Как улус Джучи превратился в Золотую Орду - Exclusive
Поддержать

Как улус Джучи превратился в Золотую Орду

Улус Джучи (Золотая Орда) в этом году отметил свой условный юбилей – 800 лет. Это средневековое государство наряду с Кыпчакским ханством (XI-XIII века) историки считают фундаментом казахской государственности. 

Посмертный дар

«Условно» – потому, что относительно времени возникновения улуса Джучи существует много гипотез, а историография по этому вопросу богатейшая, – говорит доктор исторических наук, директор Казахского научно-исследовательского института тюркологии и монголистики Талгат Жумаганбетов. – Большинство историков придерживается версии советского историка Магамета Сафаргалиева, – 1269 год, с момента суверенизации улусов после Таласского курултая.

Но переселение монголов во главе с ханом Джучи, старшим сыном Чингис-кагана Тэмуджина, на территорию Казахстана и Средней Азии началось после монголо-хорезмийской войны 1219-1224 годов. Кстати, основатель Монгольской империи Тэмуджин никогда не был ханом. Он, приняв имя Чингис, начал носить титул кагана («каана» по-монгольски), как сказано в «Сокровенном сказании монголов», когда монголы победили меркитов (1187 год) и провели первый объединительный курултай. А вот улусные руководители получили титулы ханов – предводителей или административных управляющих областями.

«Золотая Орда» – второе название позднесредневекового государства улус Джучи – появилась в русских летописях того времени только в XVI веке. Так в Киево-Новгородской Руси именовали государство, которому она подчинялась. Но сейчас большинство исследователей пришли к мнению, что правильнее будет все-таки «улус Джучи». Это название наиболее полно отражает содержание государства, которое располагалось в западной части Евразийского континента.

Предыстория его появления такова. Весной 1227 года Чингис-каган сильно заболел. Находясь фактически при смерти (его не стало в августе того же года), он успел провести административные реформы и разделить свою империю на пять частей. Это – центр со столицей в городе Каракорум и собственно монгольские земли, а также четыре внешних улуса по сторонам света, которые возглавили сыновья. Угэдэй – север, Тулуй – восток, Чагатай – юг, а все западные земли предназначались Джучи. Парадокс, но старший сын Тэмуджина получил этот свой улус (четвертый по счету) только через полгода после своей смерти.

В январе-феврале 1227 года Джучи погиб. Одни источники пишут, что на охоте, другие – от болезни, примерно через полгода не стало его отца – Чингис-кагана.

Так как улус Джучи, располагавшийся на территории Средней Азии и юга современного Казахстана, появился уже без него, то во главе этого государственного образования должны были стать его старшие сыновья Орда-Эржен и Бату. Они были разными по характеру: Бату – амбициозен, а Орда-Эржен – великодушен, поэтому он уступил ханский престол младшему брату.

Потом был ряд завоевательных походов и примерно к 50 годам XIII века образовался огромный улус – от Дуная до Иртыша. Чтобы управлять им, понадобились усилия как самого хана Бату, так и его детей, и братьев.

Из улуса Джучи вышло очень много государств. Одно из них – образованное в 1276 году Московское княжество. Во времена Ивана Грозного (1530-1584) его правители получили статус царей Московии, а само княжество – суверенного по сути государства. Также из улуса Джучи возникло Крымское ханство, которое просуществовало с 1441-го до 1791 годы. 

Казахское ханство является фактически современником Московского государства. Его отцы-основатели, ханы Керей и Жанибек, были потомками Орда-Эржена, старшего сына Джучи. И когда они в 1470 году захватили власть в Сыгнаке (древний город в Кзылординской области) и на территории восточной части Дешт-и Кыпчака, то народ воспринял это как возвращение законных правителей, потому что Орда-Эржен был старше хана Бату. 

Сын гостя

– Многих интересует личность самого Джучи. А именно – был ли Тэмуджин его биологическим отцом?

– В монгольском письменном источнике «Сокровенное сказание монголов» есть эпизод о том, как меркиты (монгольское племя) захватили семью Тэмуджина, в том числе только что вышедшую за него замуж Борте. Ему только через год удалось набрать достаточное количество союзников для того, чтобы освободить молодую жену. К этому моменту она была уже беременна.

В персидском варианте «Сокровенного сказания монголов», подготовленного видным сановником монгольской Персии Рашид ад-Дином, Угэдэй и Чагатай будто бы говорят своему отцу, что Джучи – незаконнорожденный, обзывают его меркитским ублюдком и т.д. Но есть обоснованное мнение, что составитель «Сборника летописей», как мусульманизированный иудей, додумал этот эпизод сам, потому что у монголов в те времена (и позже) существовал такой социальный институт как «гостеприимный гетеризм», когда гость мог провести ночь с хозяйкой и стать отцом ребенка. Этот обычай генетически усиливал отдельную малочисленную популяцию людей. Поэтому перед Тэмуджином вопрос – биологический он отец своего старшего сына или нет – не стоял. Один из монгольских коллег даже заверял меня однажды, что Джучи переводится с монгольского языка как «ребенок гостя».

– Тогда чьими потомками являются казахские чингисиды?

