Как проходила ссылка Троцкого в Казахстане - Exclusive
Поддержать

Как проходила ссылка Троцкого в Казахстане

95 лет назад, в 1928 году, в Алма-Ату прибыл один из основателей Красной Армии, Коминтерна и Советского Союза Лев Троцкий (Бронштейн).

Троцкий в Алма-Ате с семьей. Фото из архивов АПН

О том, что великий русский революционер, вождь Октябрьской революции «номер 2» Лев Давыдович Троцкий год находился в ссылке в Алма-Ате знают все, кто мало-мальски интересуется историей нашего города. При этом до сих пор мало кто знает, как именно это ссылка проходила и почему она закончилась также неожиданно, как и началась.

Как, собственно, произошло так, чтобы вчерашний соправитель советского государства оказался в опале и ссылке?! Как считают историки, Троцкий переоценил свой авторитет в партии и недооценил силу внутрипартийных интриг. Еще в последние месяцы жизни Ленина против Троцкого сложилась коалиция в лице Сталина, Каменева и Зиновьева, которая постепенно вытесняла Троцкого с властного олимпа. В 1925 году его сняли с поста наркомвоенмора, в 1926 вывели из ЦК, а в 1927 заклеймили как раскольника и левого оппозиционера. Впрочем, Каменев и Зиновьев тоже попадут под раздачу и будут сняты с важных постов.

Дом совнаркома. Фото из архивов АПН

Но в случае с Троцким дополнительную роль сыграли несколько факторов. Во-первых, личная ненависть Сталина к Троцкому – об этом свидетельствуют почти все, кто работал в ЦК в 1920-е годы. И во-вторых, его реальное влияние на население. 7 ноября 1927 года, десятую годовщину Октября, сторонники Троцкого устроили массовое шествие по Москве, выкрикивая лозунги «Да здравствует Троцкий!» и «Выполним завещание Ленина!».

Увидев, что Лев Давыдович обладает реальной силой, способной вывести людей на улицы, Сталин принял решение о высылке Троцкого из Москвы. По сей день историки спрашивают: почему Сталин не арестовал Троцкого? И многие разделяют мнение о том, что 1927 год – не 1937-й. В 1927 году люди помнили, кто реально делал революцию и какова была роль Троцкого в тех событиях. Его уважали и почитали как вождя. Спустя десять лет подросло новое поколение, которому при помощи пропаганды можно было задурить голову и представить Троцкого чуть ли не как главного врага и диверсанта.

Посему ссылка была чуть ли не единственной подходящей мерой? Поначалу для ссылки предполагалась Астрахань, но потом выбор остановили на Алма-Ате, которая, несмотря на близость к государственной границе СССР с Китаем, была транспортно изолирована. Турксиб только строился, и по железной дороге непосредственно в город добраться было довольно проблематично. 

Разумеется, Троцкий не собирался отправляться ни в какую ссылку в расчете на поддержку на своих сторонников. Эта иллюзия окрепла у него в день высылки, когда против этого на Ярославском вокзале Москвы собралась огромная толпа, которая не дала конвоирам даже подойти к вагону с Троцким, которого они несли на руках – так он сопротивлялся и не желал никуда ехать. Но ОГПУ сделало ход конем – они развернулись и унесли Льва Давыдовича обратно, толпа возликовала, а на следующий день Троцкого отправили с того же самого вокзала, с которого уже все разошлись и отправке поезда уже ничего не мешало.

Семью Троцких — самого Льва Давыдовича, его жену Наталью Ивановну Седову и их сына Льва Седова — поселили по прибытии в Алма-Ату в гостиницу «Жетысу». Сейчас это несколько раз перестроенное здание стоит на пересечении улицы Гоголя и проспекта Достык, напротив парка 28-ми панфиловцев. Там ныне располагается участковый пункт полиции и медико-санитарная лаборатория. 

