Как предвыборная демократия может уничтожить демократию
До конца выдвижения кандидатов в депутаты мажилиса еще 19 дней, но во многих одномандатных округах уже перебор. В Алматы на три округа претендуют уже более 40 кандидатов, причем многие из них довольно известные личности. Именно так и было задумано: «размыть голоса» и запутать от такого обилия предложений?
О том, что нам подбросят «целых» 30 процентов мест в мажилисе, избираемых по мажоритарной системе, президент Токаев сказал еще в своем мартовском послании, которое, по сути, стало для законодателей отправной точкой для нового пакета политических реформ. Смеем напомнить, что среди них были и «изменения и дополнения» в конституционный закон о выборах. Для Акорды это стало одной из «фишек», которыми можно было хвастаться перед зарубежными наблюдателями и отечественными обывателями.
Впрочем, среди гражданских активистов этот ход тоже стал неким стимулом, чтобы заявить о себе и воспользоваться ситуацией. Многие искренне решили, что общество и посткантаровская ситуация вынудила власти вернуться к положению конца 90-х и начала 2000-х, когда независимые депутаты могли проникнуть в парламент и воспользоваться высокой трибуной. Но тут нужно помнить о том, что за последние 15-20 лет в выборное законодательство и Конституцию было внесено столько изменений (читай, ограничений), что нынешние поправки больше напоминают формулу «забрали корову, а вернули козу». Во-вторых, тогда была пропорциональная система выборов – одна половина избиралась по партийным спискам, а вторая – по одномандатным округам. Кстати, на выборах 1999 года партия «Отан» получила 23 места в мажилисе – и ровно столько же туда прошло независимых депутатов. И наконец, за эти годы изменилось общество, как в количественно, так и в качественно.
А теперь факты: из 98 депутатских мандатов мажилиса 29 забронировано за одномандатниками. Много это или мало? Откровенно говоря – мало. Мало, даже если будет 49 депутатов (то есть, половина мажилисменов). Есть простой выход – увеличить число кресел в парламенте, как вариант, за счет сокращения сената. Но этот аргумент предпочли не услышать. Итак, 29 депутатов на почти 12 миллионов потенциальных избирателей – это очень мало не только в масштабах страны, но и даже отдельно взятого района. Тем более, в Казахстане вряд ли найдется больше двух таких районов. Проще говоря, на самый большой мегаполис приходится всего три одномандатных округа. Учитывая гражданскую активность Алматы, это катастрофически мало. Но здесь есть и другие нюансы и они уже начали играть свою роль.
Де-факто
Конечно, пока еще рано говорить о регистрации кандидатов в депутаты. Между выдвижением и получением мандата кандидата большой путь, таящий в себе много неожиданностей. Но если брать тот же Алматы, то на три округа здесь (на конец прошлой недели) подали заявки уже более 40 кандидатов в кандидаты. А ведь впереди еще 20 дней до официального завершения приема таких заявок. Более того, практически все они от независимых или считающих себя таковыми претендентов, а после цикла предвыборных съездов политических партий можно смело предполагать, что от каждой из них появится еще по одному кандидату на каждый округ.
Пожалуй, это и есть политическая конкуренция. Хочется думать, что каждый из претендентов, как минимум, знает, что ему предстоит и он легко (или сравнительно легко) может выложить миллион тенге в качестве взноса (точнее 1 050 000 тенге), которые ему вернутся только в случае, если ЦИК посчитает, что он набрал больше 5% голосов избирателей. Коротко говоря, прекрасно, что у нас в обществе есть такие оптимисты, готовые легко расстаться с миллионом кровно заработанных, при этом прекрасно осознавая, что считают голоса не очень справедливо. Впрочем, это, как говорится, их личные деньги или личные спонсоры.
Но результат уже есть – рост гражданской активности. Даже на предвыборный этап начал выявлять новых и, скажем так, закреплять уже действующих гражданских активистов, общественных деятелей и даже политиков. Думается, когда официально стартует предвыборная агитация (с вечера 18 февраля), мы увидим и новые политтехнологии, креатив и настоящее соревнование. Конечно, хотелось бы, чтобы было поменьше грязи и чего-то подобного, а побольше здоровой конкуренции, но тут возникает момент, о котором уже многие стали говорить – а не переборщили ли мы с количеством? Только на одном избирательном участке схлестнуться в предвыборной гонке такие известные персоны, как Мухтар Тайжан, Оразалы Ержанов и Тогжан Кожалы. Понятно, что у каждого из них свой электорат, но это лучший способ «размыть» голоса.
Что делать-то?
В то время, когда в парламент еще можно было попасть через одномандатные округа, оппозиция, которую в те интересные годы представляли сразу несколько партий, умела договориться между собой и как-то поделить между собой округа. Была четкая взаимосвязь и между многими независимыми кандидатами. Да, нередко регистрировались по принципу, кто первый, но были и, так сказать, «вторые номера» или «дублеры» – на случай, если каким-то образом «срежут» кого-то из кандидатов. Подстраховать-то надо.
Бывало и так, что перед выборами кто-то из кандидатов уступал место потенциальному лидеру, призывая свой электорат голосовать за него. Вполне возможно, так случится и на этот раз – никто не станет рвать на себе рубашку, тешиться амбициями и пойдет на компромисс. По крайней мере, будем на это надеяться. Ведь разброс голосов чреват тем, что в этой суматохе может проскользнуть кандидат от власти. Причем, сделать это на вполне легальных основаниях, без особых фальсификаций и с минимальным административным ресурсом (во что по привычке как-то не очень верится).
Необходимо учитывать (в первую очередь, самим независимым кандидатам), что тот же Amanat намерен выдвинуть не только партийные списки, но и кандидатов по всем округам, причем, будет делать это уже на последнем этапе, чтобы оценить потенциальных конкурентов и исходя из их популярности определить своих претендентов. Если же учитывать, что у этой партии есть свой стойкий электорат, то кандидат от этой партии может победить.
Поэтому одним из выходов в данной ситуации является договор между независимыми кандидатами – чтобы на определенном этапе отдать свои голоса в пользу того, у кого больше шансов «победить» конкурента от партии власти. Ну или любого другого – ведь другие политические организации тоже будут выдвигать своих кандидатов, да и околовластные «одномандатники» также не будут сидеть, сложа руки.
Другим выходом из ситуации является перевод внимания на маслихаты. Как-то обидно становится за местные представительные органы власти за то, что их игнорируют «лидеры мнений». А ведь именно здесь, на местах, формируются бюджеты и вырабатывается политика. Более того, у маслихатов сейчас гораздо больше полномочий, что не может не заинтересовать настоящих политиков. Это не говоря о том, что это хорошая площадка для пробы сил и наработки навыков, которые в дальнейшем пригодятся и на «больших выборах» – парламентских, президентских и, в перспективе, акимовских.
Самим же избирателям нужно быть начеку. Ведь среди обилия предложений и потенциально длинного бюллетеня могут спокойно оказаться те, кого будет продвигать «Старый Казахстан» под видом оппонента режима (в принципе, это так и есть – они сейчас в роли оппозиции к нынешней Акорде). Также не следует покупаться на громкие лозунги, а больше слушать тех, у кого за плечами есть реальные достижения.
Комментариев пока нет