Ya Metrika Fast


English version

Как тюрки сумели сохранить свое этнокультурное и этнополитическое ядро

Общество — 24 октября 2025 10:00
0
Изображение 1 для Как тюрки сумели сохранить свое этнокультурное и этнополитическое ядро

Суперсложные сообщества – роды, племена, этносы, народы и суперэтносы начали возникать в после потопную эпоху. С тех пор многие народы исчезли, но, вопреки средневековым мифам, у многих из них остались генетические потомки. Одно из таких сообществ – тюрки, сумевшие сохранить в своей крови матрицу первородства. Ввиду этого тюрки есть основа всех генетических исследований по установлению происхождения и перемещений организованных людских коллективов по Евразии.

Установлено, что тюркские племена исходят из глубокой античной древности. Но именно поэтому их история запутана и в ней есть много до сих пор не изученных пробелов. Тем не менее, проект «Turanian» не только выжил, но и продолжается.

На нашу общую удачу иногда и вдруг открываются новые страницы. Так, уже стало известно, что казахские кара-кыпчаки и косеули-табыны являются генетическими потомками ботайцев. Тех самых, которые впервые одомашнили лошадь, пили кумыс и использовали сбрую еще 6 700 – 6 000 лет тому назад. И эти роды являются древнейшими насельниками Казахстана, а значит включены в казахскую родовую матрицу.

Помимо этого, на настоящий момент подтверждается прямое происхождение тюркских родов из древних каганатов. В данном случае мы поговорим об уаках. Как ранее уже писалось в «Начале истории уаков», предками уаков и онгутов являлись Шато. Шатосцы были «конфедерацией двух тюркских имперских наследников: «последних потомков хуннов» (как назвал их Л.Н. Гумилев), а именно: – племени Чуюэ (Храпачевский Р.П. конкретизирует их как род Чигиль), и западных десятистрельных тюркутов – наследников Великого Западнотюркского каганата.

На данный момент история уакского племени изложена широкими полосами, но с еще более широкими пробелами. В целом нам известно, что уаки являются потомками онгутов, те в свою очередь являются потомками тюрков Шато, те происходят от гуннов и тюркутов. Но теперь и здесь открываются новые факты и интерпретации.

Гуннские и танские Уаки

Он-ок каганат десяти стрел был сложной многоплеменной конструкцией. Его сила и уязвимость заключалась племенной структуре. Развал прошел по вине чрезмерно честолюбивых принцев, возглавлявших роды. Так, например, в 633 году случился мятеж, в котором поучаствовал шад Западно-тюркского каганата – принц Ашина Мише. Но мятеж был настолько неудачным, что шад вынужден был бежать в империю Тан. Вместе с ним ушла часть племени Чуюэ (чжое, чжуcе, чугай).

Долгое время они были гвардией Танской империи, а затем на ее развалинах создали новые империи в Северном Китае, включая Пекин. Их назвали «династии завоевателей», которые правили больше 50 лет – с 923 по 979 год. Они создали империи: Поздняя Тан (император Ли Цуньсюй – 923 год), Поздняя Цзинь (император Ши Цзинтан – 936 год), поздняя Хань (император Лю Чжиюань – 947 год), Северная Хань, 947-979. Но все эти государства Шато оказались пост-империями. Они не выдержали общецивилизационного коллапса и исчезли в пост-имперской бойне.

В коллапс погрузилось не только пространство Танского Китая, но и вся Степь от востока и крайнего запада. В междоусобных войнах разваливались и Западный, и Восточный древнетюркские каганаты.

Тут надо сказать, что все империи возникают на крови и в крови же они и уходят. Но самое страшное то, что летописи дают нам множество ужасающих примеров того, как венценосные кровные родственники уничтожали друг друга. Одним из самых известных примеров является уничтожение Ланкастеров. Когда Белая роза – Йорки разбили Алую розу Ланкастеров в битва при Тьюксбери в 1471 году, там был убит наследник короля Эдуард Уэльский. Сам король Генрих VI и все полководцы ланкастерцев были казнены. Нас интересует то, что победивший граф Йорк – по факту уже король Англии Эдуард V на поле боя кричал: «Бейте знать, щадите простолюдинов»!

Так вот, скорее всего этот призыв про «щадите простолюдинов» – не правда.

