Как Узбекистан наводит транспортные мосты с Туркменистаном
12 ноября 2025 года в Ташкенте состоялась встреча министров транспорта центральноазиатских государств по коридору CASCA+, где обсуждался вопрос создания единой цифровой транспортной платформы для оптимизации логистических процедур и ускорения передвижения грузов. А через несколько дней в ходе государственного визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Узбекистан стороны договорились о совместном развитии порта Туркменбаши, что не исключает перспективу инвестиционного участия Ташкента в этом проекте.
В транспортной стратегии Узбекистана важное место отведено сотрудничеству с Туркменистаном, обладающим высоким транзитным потенциалом за счет удобного расположения.
Туркменистан связывает государства Центральной Азии с Ираном и обширным регионом Ближнего Востока попутно обеспечивая выход к теплым южным морям. Запуск железнодорожного сообщения по маршруту «Теджен-Серахс-Мешхед» в 1996 году впервые предоставил узбекским экспортерам доступ к мировому океану через иранский порт Бендер-Аббас. В 2016 году на основе Ашхабадского соглашения был дан старт практической реализации проекта мультимодального транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман», работа над которым вновь была активизирована в 2022 году. Этому послужила интенсификация диалога между Узбекистаном и Туркменистаном в сфере транспортной логистики, а также практический интерес Ташкента к мощностям глубоководного порта Чабахар на юго-востоке Ирана. К слову, Чабахар определен узловым звеном международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», продвигаемого Индией и Россией, где Ашхабад выступает одним из ключевых бенефициаров благодаря введенной в эксплуатацию в 2014 году железной дороге «Казахстан-Туркменистан-Иран».
С другой стороны, туркменский транзит играет критическую роль в сухопутном соединении Центральной Азии с Евросоюзом через Иран и Турцию. Такое географическое преимущество привлекательно для Узбекистана, возлагающего большие надежды на полноценное функционирование Южного железнодорожного коридора в Европу. Ввиду фактического начала строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в апреле 2025 года, этот проект выведен в стратегический приоритет страны, поскольку судя по предварительным расчетам способен сократить расстояние между Восточной Азией и Европой на 900 км, а время доставки грузов на 7-8 дней.
В декабре 2022 года из Центрального железнодорожного вокзала Ташкента осуществлена отправка первого грузового поезда по маршруту «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция», протяженностью свыше 4500 км. 1 ноября 2023 года в рамках заседания Организации экономического сотрудничества министры транспорта четырех государств подписали Протокол о дальнейшем развитии нового коридора, призвав Китай, Кыргызстан и Таджикистан присоединиться к данной инициативе. В целях оптимизации сухопутных перевозок в Европу Китай поддерживает железнодорожные маршруты через Казахстан по направлениям «Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран-Турция» и «Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция». Однако будущая железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» способна внести серьезные коррективы в эти цепочки поставок, усилив конкурентное преимущество Ташкента и Бишкека. К Южному транзитному коридору также готов примкнуть Таджикистан, имеющий общую границу с западным Китаем, откуда предусмотрено проложить международную автомобильную трассу до Узбекистана. Таким образом будет создан кратчайший мультимодальный коридор из Восточной Азии в Европу с активной вовлеченностью Душанбе.

Одной из важных особенностей Туркменистана в качестве транзитной страны является наличие современной портовой инфраструктуры. Прикаспийский порт Туркменбаши введен в эксплуатацию в 2018 году и способен ежегодно переваливать 17 млн тонн грузов без учета нефтепродуктов. В нем сооружены паромные, пассажирские и контейнерные терминалы. Также функционирует судостроительный завод «Balkan». Туркменбаши признан важным звеном Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), обеспечивающего связь Центральной Азии с Южным Кавказом.
Геополитическая напряженность в мире отрицательно сказывается на динамике межконтинентальных морских перевозок через такие стратегические транспортные узлы как Малаккский пролив и Суэцкий канал, подстегивая глобальных экспортеров, включая Китай, переориентировать часть грузопотока на сухопутные торговые маршруты. В этой связи возрастает роль Среднего коридора, пропускная способность которого благодаря коллективным усилиям стран-участниц маршрута по улучшению его мягкой и жесткой инфраструктуры демонстрирует устойчивый рост. В 2024 году через ТМТМ (Казахстан, порты Каспийского моря, Азербайджан и Грузию) перевезено 4,5 млн тонн грузов, что на 62 процента больше, чем годом ранее. Всемирный банк прогнозирует увеличение данного показателя до 11 млн тонн к 2030 году. Доля трансконтинентальной торговли в прогнозируемом объёме составит 40 процентов, включая 1,3 млн тонн потенциальных транзитных грузов из Узбекистана в Европу.
Ввиду географической близости Узбекистану предпочтительней осуществлять транскаспийские перевозки через порт Туркменбаши. В 2019 году по инициативе Ташкента был запущен проект транспортного коридор CASCA+ (“Central Asia-South Caucasus-Anatolia”), ориентированного на использльзование железнодорожной и морской инфраструктуры Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Турции для экспортных поставок в ЕС. 2024 году страны-участники маршрута договорились о создании консорциума, т.е. специальной структуры для координации деятельности маршрута. Таким образом, проект выходит на институциональный уровень, что создаёт серьезный задел повышению его конкурентного потенциала, а заодно транзитных возможностей стран Центральной Азии и Южного Кавказа.
12 ноября 2025 года в Ташкенте состоялась встреча министров транспорта центральноазиатских государств по коридору CASCA+, где обсуждался вопрос создания единой цифровой транспортной платформы для оптимизации логистических процедур и ускорения передвижения грузов.
Узбекистан неизменно выступает за укрепление взаимосвязанности в Центральной Азии, развивая транспортную дипломатию с соседними государствами и регионами, что подчеркивает приверженность страны к региональной консолидации.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.