Гостиница Жетысу. Фото из архивов АПН

Местечко было, мягко говоря, не суперлюкс. Вот что пишет жена Троцкого Наталья Седова о времени своего пребывания там: «Приехали. Куда? Оказалось, на улицу Гоголя, в гостиницу «Джетысу», меблированные номера действительно времени Гоголя. Нам отвели две комнатки. Соседние номера были заняты конвоем и местными агентами ГПУ».

Вот что добавляет сам Лев Давыдович в своей крайне сбивчивой телеграмме: «Мы поселены ГПУ в условиях близких тюремным. Питаемся ресторанной пищей гибельной для здоровья. Не имеем возможности извлечь бельё, книги из багажа отсутствием помещения. Оплата гостиницы ресторана нам совершенно не по средствам. Необходима достаточная квартира с кухней».

Как ни странно, но такое «качание прав» помогло Троцкому. В конце концов, он выбил себе – ни много ни мало – дачу с верандой с видом на горы. На этом месте сейчас стоит Национальная библиотека РК. Ему разрешалось выезжать на охоту и на рыбалку, причем на достаточно большие расстояния от города. Сам Лев Давыдович полюбил охоту в камышах реки Или. Сохранились его воспоминания об охоте в районе Баканаса, как их принимал в своей юрте зажиточный казах Секир-Ходжа, который угостил гостя кокталом.

К слову, его соратники несколько раз ему предлагали подумать о бегстве в Китай. Но сам Троцкий категорически отвергал такой вариант. Он считал, что побег – это признание своей вины перед властями.

В целом, конечно, прибытие Троцкого для алматинцев было событием. К нему сразу протоптали дорогу ходоки. Причем, иногда Льву Давыдовичу удавалось решать кое-какие вопросы для просителей. Например, одному политкаторжанину ему удалось выбить пенсию. С рабочим типографии Виталием Бойченко он имел беседу на предмет построения социализма в новых условиях. А казаки Малой станицы и вовсе хотели устроить роскошный прием. Что поразительно! Ведь Троцкий был одним из идеологов расказачивания. Справедливости ради, семиреченских казаков это коснулось в меньшей степени, чем кубанских или донских.

Ходили к Троцкому и военные среднего звена. Еще бы – получить практический совет от вчерашнего главкома Красной Армии – это дорогого стоило. В общем, за считанные месяцы Троцкий стал главной алма-атинской достопримечательностью.

Встретился в Алма-Ате Троцкий со своим старым партийным товарищем еще со времен американской эмиграции – Владимиром Шатовым, в свое время возглавлявшим Турксиб. Через годы эта встреча станет поводом завести на него дело 1930-х. Повидался он и с первым секретарем Казкрайкома Филиппом Голощекиным. По одной из апокрифических версий, увидев, как тот расположился в кресле республиканского партийного бонза Троцкий сказал: «Ну что, царствуешь, царек?».

Вообще, руководители среднего звена, интеллигенция, квалифицированные рабочие считали даже, что Троцкий прислан в Алма-Ату центром, дабы, наконец, навести порядок. Ведь разросшаяся за 20-е годы бюрократия никак не облегчала жизнь простых людей. Поводов, по которым нужно было обращаться к властям было все больше и больше – предпринимателей-нэпманов душили налогами, рабочим и служащим нужно было решать жилищные и санитарные вопросы. Все это тонуло в бумажной волоките.

Вообще, 1928 год – время интересное и для Казахстана в целом, и для Алма-Аты в частности. В каком-то смысле, именно рубеж 1920-1930-х годов стал для Казахстана прощанием с прошлым. Еще продолжался (а точнее уже заканчивался) нэп: крестьяне могли самостоятельно торговать сельхозпродукцией, но государство уже установило потолок цен, поэтому для многих торговать было уже невыгодно. Одним из характерных явлений 1928 года, о чем, к слову, писал Троцкий в письмах и мемуарах, это дефицит простейших продовольственных и промышленных товаров. Впрочем, это еще ничего в сравнении с тем, что начнется буквально через 2-3 года, когда частная торговля вообще будет запрещена, а найти пропитание даже в городах станет большой проблемой.

На рубеже 1920-х и 1930-х идет чистка старой элиты. Если в 1920-е годы многие алашордынцы или «старые большевики» еще занимали видные посты, активно печатали свои произведения многотысячными тиражами, им поручались ответственные проекты – как, например, написание учебников по точным наукам на казахском языке. Теперь же они попадали в опалу – алашевцев, как Мыржакыпа Дулатова, Ахмета Байтурсынова отправили в ссылку в Сибирь, «старых большевиков» Сакена Сейфуллина и Ураза Джандосова сняв с руководящих постов в ЦК и совмине перенаправили на преподавательскую работу.

Ужесточалась и духовная жизнь. Все же в 1920-е годы, пусть с большими оговорками, но все же сохранялась относительная свобода совести. С исламом у советской власти и вовсе было нечто вроде «романа» – ведь эта религия считалась угнетаемой царизмом, поэтому первое время после революции большевики заигрывали с ней. Но во второй половине 1920-х с этим было покончено – начали закрываться мечети, религиозная литература изымалась под предлогом борьбы с «басмачеством». Запретили даже празднование «Наурыза» как «религиозного праздника», хотя непосредственно к исламу он отношения не имеет.

С православием дело обстояло еще хуже – советская власть третировала его практически сразу с момента установления. И все же в 1920-е годы нещадно травя и критикуя верующих, большевики не предпринимали против христиан прямых репрессий. Храмы продолжали работать, на Пасху и Рождество на службах было не протолкнуться. Теперь же церкви стали закрывать. В 1928 году был закрыт Вознесенский собор – в 1929 году туда въедет центральный музей. Но вскоре их и вовсе начнут сносить – Алматы не досчитается, в частности, Алексеевского собора на нынешней площади Астана, Покровского собора – на месте которого нынче ТЮЗ имени Мусрепова.

Можно лишь косвенно догадываться, понимал ли Троцкий, какой режим он помог создать и насколько он был далек от идей, которые Троцкий и Ленин мечтали воплотить в 1917 году.

Вместе с тем, люди, увидев то, как относительно комфортно Троцкий разместился в Алма-Ате, и то каким авторитетом он пользуется у местного населения, восприняли это как знак вероятности его возвращения к власти. Весной-летом 1928 года в Алма-Ату стали съезжаться сторонники Льва Давыдовича, поскольку тогда город еще не был в списках запрещенных для проживания ссыльных. Троцкому слали письма и поздравительные телеграммы со всей страны, а Сталину в Москву отправляли требования вернуть Троцкого в столицу. Благодаря активной переписке Троцкий знал, каким нападкам подвергаются его вчерашние соратники по оппозиции. В тот момент многим казалось, что все основные битвы за власть еще впереди!

Но уже к октябрю-ноябрю 1928 года его переписку с внешним миром запретили, сторонников удалили из города. Спустя год их ссылка закончилась также неожиданно, как и началась. 20 января 1929 года в дом Троцкого пришла большая группа агентов ГПУ и объявили ему о высылке из СССР за «контрреволюционную деятельность» и организацию антисоветской группировки для вооруженной борьбы против советской власти».

22 января 1929 года Троцкий, его жена и младший сын Лев на автобусе покинули наш город. Сначала на автомобиле до Фрунзе, потом поездом до Одессы, а дальше на пароходе «Ильич» (что символично) уже в Турцию, где Троцкий проживет еще 4 года. Остается лишь гадать, как бы сложилась судьба Троцкого задержись он в Алма-Ате еще на несколько лет. Может, ему удалось бы эмигрировать в Китай. Может, его бы здесь таинственно убили, организовав автокатастрофу или несчастный случай на охоте. Или, напротив, после шумного показательного процесса, расстреляли…

Константин Козлов, АПН




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.