Как Трамп может исправить ситуацию в G20
1 декабря ротационное председательство в G20 перешло от Южной Африки к Соединенным Штатам, а повестка дня окажется под контролем президента Дональда Трампа. Но пока неясно, как эта передача эстафеты отразится на главном многостороннем экономическом органе мира. Хотя присутствие Трампа у руля может еще больше снизить эффективность G20, как ожидают многие, это не обязательно так. На самом деле, если Трамп захочет, он может вдохнуть в организацию новую жизнь.
Хотя G20 была основана в конце 1990-х годов, она начала функционировать только в 2008 году, когда президент США Джордж Буш-младший пробудил ее для координации межправительственных мер по преодолению мирового финансового кризиса и создания основы для мировой экономики. Затем эстафета перешла к Великобритании, где правительство британского премьер-министра Гордона Браунав полной мере использовало организаторские и координирующие возможности G20, обеспечив, по общему мнению, успешный ответ на кризис.
Благодаря этому успеху первоначально казалось, что G20 будет играть более постоянную роль в мировых делах. Но к началу 2010-х годов – задолго до первого срока Трампа – G20 уже начала терять свои позиции. Единственное большое исключение произошло во время пандемии COVID-19, когда она помогла скоординировать действия правительств и созвала срочный саммит по стабилизации рынков и цепочек поставок.
В принципе, G20 по-прежнему многообещающа. В отличие от G7, которая ранее пыталась играть аналогичную роль, в нее входят страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и другие страны с развивающейся экономикой, такие как Саудовская Аравия. Представляя более 80 % мирового ВВП, она претендует на глобальную легитимность гораздо сильнее, чем любая другая экономическая группировка.

Однако прошедшее десятилетие подчеркнуло недостатки G20. При наличии более 20 стран и других организаций на кухне часто оказывается слишком много поваров. В результате каждое соглашение и коммюнике отражает наименьший общий знаменатель, что часто означает, что они разбавлены и лишены всяких амбиций. Еще хуже то, что каждая принимающая страна привносит свои собственные неотложные приоритеты, превращая повестку дня каждого ежегодного саммита в список желаемого, не имеющий шансов на реализацию.
Учитывая эти проблемы, многие страны часто возвращаются к более мелким объединениям. G7 продолжает регулярно встречаться для обсуждения глобальных проблем, а БРИКС недавно расширился, включив в себя еще пять стран с развивающейся экономикой (Египет, Эфиопия, Индонезия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты). Но поскольку ни одна из этих групп не может мобилизовать по-настоящему глобальные ответные меры без другой, G20 остается единственным игроком в городе. Восстановление ее эффективности должно стать нашим главным приоритетом.
Несмотря на свое скептическое отношение к многосторонним отношениям, Трамп не может быть непредсказуемым. Теперь, когда он будет официально председательствовать в G20, он может заслужить похвалу всего мира, заставив ее работать лучше. Если это звучит причудливо, вспомните, что на саммите G20 в марте 2020 года, во время первого срока Трампа, был достигнут консенсус по вопросу борьбы с пандемией.
Хорошей отправной точкой для нынешнего председательства США в G20 было бы сосредоточиться на компромиссе – источнике результатов с наименьшим общим значением – и на примирении. Чтобы организация была эффективной, она должна быть способна принимать жесткие решения, которые могут расстроить некоторые правительства.
В частности, мы видим две области, в которых Трамп мог бы добиться реальных изменений. Первая касается того, как организация думает о представительстве. Важно признать, что не все члены организации равны. Координация глобальной политики будет более успешной под руководством более тесной группы, состоящей только из крупных экономических держав. По большинству вопросов наибольший вес должно иметь решение США, Китая, Индии и Европейского союза. А в некоторых более узких областях, таких как производство энергии, имеет смысл, чтобы такие страны, как Саудовская Аравия, имели большее право голоса.
Вторая область касается того, как будут определяться экономические цели. Трамп может продолжить начатое бывшим министром финансов США Тимоти Гайтнером, когда он пытался убедить системообразующих членов G20 взять на себя обязательства по достижению целевых показателей платежного баланса и текущего счета в интересах сокращения глобальных дисбалансов. Учитывая его озабоченность, Трамп должен ухватиться за это предложение, тем более что становится все более очевидным, что его тарифы наносят ущерб экономике США.
А как насчет других серьезных глобальных проблем, от изменения климата до устойчивости к противомикробным препаратам? Возможно, будет разумно приостановить любые новые инициативы до тех пор, пока председательство в G20 не перейдет к правительству, которое будет в большей степени соответствовать широкому международному консенсусу. Поскольку коалиции желающих все еще могут работать в существующих рамках по этим вопросам, повестка дня должна быть направлена на предотвращение раскола в дискуссиях и позволить всем членам сосредоточиться на том, чтобы сделать G20 снова пригодной для использования по назначению.
Авторское право: Project Syndicate, 2025. www.project-syndicate.org



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.