Как в Казахстане взаимодействуют государство и бизнес. На самом деле - Exclusive
Поддержать

Как в Казахстане взаимодействуют государство и бизнес. На самом деле

В мировой практике есть законы, определяющие условия развития общества и экономики. Один их них: элиты создают законы для себя, распространяя их на других. Что получилось в нашей стране? Государство написало законы для всех. Но как они соблюдаются?

Основной документ, определяющий деятельность бизнеса в стране – это, как уже говорилось в предыдущей статье, Предпринимательский кодекс. Если ему верить, то главное действующее лицо в экономике страны – это предприниматель. Роль государства заключается в том, чтобы регулировать и поддерживать предпринимательство. При этом оговаривается, что регулирование касается соблюдения честной конкуренции, безопасности производимых товаров и услуг, и все его процедуры должны четко прописываться.

Как это происходит на самом деле? Можно пройти прямо по пунктам Предпринимательского кодекса.

Итак, в кодексе декларируется:

— неприкосновенность собственности (на деле собственность легко отнимается);

— прозрачность деятельности государственных органов (госорганы работают как угодно, только не прозрачно);

— презумпция добросовестности субъектов предпринимательства (бизнес всегда подозревается в уклонении от законов);

— поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг (на самом деле поддержку от государства бизнесу приходится просить, чаще безуспешно);

— участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве (только при настойчивости отдельных предпринимателей!);

— свобода от коррупции (все жалуются на коррупцию).

Не соблюдая пункты Предпринимательского кодекса, государство, тем не менее, продолжает создавать организации и документы, призванные развивать предпринимательство. Но то, что продекларировано в документах и решениях, является противоположностью реальности.

Предлагаем на примере трех предприятий обрабатывающей промышленности рассмотреть, как взаимодействуют государство и бизнес.

Швейная фабрика «Абай» (город Абай).

Существовавшая с 1969 года крупная фабрика, на которой работали три тысячи человек, в 1997-м была признана банкротом, а через шесть лет, в 2003-м, полностью ликвидирована. В 2019 году предприниматель Нурхан Жумабеков с командой возродили фабрику (от которой к этому времени остались только пустые разрушенные здания), взяв кредит в коммерческом банке (без помощи государства).

Сегодня на фабрике работает модельер-конструктор, успешно функционируют несколько цехов – закройный, экспериментальный и основной, и, конечно, есть ОТК – отдел технического контроля. Все по правилам качественного бизнеса!

Ассортимент Абайской фабрики: спецодежда, футболки, куртки, плащи, жилеты, спальные мешки, рюкзаки, кепки, подушки и одеяла и другие изделия.
Продажи осуществляются через магазин при фабрике и Интернет-торговлю.

Показатель качества: предприятие со своей продукцией успешно участвует в выставках за рубежом.
Но при этом посты руководителя фабрики в Facebook напоминают песню Валерия Меладзе «Небеса, мои обетованные. Я прошу, услышьте меня, вы услышьте меня…». Вот только «услышьте меня» – это не к небесам, а к государственным органам.

Как уже было сказано выше, основная продукция фабрики – это спецодежда. А основные потребители спецодежды – это госорганы и национальные компании. Министерство обороны, Министерство здравоохранения, МЧС, КТЖ и т.д. Но почему-то никто из них «в упор не видит» продукцию фабрики «Абай». Понятно, что госзаказ министерства и нацкомпании может улучшить положение фабрики в разы: большой заказ означает расширение производства, увеличение количества рабочих мест (сегодня сотрудников на фабрике – 100 человек, а могло бы быть 500, 1000 и больше) и смежных производств. То есть – тот самый заветный кластер, о которых так много пишут в государственных программах и пытаются искусственным образом создать в шести регионах. Зачем? Если можно (нужно!) просто поддержать существующую фабрику, работающую и эффективную.

Как известно, государственные закупки в настоящее время являются главным фактором спроса в Казахстане. Это нормально: в мире много крупных компаний, выросших за счет госзаказов, что дало им возможность создать конструкторские бюро, дизайн-студии, расширить производства и создать дополнительные смежные производства, наконец, выйти на экспорт. То же самое может произойти на фабрике «Абай»: рост производства расширит спрос на разные виды тканей (а это значит, что еще одно казахстанское предприятие – ткацкая фабрика «Азала» сможет расширить свой ассортимент), появятся смежные производств и дизайн-студии.

