Как сделать выгодными частные инвестиции в образование?
Страна задыхается от дефицита мест в школах. По данным министерства образования в ближайшие три года необходимо инвестировать только в строительство школ 2,5 трлн тенге для обеспечения почти миллиона требуемых ученических мест. И это без учета оборудования, зарплат и коммунальных расходов. Одному государству это явно не по карману. А значит, надо сделать так, чтобы инвестиции в образование стали выгодными для бизнеса.
Казахстан проделал большую работу по вхождению в число в стран с очень высоким уровнем человеческого развития, улучшив индекс человеческого развития с 70 места в 2015 году до 51 места в 2020 году, при этом разрыв в 2020 году с Эстонией (29 место) составляет 0.067 баллов, а с Узбекистаном (106 место) – -0.105 баллов.
Однако, несмотря на обнадеживающую статистику, в Казахстане высокий спрос на социальную справедливость, идет усиление социального неравенства и региональных диспропорций.
Международный тест PISA, проведенный в 2018 году, обнажил все недостатки качества образования в Казахстане, который занял 69 место среди 79 стран, принявших участие в тестировании, где разрыв с Эстонией (4 место) по читательской грамотности составил 136 баллов, а региональный разрыв внутри страны по читательской грамотности между лучшим показателем в г.Нур-Султан (428) и худшим показателем в Атырауской области (344) составил 84 балла.
Однако, реакция правительства на эту проблему пока сильно контрастирует с реакцией Германии, Дании и Японии, которые инициировали широкомасштабные реформы своих систем образования в ответ на более низкие, чем ожидалось результаты теста.
Рациональное использование государственных расходов
Казахстан расходует на образование не более 3% своего ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по ОЭСР, где затраты превышают 5% от ВВП. В нашей стране тратится около 577 долларов на одного школьника, в то время как в таких странах, как Сингапур, Япония и Финляндия, эта цифра может достигать 10–14 тысяч долларов на одного учащегося.
Контраст становится особенно заметным при сравнении Казахстана с некоторыми из его ближайших соседей. Россия в среднем тратит чуть меньше 4%, Беларусь и Украина – около 5% и 6% своего ВВП соответственно в течение последнего десятилетия, при этом их ВВП на душу населения составляет только 64% и 32% от казахстанского показателя.
Доступность финансирования
Первое, что лежит на поверхности – решить вопрос доступности финансирования коммерческими банками строительства школ. К слову, удовольствие это не из дешевых. Активы казахстанских коммерческих банков составляют 39 трл тенге, предварительная стоимость строительства «комфортных школ» составляет 2,5 трл тенге или 6,4% от общих активов банковской системы. А значит, без государственно-частного партнерства не обойтись. Но даже в этом случае бизнесу нужны гарантии госинститутов, снижение пруденциальных нормативов для БВУ, участвующих в строительстве школ, льготная процентная ставка кредитования и пр.
Требует пересмотра и методика возмещения расходов инвестора на капитальное строительство и технологическое оснащение, поскольку существующая схема этого практически не предполагает. Недофинансирует также расходы инвестора на операционные расходы нынешний расчет подушевого финансирования: средний норматив подушевого финансирования по Казахстану на 1 ученика средней школы составляет 500 000 тенге, что покрывает только 70% фактических расходов. Методика не учитывает период, необходимый для выхода на полную проектную загрузку школы. При этом, особенно важно стимулироватьинвестиции в строительство школ в наименее привлекательных регионах, вплоть до возможности передачи школ в собственность инвестора, как это практикуется во многих странах.
Что касается вознаграждения за управление, то оно пока не практикуется из-за отсутствия достаточного нормативного основания. Если частник будет иметь возможность зарабатывать на управлении школой, то этот бизнес притянет к себе профессионалов в области образования и будет формировать стратегических игроков на этом рынке, что создаст мультипликативный эффект в развитии сферы строительства средних школ с качественными образовательными услугами.
Методика подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования в свое время стала катализатором привлечения инвесторов и строительства частных школ.
Однако сегодня, спустя пять лет она требует обновления и пересмотра с учетом требований текущего времени, а также экономического смыла самой амортизации основных средств.
Большой потенциал появился и у онлайн-обучения, который может в том числе решить проблему качества малокомплектных школ. Для этого необходима легализация образовательных онлайн платформ и возмещение их капитальных и операционных расходов через подушевое финансирование.
Инвестиционный доход Национального фонда составляет 1,6 млрд долларов США или около 768 млрд тенге. Вместо единовременного расхода денег из Национального Фонда на строительство школ, источником ежегодоного возмещения подушевого финансирования в размере 532 млрд тенге можно определить инвестиционный доход Национального Фонда РК.
Комментариев пока нет