Ведь война не щадит никого, она всегда превращается в тотальную бойню. Особенно у кочевников, где каждый был воином и потому был опасен как будущий враг. И потому проигравшие кочевники всегда уходили от такой бойни. Проигравшие хунны уходили волнами на запад из Китая, начиная с Чжичжи-кагана, который дошел до Семиречья. Еще одна версия: с последними оставшимися верными ему воинами ушел на север в Сибирь, последний древнеуйгурский каган.

Огузские Кыпчаки

И вот тут надо подумать о том, сколько древних племен участвовало в распрях. Точно сказать никто не сможет, поскольку еще в «Истории Лян» было сказано: «Во времена Вэй и Цзинь сюнну делились на сотни и тысячи племён, у каждого было своё название». Но основных крупных племен у хуннов было 24, которые были разделены на крылья.

И вот какое совпадение: у огузов было тоже 24 племени. Они также были разделены на крылья: трех старших сыновей бузуков и трех младших сыновей учуков. Согласно преданиям, племена были названы по именам внуков. Все их имена известны.


По умолчанию все они считаются огузами. Но мало кто знает, что они есть и в кыпчакских народах прошлого и настоящего. И потому очень странно, что они остались «незамеченными» в истории кыпчаков. Считалось, что огузы и кыпчаки разные народы. Но, по сути, это было далеко не так. Более того, своё имя Кыпчак получил от Огузхана.

Во-первых, вопрос тут состоит в том, что различие языков и этносов исторических огузов, кыпчаков, карлуков является условным. В те времена у тюрков был единый язык и между ними были всего лишь диалектные особенности. Об этом писал ещё Махмуд Кашгарский, говоря, что некоторые слова у кыпчаков и огузов произносятся несколько иначе. Только по причине советской реформы, которая внедрила различающиеся алфавиты, и только спустя сто лет языки несколько отдалились друг от друга.

Во-вторых, есть генеральное наблюдение о том, что во все века кочевники всегда жили в Степи в чересполосицу: огузы, кыпчаки, карлуки. И они всегда перемешивались своими племенами и фратриями. Вопрос о «титульном» преобладании во всех государствах стоял лишь в количественной пропорции племен. Поэтому сейчас никого не удивляет то, что одни и те же племена живут и поныне на разных концах тюркской ойкумены от Крыма до Алтая.

Это сейчас кого-то из интересантов истории удивит то, что целую династию в Сельджукском султанате составляли кыпчаки по происхождению – Ильдегизиды. Более того, кыпчаки играли ту же роль, что и беклярбек Едиге в Золотой орде. Помимо того, что они напрямую управляли огузской державой Азербайджана и Аррана, кыпчаки были атабеками – делателями королей.

С другой стороны, сейчас в казахской истории почему-то обходят стороной роль огузов в кыпчакских царствах.

Уаки – кыпчакско-огузские кимаки

Поговорим о древней империи Северного Казахстана, от Западной Сибири до Южного Урала. Эта империя – Кимакский каганат, построивший 16 городов и чеканивший свою монету.

Согласно Гардизи, этот каганат был основан шадом, то есть принцем, начавшим междоусобицу, но проигравшим старшему брату. Шад расположился на Иртыше, куда к нему пришли «7 человек из их родственников: Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ, Ими и Аджлад». Среди них мы видим безусловно огузские племена Баяндур, Ими (Эймур).

Почему именно семь племен? Это число имело сакральное значение среди тюрок. С другой стороны, согласно той же тюркской культуре, зачастую бывало и так, что одно племя входило в другое и было как бы спрятано в нем.

Так случилось с племенем Байавут (Байаут). Согласно ан-Насави жена, мать и бабушка хорезмшахов «Теркен-хатун была из племени Байавут, а это одна из ветвей [племени] Йемек». А ведь Йемек – это и есть Имек – одно из семи племен кимаков.

Итак, «нашлось» еще оно огузское племя в составе кимаков-кыпчаков.

Но нас интересует еще одно огузское имя. У Огузхана среди бузуков был внук по имени Кара-Ивли, а среди учуков внук по имени Йива и, соответственно, племя бузуков с таким именем. Это подтверждают Махмуд аль-Кашгари – племя Йиве, летописец и хивинский хан по совместительству Абу-л-Гази – огузское племя Ава.

И еще одно огузское племя Йива не «замеченно» в казахской и в сибирской истории. А ведь родовой знак Йива (Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, 2005 с.93) весьма схож с тамгой казахского рода Уак.

P.S. Продолжение цикла статей «УАКИ» проекта «Turanian» следует


Марлен Зиманов

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.