Как украшения Куляш Байсеитовой оказались в московском музее? - Exclusive
Поддержать

Как украшения Куляш Байсеитовой оказались в московском музее?

В Москве, в театральном музее, который носит имя своего основателя, купца и мецената Алексея Бахрушина, хранятся три скромных украшения: браслет, серьги и фрагмент накосника – он назван в каталоге музея по монетам, из которых он изготовлен – «5 копеек».

Случайный посетитель, увидев их, только пожмет плечами: что это? Откуда и почему это здесь, в экспозиции, где роскошные украшения певицы Надежды Обуховой, ваза балетмейстера Мариуса Петипа, венок актрисы Веры Комиссаржевской и многие другие личные вещи знаменитых российских (в случае с Петипа – российских и французских) артистов?

И только знающий, прочитав подпись под украшениями, уважительно кивнет.

Знающий и/или казахстанец.

Потому что под этими экспонатами написано: «Принадлежали Байсеитовой К.Ж.».

На сайте музея нет данных о том, какими путями попали эти украшения «казахского соловья», певицы Куляш Байсеитовой в Бахрушинский музей. Там всего несколько официальных строчек – скажем, про накосное украшение написано так:

«Монета «5 копеек». Деталь украшения для причёски из 10 монет Российской империи. Принадлежала Байсеитовой К.Ж. ХХ в. Время создания: ХХ в. Место создания: Россия. Материал, техника: Серебро. Размер: 20х20 мм. Персоналии: Байсеитова Куляш Жасымовна (актриса)».

Фото с сайта Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (Москва)

Эти украшения несравнимы с теми, что мы привыкли видеть на сохранившихся фото– и видеоматериалах, где Куляш Байсеитова предстает во всем великолепии своих сценических образов: Сара, Жибек, Акжунус…

Но почему-то именно этот скромный солкебай (так называется это украшение, от русского «целковый» – рубль) очень легко представить на Куляш Байсеитовой – хотя, скорее всего, она носила его, еще когда была Беисовой, до замужества.

История ее жизни уже рассказана много раз: как девочка из простой семьи унаследовала от отца музыкальный дар, но, послушав маму, поступила в педагогический техникум – чтобы получить серьезную профессию. Как во время учебы была активной участницей художественной самодеятельности, и, когда Казахский театр драмы (сегодня – Казахский национальный театр драмы имени М.О.Ауэзова) переехал из Кызыл-Орды в Алма-Ату, решила поступить в открытую при нем студию. Она училась актерскому мастерству и музыкальной грамоте, и уже тогда начала играть в театре. А когда в Алма-Ате в 1933 году был организован Музыкальный театр (теперь это Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая), Куляш вместе с мужем Канабеком Байсеитовым перешла туда вместе с другими артистами – Курманбеком Жандарбековым, Шарой Жиенкуловой, Елубаем Умурзаковым, Сералы Кожамкуловым, Манарбеком Ержановым.

Через год, в 1934-м, состоялась премьера первой казахской оперы – «Кыз-Жибек». Автор либретто – Габит Мусрепов, композитор – Евгений Брусиловский, режиссеры-постановщики – Жумат Шанин и Курманбек Жандарбеков. Жандарбеков исполнил и одну из главных ролей – Бекежана. Толегена сыграл Канабек Байсеитов, Жибек – Куляш Байсеитова. Успех был грандиозный! Но если родному зрителю был знаком сюжет и понятны отсылы к национальным мелодиям, то, отправляясь через два года в Москву, на первую Декаду казахского искусства и литературы, артисты не знали, как их примет «другая» публика.

Публика приняла их прекрасно. В газетах (в том числе и в главной – «Правде») спектакль называли «радостной неожиданностью», коллектив – «высокомузыкальным». И больше всего писали об исполнительнице главной роли: «Артистка Байсеитова обладает талантом огромной, всепоглощающей силы. Сценическая игра Байсеитовой и ее пение настолько выразительны, что зритель положительно забывал о своем незнании казахского языка и понимал артистку».

Осенью того же, 1936 года, Куляш Байсеитова одной из первых получит звание народной артистки СССР. Ей было всего 24 года.

В советское время с таким званием нельзя было не заниматься общественной деятельностью – но Куляш Байсеитова стала настоящим народным депутатом Верховного Совета Казахской ССР, не «для галочки». Она на самом деле помогала людям. Как потом будет вспоминать ее дочь Карлыгаш Байсеитова: «…К ней ехали люди со всех концов страны со своими проблемами, им надо было помогать. И мама помогала, она была очень добрым, отзывчивым человеком. Благодаря ее ходатайству многие получали жилье, она спасла от тюрьмы 16 человек – это я прочитала в архивных документах».

Что произошло дальше – об этом тоже очень много написано. Скорее всего, сказались огромные нагрузки и бесконечная усталость: летом 1957 года, после концерта в Москве, она умерла – там же, в гостинице. Врачи дали заключение: кровоизлияние в мозг.

…У нее останутся три дочери. Их будет растить бабушка – мама Куляш Байсеитовой. Позже в том же интервью дочь певицы рассказывала, как вскоре после смерти своей знаменитой мамы они обнаружили, что пропала шкатулка с ее украшениями. Кто-то унес их прямо во время похорон, в том числе – именные кольца, которые Куляш приготовила для своих дочерей.

И тогда бабушка, стремясь сохранить личные вещи своей великой дочери, отнесла в Центральный музей ее фотографии, обувь, платья – и что-то из оставшихся украшений. ⠀

Часть из них была представлена на выставке «Көненің көзі» в мае 2022 года в Центральном государственном музее Республики Казахстан: 100 ювелирных изделий из фондов музея, от древних, эпохи сарматов, советских, и среди них – несколько украшений легендарной певицы. Казахских национальных.

Капсырма (застежка для камзола), алка (ожерелье), и два накосника – шолпы и шашбау. И если одно из них – эффектное творение казахских ювелиров, то другое похоже на скромный солкебай из музея имени Бахрушина в Москве. Быть может, Куляш Байсеитовой нравились именно такие?

При всем блеске своего таланта великая певица, как пишут о ней те, кто ее знал, была скромным и отзывчивым человеком, и, если бы было возможно, вне сцены предпочла бы оставаться в тени. Кстати, по одной из легенд (их до сих пор много рассказывают о Куляш Байсеитовой), именно это свойство ее характера заставило ее в свое время поменять дату своего рождения с 12 января на 19 апреля (2 мая). Потому что 12 января отмечал день рождения первый секретарь ЦК Компартии Казахской Динмухамед Кунаев.

Так это было или не так – сегодня, наверное, не скажет никто. Как никто уже не сможет рассказать историю украшений Куляш Байсеитовой – и тех, что хранятся в московском музее, и тех, что были украдены в родном городе…

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *