Как Толепберген Байсакалов научился спокойно воспринимать и критику, и большой успех - Exclusive
Поддержать

Как Толепберген Байсакалов научился спокойно воспринимать и критику, и большой успех

Искренний, открытый, обаятельный, он научился спокойно воспринимать колкости и упрёки в свой адрес от критиков и завистников за то, что участвовал порой в безнадёжных проектах.

Последний раз на Толепбергена Байсакалова дружно ополчились за его совместный с турками фильм «София», в котором он выступил как режиссер-постановщик и сыграл одну из главных ролей – казахстанца по имени Азамат. Недоброжелатели упустили из виду или не пожелали заметить, что картину показали на Каннском и Венецианском кинофестивалях (и в том, и в другом случае – вне программы), что само по себе во всем мире расценивается как успех. Да и в Казахстане он продержался в прокате несколько недель.

Что касается актерских работ в неудачных отечественных комедиях других режиссеров, то актеры не всегда уверены в результате, теша себя надеждой: а вдруг получится что-то толковое? И таких примеров в кинематографе – тьма. Чтобы далеко не ходить, достаточно вспомнить недовольство актеров, снимавшихся в «Земле Санникова» или в «Самой обаятельной и привлекательной». Успех обеих картин в прокате превзошел все ожидания! Так случается и с казахстанскими комедиями. К сожалению, не так часто, как хотелось бы. Об этом скажет любой более-менее развитый и «насмотренный» человек. Да и надо ли каждому недовольному зрителю объяснять, что других профессий у многих актеров нет? Нет их и у Байсакалова. В театре он не служит, а семью кормить надо. Поэтому не без удовольствия принимает участие в смежных творческих проектах – в телевизионных комедийных миниатюрах и сериалах. Любопытно, что иногда его и хотели бы пригласить к себе незнакомые режиссеры, да стесняются, думая, что Байсакалов – «дорогой артист» и запросит неподъёмный гонорар. Мировая знаменитость всё-таки. Им невдомёк, что Толепберген Турсынович скромен и неприхотлив и что иногда в поисках работы, преодолев в себе робость, может сам прийти к режиссёрам и попроситься на кастинг. И совсем не считает такой подход зазорным.

А ведь как артист он мог и не состояться.

Рассказывает с юмором («что прошло, то стало мило»), как его чуть было не отчислили с третьего курса театральной академии имени Т. Жургенова. Заступилась руководитель творческой мастерской, «обязавшаяся» сделать из парня настоящего артиста. А потом он и сам захотел продолжить образование и поступил во ВГИК на режиссерский курс Владимира Хотиненко. Так что путь к славе оказался долгим и тернистым.

В фильме «Снайпер-2. Тунгус»

За пределами Казахстана актера полюбили после того, как он сыграл эвенкийского охотника Михаила Кононова в военной драме Олега Фесенко «Снайпер-2. Тунгус». Образ Кононова, кстати, списан с реального героя Великой отечественной войны.

На родине же Байсакалова заметили ещё в студенчестве, когда он сыграл небольшую острохарактерную роль в пронзительной исторической драме Сатыбалды Нарымбетова «Молитва Лейлы» – о судьбах людей, живших вблизи Семипалатинского ядерного полигона. Затем его пригласили в ещё один значимый социальный проект – об экологической катастрофе в Приаралье. Фильм Рустема Абдрашева называется «Остров Возрождения». Судьба и везение – не иначе, ведь для начинающего актера очень важно попасть в начале карьеры к сильным режиссёрам и в очень хорошие фильмы. Через некоторое время в свои необычные артхаусные картины Толепбергена пригласила Гульназ (Гука) Омарова, снявшая актера в фильмах «Шиза» и «Баксы», поставленных по сценариям Сергея Бодрова-старшего. И, наконец, ещё одна встреча, которой Толепберген Турсынович очень дорожит: он исполнил роль друга главного героя в знаменитом фильме Сергея Дворцевого «Тюльпан», показанном едва ли не на всех международных кинофестивалях планеты и получившем немыслимое количество призов. Вместе с Дворцевым Байсакалов представлял картину в Каннах.

В фильме «Брайтон 4»

Такой же обкатанной по миру и успешной оказалась и картина Айжан Касымбек «Огонь», где Толепберген Байсакалов играет главу большой семьи, который пытается выжить в мегаполисе, работая курьером и оформляя один кредит за другим. Премьера прошла в южнокорейском Пусане, а затем фильм участвовал в конкурсных программах международных фестивалей в Сочи и Лос-Анджелесе (Asian World film festival ). И в России, и в США Байсакалов получил призы «За лучшее исполнение мужской роли». Кстати, в том же году в Лос-Анджелесе призом за лучший фильм отмечена картина Левана Когуашвили «Брайтон 4» – копродукция кинематографистов Грузии, Болгарии, Монако и России, в которой актер сыграл одну из главных ролей – Фарика.

Снимался актер и в весьма успешных сериалах: в США и Малайзии в байопике «Марко Поло», а в России – в 320-серийной семейной саге «Любовь как любовь» в роли гастарбайтера Фарида. С удовольствием вспоминает Толепберген и съемки у Жоры Крыжовникова в экранизации пьесы А. Островского «Старый друг лучше новых двух». Действие пьесы перенесено в наши дни, актер играет Касима, а его партнёршей в фильме была несравненная Инна Чурикова. Музыкальный и остроумный фильм называется «Самый лучший день!». Островский остался бы доволен.

В фильме «Самый лучший день!» с Инной Чуриковой

Привлекают актера и исторические персонажи. Он сыграл Абильду у Андрея Прошкина в «Орде» и Тезека у Рустема Абдрашева в новелле «Алмазный меч» из цикла «Казахское ханство».

Сейчас Толепберген Байсакалов заканчивает работу над новым сценарием, но о сюжете не говорит. Сказал лишь, что к съемкам намерен приступить уже в апреле.

Завтра, 29 марта, исполняется 51 год всенародному любимцу Толепбергену Байсакалову.

Сергей Лесковский

В фильме «Орда»

Избранная фильмография Толепбергена Байсакалова (фильмы, не упомянутые в очерке):

  • 2007 год: «Рэкетир»
  • 2010 год: «Трубадур»
  • 2011 год: «Солнечные дни»
  • 2012 год: «Виртуальная любовь», «Теряя невинность в Алма-Ате»
  • 2013 год: «Параллельные миры»
  • 2014 год: «Ограбление по-казахски», «Нархоз»
  • 2016 год: «Гламур для дур», «Тараз»
  • 2018 год: «Всемогущий», «Загадай желание»
  • 2020 год: «Большая маленькая жизнь»
  • 2022 год: «Степь»
  • 2023 год: «Алматы, я люблю тебя!», «Тёща»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *