Как советская власть запрещала праздновать Новый год и Наурыз
Почти 90 лет назад распоряжением Сталина в Советском Союзе официально разрешили наряжать елку – до того в течение шести лет эта традиция считалась религиозным пережитком. Равно как и обычай отмечать Наурыз – этот древний праздник тоже оказался в числе «нерекомендованных». Но, в отличие от Нового года, Наурыз оставался под запретом не шесть, а свыше 60 лет – его «реабилитировали» только в 1988 году. Наурыз явно казался власти бОльшей угрозой.
Уточним: центральной власти будущего СССР. Руководство Туркестанской советской республики, а именно – председатель Центрального Исполнительного Комитета Советов Туркестана Турар Рыскулов, наоборот, в марте 2020 года подписывает приказ об официальном праздновании Наурыза. «…День 22 марта считать всенародным праздником “Начало весны” – “Науруз”». Увы, Турар Рыскулов пробудет на этой должности всего полгода, через четыре года распадется на несколько национальных республик и Туркестан. Вскоре руководить Казахстаном направят Филиппа Голощекина, а Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии большевиков начнет борьбу с «религиозными» и «буржуазными» праздниками.
Советская власть, установившаяся на территории Казахстана в 1920-е годы, стремилась не только к изменению экономического и политического устройства, но и к трансформации культурных традиций, и всеми силами пыталась нивелировать все национальное, в то числе – праздники. Как покажет история, все произойдет с точностью до наоборот: придет время, и Наурыз станет символом культурного сопротивления и национальной идентичности.
Наурыз: символ весеннего обновления под запретом
Наурыз, отмечаемый в день весеннего равноденствия (21–22 марта), имеет глубокие исторические корни у народов Центральной Азии. Этот праздник был связан с обновлением природы, благодарностью за прошлый год и надеждой на благополучие.
Почему советская власть запретила Наурыз?
Первая причина: национальный и религиозный подтекст. Советская власть считала праздники, не входящие в официальную идеологию, угрозой единству советского народа. Наурыз был воспринят как проявление национализма и связанный с языческими или религиозными обрядами.
Вторая причина: идеология индустриализации. В 1920–1930-х годах коммунистическая политика акцентировала внимание на классовой борьбе и труде, и праздники с природной символикой и аграрным уклоном считались архаичными.
Впрочем, это не мешало казахам в аулах варить в начале весны Наурыз-коже, объясняя особо любопытным, что «просто захотелось отметить начало весны». Но, в связи с почти официальным запретом Наурыза, его празднование в Казахстане к этому и свелось – к частным или «скрытым» встречам в аулах.
А государственная пропаганда противопоставляла национальным традициям вообще и Наурызу в частности советские праздники, такие как 1 Мая (День международной солидарности трудящихся) и День Октябрьской революции.
Наурыз удалось возродить только в 1988 году, когда политика перестройки позволила вернуться к традициям и национальной культуре. Главным инициатором возвращения праздника называют Мухтара Шаханова – это он обратился к тогдашнему первому секретарю ЦК Компартии Казахской СССР Геннадию Колбину с предложением вернуть Наурыз.
Алма-Ата, 1988 год. Фото Олега Ионова
Следующие важные этапы и даты в истории возрожденного праздника, это:
– 15 марта 1991 года, когда вышел указ Нурсултана Назарбаева, тогда – президента Казахской ССР «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы»». 22 марта объявили праздничным днем.
– В 2001 году праздник Наурыз получил статус государственного и был внесен в официальный перечень праздников РК .
– В 2009 году ЮНЕСКО внесла Наурыз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Проект резолюции «Международный день Навруз» был представлен для рассмотрения Генеральной Ассамблеей Азербайджаном, Албанией, Афганистаном, бывшей югославской Республикой Македония, Индией, Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Турцией.
– В 2010 году ООН объявила Наурыз международным праздником.
Новый год: временный запрет и «переформатирование»
А что же Новый год? Как уже было сказано выше, советская власть на первых этапах своего существования также негативно относилась к празднованию Нового года. Этот праздник, с его традицией украшения елки и семейных застолий, ассоциировался с буржуазным укладом жизни, и, поскольку советская власть любила все запрещать, были вынесены вот такие запреты:
– Нельзя было наряжать елку – «буржуазный» и «религиозный» символ. В 1920-х годах елка и другие атрибуты Рождества и Нового года были объявлены пережитком прошлого, связанным с религиозными традициями. С начала 1930-х годов по домам даже ходили специальные комиссии и проверяли их на наличие елок, а за торговлю елками, например, в Ленинграде можно было получить штраф размером в 100 рублей (это было больше средней месячной зарплаты по стране) или месяц (!) принудительных работ.
– Нельзя было проводить праздничные мероприятия. Массовые гуляния и публичные елки, популярные в Российской империи, прекратились.
Так продолжалось до 1935 года, когда в конце декабря в газете «Правде» было опубликовано письмо известного политика Павла Постышева с предложением праздновать Новый год (ни в коем случае не Рождество) и официально признать новогоднюю елку.
Фильм «Карнавальная ночь», 1956 год
Понятно, что это письмо появилось не просто так: Новый год был «официально реабилитирован» на фоне изменения идеологического курса и смягчения антирелигиозной политики. В конце 1935 года секретариат ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить».
То есть Новый год стал светским праздником. С этого момента елка перестала ассоциироваться с Рождеством и стала символом Нового года, появились Дед Мороз и Снегурочка как главные персонажи новогодних мероприятий.
Последствия анти-праздничных запретов
Итак, Новый год был адаптирован к советской идеологии, что сделало его универсальным светским праздником на всей территории СССР. Наурыз, напротив, стал символом сопротивления культурной ассимиляции, и его возрождение в 1988 году воспринималось как возвращение национальной идентичности.
То есть советская политика запретов на традиционные праздники, такие как Наурыз, и временная изоляция Нового года от религиозной составляющей имела глубокие культурные последствия. Власть пыталась использовать культурную политику для формирования новой идентичности. Однако именно эти традиции, вопреки всем усилиям, сохранились в народной памяти и продолжают играть важную роль в современном Казахстане.
С наступающим новым годом!
2 Комментария
Что за бред несёт автор?
Дешёвая проплаченная статейка…
Автор, лечиться не пробовал?