Как сделать такси в Казахстане более доступным и менее токсичным?
Участники форума «Такси Казахстана-2024» обсудили, какие перспективы развития таксомоторной отрасли есть в Казахстане, как снизить рост цен на услуги и можно ли уменьшить ущерб экологии за счет внедрения электромобилей.
В Казахстане услуги такси становятся все популярнее. Однако есть много проблем, которые мешают рынку развиваться и отпугивают потенциальных клиентов. В первую очередь – постепенный рост цен по тарифам, а также резкое увеличение стоимости в часы пик или непогоду.
По мнению председателя Ассоциации Таксомоторной отрасли Казахстана Жениса Мухиева, чтобы цены стали более доступными и тарифы сохранялись, нужно обеспечить наш рынок большим количеством доступных автомобилей, которых сегодня в Казахстане дефицит. Мешает и отсутствие государственной поддержки, которая раньше позволяла по адекватным кредитным ставкам покупать недорогие автомобили, которые было бы удобно использовать в такси. Таких моделей до недавнего времени у нас было всего лишь несколько, в том числе удобный и недорогой автомобиль Хюндай акцент. Сейчас выпускавший ее завод в России из-за войны в Украине закрылся, а к китайским машинам пока доверия у наших водителей нет. К тому же в Казахстане одна из самых высоких в мире лизинговая ставка – 14%.
Ситуацию может поменяться, только если наше государство будет поддерживать лизинг на автомобили для такси через субсидированную ставку, которая ранее дотировалась фондом «Даму».
Таксисты и депутаты против СРО в области перевозок
На форуме не остался в стороне законопроект РК о саморегулирующихся организациях, который планируется ввести в действие в январе 2025 года.
– Этим законопроектом министерство транспорта планирует передать всю пассажирскую перевозку в отрасль саморегуляции, чтобы сами игроки задавали правила работы, назначали комиссии, объединялись, принимали совместные решения, – пояснил Женис Мухиев. – Объединив в законопроекте автобусные и пассажирские автоперевозки, вокзалы и такси, министерство транспорта решило, что нужно дать им возможность самим устанавливать правила.
По мнению депутата Бакытжана Базарбека, законопроект в нынешнем виде не только приведет к напряженности на рынке перевозок, но и к росту тарифов, что больно ударит по кошелькам казахстанцев.
– Согласно Конституции РК, государство не имеет право вмешиваться в деятельность общественных организаций, как и наоборот, – отметил депутат. – Это касается и саморегулируемых организаций. Государственные функции не могут быть возложены на общественную организацию. Поправка, которую внесло министерство, нашей рабочей группой исключена. Но практика показывает, что министерство снова может выйти с аналогичной инициативой. Увы, предостаточно случаев, когда наше государство в нарушении ст.23 Конституции РК под каким-то предлогом передает свои государственные функции в саморегулируемую организацию, которая фактически становится полугосударственной. У нас есть такой один проект по недропользованию, где также пытаются часть государственных функций передать общественной организации. Аналогичная ситуация была с казино. Поэтому мажилис парламента держит данный вопрос на особом контроле.
Участников форума удивило отсутствие инициатора законопроекта – министерства автотранспорта.
– Это говорит о том, что правительство не готово к полноценной дискуссии, – резюмировал Базарбек.
Без катализаторов и техосмотров
В час пик по Алматы передвигается более 200 тысяч автомобилей, на которые приходится 60% всех выбросов в городе. За последние двадцать лет их количество увеличилось в 3 раза. 80% загрязнений обеспечивают старые автомобили с изношенной выхлопной системой, класса Евро-0 и Евро-1.
Исполнительный директор проекта Аlmaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова представила проект по борьбе с загрязнением воздуха в Алматы.
– По данным за 2023 год, концентрация РМ 2.5– частиц в мегаполисе превышает норму в 6 раз, а в нижних частях города – 9 раз. Эти невидимые частицы разрушают наше здоровье каждый день, проникая в кровь и легкие человека, вызывая онкологические заболевания, болезнь сердца, легких, ухудшают когнитивные способности человека. Согласно нашим исследованиям, каждый третий алматинец жалуется на аллергию и респираторные заболевания. Рождаются дети с проблемами в обучении, которые хуже говорят, у них проблемы с когнитивными способностями.
Эколог обратила внимание и на катализаторы, которые преобразуют токсичные газы в менее токсичные.
– Согласно нашим исследованиям, до 60% автомобилей в Алматы имеют вырезанный катализатор, – говорит Жулдыз. – Причин несколько – износ и нежелание его заменить, а вторая причина – продажа катализатора. Существует целый бизнес по скупке катализаторов, которые содержат ценные металлы. Эта картина характерная для такси, которые, к сожалению, никто не проверяет.
Исследования также показали, что только 15% операторов техосмотра имеют для этого должное оборудование. В остальных случаях все это бутафория и элементарный заработок на пустом месте. Сегодня мы совместно с «Сергек» работаем над различными проектами, в том числе и разработкой дистанционного зондирования – выявления выбросов на расстоянии. Также предложена математическая модель, которая на основании данных камер и выбросов может с достаточно высокой точностью прогнозировать автомобили, которые коптят. К сожалению, с этой задачей сегодня не справляются экопосты, которые там находятся.
Будущее за электромобилем
Власти мегаполиса понимают важность развития электротранспорта города. Общественный транспорт постепенно переходится на электричество. По словам заместителя руководителя управления городской мобильности Алматы Бауыржана Кумаргазина, в этом году власти города закупили 100 электробусов, 600 газовых автобусов и 112 троллейбусов.
Сегодня в Казахстане уже более 10 тысяч частных электромобилей. Этот вид транспорта очень актуален для Алматы. Электромобили имеют ряд преимуществ. Например, могут пользоваться платными парковками бесплатно. Также введен запрет пользования парковки для электромобилей обычными транспортными средствами.
Поддержать электротранспорт со своей стороны готов Европейский банк реконструкции и развития.
– Банк также планирует финансировать покупку электротакси, отметил ведущий банкир департамента финансирования ЕБРР Алексей Тимченко. – Такой опыт уже есть в Душанбе, где ЕБРР выделив 3 млн евро и полмиллиона евро-гранта на закупку 100 электромобилей для такси Радж. В Таджикистане электротранспорт растет быстрыми темпами, поскольку разницы между стоимостью заправки электричеством и бензином не существенна. В Казахстане мы работаем с двумя таксопарками, которые разработали приложения для зарядных станций и заказа такси.
К слову, впервые в Казахстане Яндекс Go запустил тариф «электро». Казахстанцы уже сегодня через приложение получили возможность пользоваться новыми и тихими электромобилями. Перевозчик рассчитывает на постоянный рост потребителей на экологичные поездки. Сегодня компания работает над доступностью электромобилей, чтобы они приезжали к пассажирам, как и при любом другом тарифе, в течение пяти минут.
Комментариев пока нет