– У нас есть три группы так называемых аксуек (аристократов) – кожа, торе и сеиды. Кожа – потомки арабских миссионеров, которые начали проникать на территорию Казахстана и ассимилироваться среди местных, начиная с X-XI веков. Сеиды – потомки Аль-Сеида внука пророка Мухаммеда. Именно из них формировалось высшее духовенство на всех мусульманских территориях Евразии, имеющее право носить зеленый тюрбан. А торе – это не просто чингисиды, потомки Джучи, а ответвление от монгольского рода кият-борджигин (синеглазых). Кстати, кияты есть и в казахском этносе, и у крымчаков, и еще целого ряда тюркских этносов Евразии. Так вот, Тэмуджин (Чингис-каган) был представителем этого рода. После основания Казахского ханства его потомки стали называть себя «торе». В древнетюркском языке это слово означает закон, порядок. И это логично: чингисиды считали себя законными представителями власти и охранителями закона на территории улуса Джучи. Даже после того, как в XV веке улус Джучи развалился, право занимать ханский престол имели только представители торе – чингисиды. Яркий пример этому Тамерлан (1336-1405), носивший титул улугбека – старшего бека. Выражаясь современным языком, он руководил правительством, а главой Чагатайского улуса был хан Суюргатмыш. То есть, даже имея безграничную власть, Тамерлан был вынужден держать над собой хана. 

Последний раз ставка на чингисидов была сделана в годы Второй мировой войны. Первому казахскому диссиденту Мустафе Чокаю Восточное управление Министерства иностранных дел Германии (Третьего Рейха) предложило создать Туркестанскую армию для замены большевистского режима на территории Казахстана и Средней Азии. Он, будучи чингисидом, по происхождению имел право стать правителем этого региона.

– Есть мнение, что Чингис-каган имел кыпчакские, то есть казахские корни. Ведь достоверно известно, что он вел свою канцелярию на древнетюркском языке.

– Есть письменный источник – то самое «Сокровенное сказание монголов», из которого следует, что и сам Тэмуджин, и его потомки, являются монголами-шивеями. Во времена древних тюрков и позже они обитали на территории Приамурья в бассейне реки Шилка (приток Амура). Процесс их переселения на территорию современной Монголии описывается через историю предков семьи Тэмуджина. Напомню: «Сокровенное сказание» – это единственный первоисточник на монгольском языке, который использовали и китайцы (династии Юань), и персидские (династии Хулагу), и другие правители, производные от Тэмуджина, для создания своих династийных историй. На его основе были создан «Сборник летописей» Рашида ад-Дина, потом рукописи Муин ад-Дин Натанзи и т.д. Ни эти высокопоставленные персидские сановники-историки, ни другие летописцы того периода, да и позже, не упоминают о том, что будто бы Тэмуджин имеет казахские корни. Тем более, что казахский этнос окончательно консолидировался только в начале XVI веке. Это признано официальной исторической наукой Казахстана с середины ХХ века и оно, это признание, не подвергалось ревизии.

Основной аргумент тех людей, считающих, что Чингис-каган Тэмуджин был якобы казахом, основан на его физическом облике и на том, что среди казахов тоже есть род кият, равно, как и среди крымчаков, и волжских булгаро-татар и т.д. Он был светлокожим, рыжеволосым и голубоглазым. По описанию, в хронике «Хань шу», динлины – народ, живший в древности на территории Саян и считающийся предками кыпчаков, имел такой же облик. 30% современных казахов тоже являются носителями этого арктического физического типа. Однако в древности им обладали не только динлины, но и, как описывается у востоковеда, первого русского синолога Иакинфа Бичурина, например, тибетский народ бома. Биологи считают, что такие черты (светлая кожа, голубые глаза) в физическом облике могут проявляться при близкородственных браках у народов незначительной популяцией. Поэтому аргументы о том, что Тэмуджин якобы является казахом, настолько несопоставимы с данными такой науки, как источниковедение и историография, что это не хотелось бы даже и обсуждать.

Что касается языка, на котором разговаривали средневековые монголы, то большинство ученых считают, что это был среднемонгольский диалект. «Йеки монгол улус» (Великое Монгольское государство) объединял 28 крупных родоплеменных групп Внутренней Азии. Среди них были тюркоязычные кереи, найманы и гобийские татары. Ещё одним аргументом о якобы тюркоязычности тех монголов, которые занимались завоеванием Евразии, – это алфавит тюркоязычных турфанских уйгуров, приспособленный к монгольскому языку. На его базе появился древнемонгольский алфавит, к которому современная Монголия пытается возвратиться сейчас, чтобы заменить кириллицу.

Но оказавшись в другой среде, средневековые монголы-завоеватели воспринимали язык своих вассалов. Например, в улусе Джучи они уже через одно поколение начали разговаривать на кыпчакских диалектах тюркского языка. Петербургский востоковед Аркадий Григорьев, занимаясь переводами с латинского языка договоров Венецианской и Генуэзской республики с ханами улуса Джучи – Мохаммад-Узбеком, Бердибеком и другими, пришел к выводу, что несмотря на то, что они были написаны на латинском языке, на самом деле являются переводами с кыпчакского языка.

Но высшая знать еще долго владела родным монгольским языком. Когда хан Мохаммад-Узбек (на троне Золотой Орды с 1313-го по 1341 годы) организовал большой поход против Монгольской (Хулайгуидской) Персии, большая группировка джучидских войск оказалась в окружении и противник начал прорываться к ханской ставке. Когда один из сановников шепотом сообщил хану Узбеку о создавшейся угрозе, тот, повернувшись к ближайшему окружению, сказал по-монгольски, что нужно отступать. Сделано это было так, чтобы не создавать паники и выскочить из окружения первыми. То есть монгольский в этот период стал языком высшей знати и таковым оставался до начала XV века.

Мерей Сугирбаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. тупое повторение произведений советской историографии.
    само название » сокровенное сказание монголов» лживо , точно также как и сам перевод
    этой книги, сделанный во времена сталина.
    в 20 х годах 20 века наркомом по национальностям сталиным была придумана нация » монгол» , чтобы увести и переврать настоящую Историю Қазақов.
    И ещё их имена не Чингис, не Шынғыс, не Джучи , не Батый и т. д.
    это китайизированные имена.
    на самом деле у них чёткие, простые и понятные каждому Қазақу имена