), свидетелей и правонарушителя;
– если правонарушитель совершил повреждение предметов домашнего обихода, то в порядке статьи 793 КРКоАП составить протокол осмотра;
– установить личность правонарушителя: фамилию, имя, отчество, возраст, гражданство, проверить по базе учетов ОВД, наличие иммунитета к юридической ответственности;
– при необходимости жертве психологического насилия рекомендуется обратиться в кризисный центр или иные организации по оказанию квалифицированной психологической помощи (жертве насилия разъясняются ее права на специальную социальную помощь).
— установить физическое состояние лица, совершившего бытовое психологическое насилие: состояние опьянения, наличие инвалидности, хронических заболеваний и телесных;
– доставить правонарушителя в ОВД для решения вопроса об административном задержании, для составления протокола или вынесения защитного предписания, согласно статье 786КРКоАП;
– в случае задержания правонарушителя участковый инспектор полиции составляет протокол задержания и протокол изъятия вещей и документов, находящихся при физическом лице согласно статье 795 КРКоАП;
После составления протокола об административном правонарушении по ст.73 КРКоАП материал направляется в суд в письменном виде либо в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, согласно ст.808 КРКоАП.
При этом необходимо разъяснить цель данной меры индивидуальной профилактики, что она направлена на защиту жертвы насилия, обеспечения безопасности и принимается как мера воздействия на правосознание и поведение лица, совершившего правонарушение.
Также УИП обязан ознакомить с правовыми последствиями при нарушении условий защитного предписания со стороны правонарушителя – «семейного дебошира», согласно ст.20 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия».
По фактам правонарушений, связанных с физическим насилием (по ст.73-1п.1-1,КРКоАП и ст.73-2 п.1-1 КРКоАП):
– если правонарушитель нанес видимые телесные повреждения,
в обязательном порядке вызвать скорую медицинскую помощь для осуществления первичного осмотра и получения сигнального листа;
– доставить правонарушителя в ОВД для решения вопроса
о задержании или вынесении защитного предписания;
– установить личность правонарушителя: фамилию, имя, отчество, возраст, гражданство, наличие иммунитета к юридической ответственности;
— установить физическое состояние лица, совершившего бытовое насилие: состояние опьянения, наличие инвалидности, хронических заболеваний и телесных повреждений;
– составить административный протокол по ст.73-1КРКоАП(73-2КРКоАП);
– если правонарушитель свою вину не признает, с ограничениями защитного предписания не согласен или отказывается подписать постановление о вынесении защитного предписания, то правонарушитель должен быть задержан до 24 часов (ч.3 ст.789 КРКоАП);
– в случае задержания правонарушителя участковый инспектор полиции составляет протокол задержания и протокол изъятия вещей и документов, находящихся при физическом лице, согласно ст. 785 КРКоАП и протокол об административном правонарушении;
– вынести определение о назначении и производстве экспертизы (ст. 772 КРКоАП «Назначение и производство экспертизы»).
После получения результатов судебно-медицинской экспертизы:
– в случае получения телесных повреждений, квалифицирующихся как средней тяжести, материал передается в отдел дознания, следствия (переквалификация административного правонарушения в уголовный);
– в случае причинения вреда легкой степени тяжести протокол по статье 73-1 п1-1 Кодекса РК об административных правонарушениях направляется в суд;
– в случае отсутствия телесных повреждений и наличия доказательств о причинении правонарушителем жертве физических страданий и боли такие действия квалифицируются по статье 73-2 «Побои» КоАП РК.
– Спасибо за разъяснение. Теперь граждане будут знать, чего они вправе требовать и ожидать от полиции в случае семейной агрессии. Мы видим, что законный арсенал для действий полиции весьма внушителен. Однако факты насилия против женщин продолжаются. Домашнее насилие сейчас декриминализовано. Есть мнение, что это подтолкнуло агрессоров к насилию в семье. Ваше мнение по этому вопросу? Нужно ли менять законы, дать полиции больше полномочий?
– Как показывает статистика, декриминализация домашнего насилия не подтолкнула домашних тиранов дополнительно к насилию в семье. Менять законы и предоставлять какие либо дополнительные полномочия полиции, по моему мнению, не имеет смысла.
– Сотрудничает ли полиция со структурами гражданского общества, неправительственными организациями, помогающим женщинам – жертвам семейного насилия?
– Да, конечно, сотрудничает. Я твердо убежден, что проблему эту можно решить только тогда, когда во всем обществе создастся атмосфера нетерпимости к проявлению семейно-бытового насилия, безусловного морального осуждения домашних тиранов. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с такими неправительственными организациями, как «Кризисный центр Жансая», «Родник», «Тин Челеджн», «Дом мамы», «Бакытты отбасы» и другими.
– Нужно ли, на ваш взгляд, полиции работать в сфере профилактики подобных правонарушений – например, заставлять семейных агрессоров посещать обязательные курсы лекций, психологические тренинги, обучающие семинары пр.? Будет ли такая работа эффективна?
– В рамках реализации проекта «Одара» при выявлении у агрессора рисков на повторное совершение правонарушении они направляются на психокоррекционные курсы. И мы считаем, что эту практику, попытки достучаться до совести агрессора, перестроить его ментальные установки на решение проблем методом насилия над ближайшими к нему людьми, нужно обязательно использовать и расширять.
Безусловно, повторность совершения правонарушений снизилась, однако ключевую роль в этом вопросе до сих пор занимает социальное положение семьи. Трудоустроенность агрессора, наличие у семьи своего жилья – тоже важные факторы, определяющие «погоду в доме». Безусловно необходимо продолжать борьбу с алкоголизмом и наркоманией. Также в последнее время полицейские часто сталкиваются проблемой лудомании в семье, зачастую это является основной причиной конфликтов и насилий.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.