Ya Metrika Fast


English version

Как Узбекистан наводит транспортные мосты с Туркменистаном

Общество — 19 ноября 2025 12:00
0
Изображение 1 для Как Узбекистан наводит транспортные мосты с Туркменистаном

12 ноября 2025 года в Ташкенте состоялась встреча министров транспорта центральноазиатских государств по коридору CASCA+, где обсуждался вопрос создания единой цифровой транспортной платформы для оптимизации логистических процедур и ускорения передвижения грузов. А через несколько дней в ходе государственного визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Узбекистан стороны договорились о совместном развитии порта Туркменбаши, что не исключает перспективу инвестиционного участия Ташкента в этом проекте.

В транспортной стратегии Узбекистана важное место отведено сотрудничеству с Туркменистаном, обладающим высоким транзитным потенциалом за счет удобного расположения.

Туркменистан связывает государства Центральной Азии с Ираном и обширным регионом Ближнего Востока попутно обеспечивая выход к теплым южным морям. Запуск железнодорожного сообщения по маршруту «Теджен-Серахс-Мешхед» в 1996 году впервые предоставил узбекским экспортерам доступ к мировому океану через иранский порт Бендер-Аббас. В 2016 году на основе Ашхабадского соглашения был дан старт практической реализации проекта мультимодального транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», работа над которым вновь была активизирована в 2022 году. Этому послужила интенсификация диалога между Узбекистаном и Туркменистаном в сфере транспортной логистики, а также практический интерес Ташкента к мощностям глубоководного порта Чабахар на юго-востоке Ирана. К слову, Чабахар определен узловым звеном международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», продвигаемого Индией и Россией, где Ашхабад выступает одним из ключевых бенефициаров благодаря введенной в эксплуатацию в 2014 году железной дороге «Казахстан-Туркменистан-Иран».  

С другой стороны, туркменский транзит играет критическую роль в сухопутном соединении Центральной Азии с Евросоюзом через Иран и Турцию. Такое географическое преимущество привлекательно для Узбекистана, возлагающего большие надежды на полноценное функционирование Южного железнодорожного коридора в Европу. Ввиду фактического начала строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в апреле 2025 года, этот проект выведен в стратегический приоритет страны, поскольку судя по предварительным расчетам способен сократить расстояние между Восточной Азией и Европой на 900 км, а время доставки грузов на 7-8 дней.

В декабре 2022 года из Центрального железнодорожного вокзала Ташкента осуществлена отправка первого грузового поезда по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция», протяженностью свыше 4500 км. 1 ноября 2023 года в рамках заседания Организации экономического сотрудничества министры транспорта четырех государств подписали Протокол о дальнейшем развитии нового коридора, призвав Китай, Кыргызстан и Таджикистан присоединиться к данной инициативе. В целях оптимизации сухопутных перевозок в Европу Китай поддерживает железнодорожные маршруты через Казахстан по направлениям «Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран-Турция» и «Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция». Однако будущая железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» способна внести серьезные коррективы в эти цепочки поставок, усилив конкурентное преимущество Ташкента и Бишкека. К Южному транзитному коридору также готов примкнуть Таджикистан, имеющий общую границу с западным Китаем, откуда предусмотрено проложить международную автомобильную трассу до Узбекистана. Таким образом будет создан кратчайший мультимодальный коридор из Восточной Азии в Европу с активной вовлеченностью Душанбе.     

Изображение 2 для Как Узбекистан наводит транспортные мосты с Туркменистаном


Одной из важных особенностей Туркменистана в качестве транзитной страны является наличие современной портовой инфраструктуры. Прикаспийский порт Туркменбаши введен в эксплуатацию в 2018 году и способен ежегодно переваливать 17 млн тонн грузов без учета нефтепродуктов. В нем сооружены паромные, пассажирские и контейнерные терминалы. Также функционирует судостроительный завод «Balkan». Туркменбаши признан важным звеном Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), обеспечивающего связь Центральной Азии с Южным Кавказом.

Геополитическая напряженность в мире отрицательно сказывается на динамике межконтинентальных морских перевозок через такие стратегические транспортные узлы как Малаккский пролив и Суэцкий канал, подстегивая глобальных экспортеров, включая Китай, переориентировать часть грузопотока на сухопутные торговые маршруты. В этой связи возрастает роль Среднего коридора, пропускная способность которого благодаря коллективным усилиям стран-участниц маршрута по улучшению его мягкой и жесткой инфраструктуры демонстрирует устойчивый рост. В 2024 году через ТМТМ (Казахстан, порты Каспийского моря, Азербайджан и Грузию) перевезено 4,5 млн тонн грузов, что на 62 процента больше, чем годом ранее. Всемирный банк прогнозирует увеличение данного показателя до 11 млн тонн к 2030 году. Доля трансконтинентальной торговли в прогнозируемом объёме составит 40 процентов, включая 1,3 млн тонн потенциальных транзитных грузов из Узбекистана в Европу.

Ввиду географической близости Узбекистану предпочтительней осуществлять транскаспийские перевозки через порт Туркменбаши. В 2019 году по инициативе Ташкента был запущен проект транспортного коридор CASCA+ (“Central Asia-South Caucasus-Anatolia”), ориентированного на использльзование железнодорожной и морской инфраструктуры Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции для экспортных поставок в ЕС. 2024 году страны-участники маршрута договорились о создании консорциума, т.е. специальной структуры для координации деятельности маршрута. Таким образом, проект выходит на институциональный уровень, что создаёт серьезный задел повышению его конкурентного потенциала, а заодно транзитных возможностей стран Центральной Азии и Южного Кавказа. 

12 ноября 2025 года в Ташкенте состоялась встреча министров транспорта центральноазиатских государств по коридору CASCA+, где обсуждался вопрос создания единой цифровой транспортной платформы для оптимизации логистических процедур и ускорения передвижения грузов.

Узбекистан неизменно выступает за укрепление взаимосвязанности в Центральной Азии, развивая транспортную дипломатию с соседними государствами и регионами, что подчеркивает приверженность страны к региональной консолидации.


Наргиза Умарова

Руководитель Центра стратегической связанности Института перспективных международных исследований УМЭД,  аналитик Негосударственного научного учреждения «Bilim karvoni», Узбекистан

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.