Руководитель фабрики не приобретает индустриальный сертификат, так как, имея печальный опыт, считает бесполезным наличие бумаги в условиях не честных государственных тендеров. Замкнутый круг? Но нам нужна своя развития легкая промышленность. Это вопрос и экономической безопасности в том числе.

ТОО «Войлочная фабрика» (город Кокшетау)

(Материал предоставлен саморегулируемой организацией «Национальное объединение предприятий легкой промышленности «Qaz Textile Industry» (СРО «Qaz Textile Industry»)

Эта фабрика — малое предприятие, количество работников — 39 человек. В Казахстане есть всего три предприятия по производству валяной обуви, имеющих Индустриальный сертификат на производство валенок. Из них только ТОО «Войлочная фабрика» является действующим производителем, который входит в Реестр отечественных производителей товаров (продукции) военного назначения, товаров (продукции) двойного назначения по соответствующему направлению деятельности (то есть из числа обувных предприятий).

Как известно, валенки сегодня не пользуются спросом. Единственный потребитель – государство. В государственном оборонном заказе (ГОЗ) валенки приобретаются один раз в три года.

Последние шесть лет валенки по ГОЗ приобретались у предприятия, импортирующего эту продукцию, то есть не имеющего индустриального сертификата. (Индустриальный сертификат нужен для подтверждения, что предприятие имеет соответствующие мощности и реально производит данный товар).

При обращении ТОО «Войлочная фабрика» в адрес уполномоченного государственного органа был получен ответ: выбор исполнителя оборонного заказа проводится из «числа отечественных предприятий, включенных в ОТП ГОЗ и специализирующихся на производстве обувной продукции, где критерием является наименьшее ценовое предложение». Получается, в реестр можно попасть, не производя товар и не имея Индустриальный сертификат?

Таким образом КГОЗ (Комитет государственного оборонного заказа Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан), являясь уполномоченным органом по выбору поставщика по оборонному заказу, неправомерно размещал объемы валенок среди предприятий, не имеющих технические возможности производить валенки, тогда как настоящие производители валенок оставались без заказов.

А до этого еще кто-то неправомерно включил перекупщика в Реестр отечественных производителей товаров, работ, услуг.

Войлочную фабрику спасло только обращение в Отраслевое общественное объединение СРО «Qaz Textile Industry», где, в свою очередь, написали жалобы во все возможные инстанции. Была создана комиссия по проверке поставщика, и примечательно, что ее не пустили на территорию поставщика-перекупщика.

Вопрос в данном конкретном случае решился положительно: валенки будут закупать у реального казахстанского производителя. А что делать производителям, у которых нет активных защитников и/или связей в государственных органах? В СРО «Qaz Textile Industry» отмечают, что поставщик-перекупщик является исполнителем ГОЗ по большому ассортименту товаров, начиная от форменного обмундирования, заканчивая обувью. Это значит, что кто-то еще из отечественных производителей остался без государственного оборонного заказа?

Необходим подробный анализ состава госзакупок, поскольку от этого во многом зависит рост и расширение производств отраслей экономики РК.

«Бипек Авто – Азия Авто» (город Усть-Каменогорск)

В начале 2000-х в Казахстане появился инвестиционной проект — завод по сборке автомобилей в Усть-Каменогорске. Льготы и преференции были получены в соответствие со статьями Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

По состоянию на конец 2020 года в группе компаний трудились более 5 тысяч человек; средняя зарплата составила 277,5 тысяч тенге; с 2003 года на заводе «АЗИЯ АВТО» произведено более 189 тысяч автомобилей (ВАЗ, Skoda, KIA, Chevrolet и других); доля продаж предприятия – это 54% на автомобильном рынке Казахстана; создана собственная сервисно-сбытовая сеть (25 филиалов в 19 городах Казахстана и 18 филиалов в 11 городах России); есть свое строительное подразделение, парк спецтехники, и т.д.

В планах было начать в 2013 году и создать к 2017-му по «Соглашению о промышленной сборке», заключённому с правительством РК в 2010 году, сварочное и окрасочное производство для сварки и окраски кузовов. Был план выпускать на первом этапе более 50 000 автомобилей в год и довести этот показатель до 120 000, создать до 12 000 рабочих мест.

Финансирование строительства осуществлялось исключительно за счёт собственных средств холдинга и заёмных средств банков на коммерческой основе.

Пока эти планы, скажем мягко, сдвинулись. Причины? Проблемы с земельным участком для инфраструктуры нового здания завода (решалось два года через суд). В 2014 году произошло обесценивание российского рубля, и дешевые автомобили из России хлынули в Казахстан — рынок продаж снизился в четыре раза. В августе 2015 года курс тенге отпустили в свободное плавание, национальная валюта подешевела в 2 раза за один день. В 2018 году «ЦеснаБанк» становится «Жусан Банк» и прекращает финансирование Группы компаний «Бипек Авто – Азия Авто».

В итоге в связи с объективными обстоятельствами, в 2017 году было заключено новое соглашение с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК. Срок ввода в эксплуатацию сварочного и окрасочного производства был установлен до 1 декабря 2019 года, но в декабре 2019 года конфликт с банком достигает кульминации. От банка поступает предложение переписать 90% бизнеса на бенефециаров, контролирующих его. В апреле 2020 года МИИР в одностороннем порядке расторгает соглашение о промышленной сборке якобы за невыполнение обязательств по завершению строительства нового автозавода. Хотя в ноябре 2019 года между МИИР и «АЗИЯ АВТО» было заключено дополнительное соглашение, по которому окончание стройки было перенесено на 31 декабря 2020 года.

Начало 2021 года — одно за другим выносятся судебные решения о взыскании с Группы компаний умопомрачительных сумм. Группе компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» предписали вернуть полученные от государства льготы, хотя в натуральном денежном выражении холдинг ничего не получал.

Тем не менее, несмотря на все это, в январе 2021 года завершается строительство корпуса цехов сварки и окраски нового автозавода полного цикла. Остаётся немного – завезти оборудование и смонтировать его. Но в марте 2021 года были сокращены 3,5 тыс. рабочих мест группы компаний — это весь персонал, работающий в казахстанских подразделениях «Бипек Авто – Азия Авто». Начинаются уголовные преследования руководства холдинга. Завод закрыт.
Где же в этом кейсе применение статей Предпринимательского кодекса? Например, таких:

— Инвестиционные споры разрешаются путем переговоров

— Действие инвестиционного контракта может быть досрочно прекращено:
1) по соглашению сторон;
2) в одностороннем порядке – При неисполнении либо ненадлежащем исполнении инвестором обязательств по инвестиционному контракту и в случае непредставления инвестором документов, обосновывающих возможности дальнейшей реализации инвестиционного проекта.

Все произошло не так. Государство нарушило статьи Предпринимательского кодекса, расторгло договор в одностороннем порядке и закрыло машиносборочное производство, готовое перейти к полному циклу сборки и покраски.

Вопрос: какой предприниматель захочет после этого развивать бизнес до крупного и инновационного?

Важное примечание: вездеход и прицеп, сконструированные в конструкторском бюро «Бипек-Авто», уехали в РФ — теперь это российский вездеход «Пластун».

Выводы, которые можно сделать их этих трех историй:

— Государству нужно не создавать вместо бизнеса кластеры и цепочки добавленных стоимостей, а дать предпринимателям равные возможности, обеспечить соблюдение Закона о промышленности и Предпринимательского кодекса.

— Государству нужно оказать поддержку существующим предприятиям обрабатывающей промышленности, имеющим эффективный инвестиционный план развития.

— Лицо, принимающее решения, и лицо, знающее реальные потребности бизнеса, должны совпадать. Видимо, руководителей госорганов и квази госсектора нужно выбирать на конкурсной основе из реального сектора экономики – профессионалов, с государственным мышлением и четким видением развития отрасли.

— Национальная палата предпринимателей «Атамекен» должна выполнять свою главную функцию – отстаивание интересов предпринимателей.

И вот теперь можно дать ответ на вопрос, прозвучавший в начале первой статьи: кому нужно развитие обрабатывающей промышленности в стране и будет ли инновационное развитие? Чтобы промышленность действительно развивалась естественным образом, это должно быть нужно предпринимателям, бизнесу, а государство должно всяческим образом помогать и поддерживать. Но, судя по количеству структур и постоянно сменяющимся программам, развитие обрабатывающей промышленности нужно государству. Бизнес же в большинстве своем старается избежать взаимодействия с государством – нет доверия. А доверие является одним из основных условий развития вообще экономики и общества. Чтобы наладить доверие, государственным органом нужно соблюдать ими же прописанные правила и законы.

Обрабатывающая промышленность расцветет, когда не бизнес будет ходить за государством, а государство будет спрашивать у эффективных, имеющих план развития, предприятий: «Чем помочь?».

Анар Мешимбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.