Как в Костанае затопленный паводком бизнес признали не пострадавшим
198 бизнесменов Костаная, чей товар затопило водой, признали не пострадавшими. Так, во всяком случае, обозначено в новых Правилах по возмещению ущерба бизнесменам, которые пострадали от паводка. Правила были приняты в Казахстане в конце апреля, а сегодня бизнесмены, оставшиеся «за боротом» бьются за справедливость.
Предприниматели, которые до паводков поставляли свой товар для реализации в гипермаркет «Солнечный» в Костанае, оказались ни с чем. Гипермаркет затопило, а теперь получить компенсацию за погубленный товар бизнесмены не могут, поскольку согласно новым правилам, для того чтобы их включили в список пострадавших, необходимо иметь в наличие договоры аренды с торговым центром. Но ведь по факту бизнесмены не арендовали там помещения, а лишь привозили свой товар на продажу.
Пострадавшими не признаны
В Палате предпринимателей Костанайской области озвучили число пострадавших бизнесменов, которые поставляли товар в затопленный гипермаркет «Солнечный», который располагался в торговом доме «Апельсин». Всего их – 198, причем большинство из них – это небольшие ИП, привозившие свой товар реализацию.
Гипермаркет «Солнечный» ушел под воду 7 апреля. Уровень воды поднялся в здании на почти 1,5 – 2 метра. Поставщики продуктов питания за день до этого по распоряжению служб ЧС пытались спасти свой товар. В первую очередь, вывозили скоропортящийся товар, но не успели – магазин слишком большой – один из самых крупных в Костанае. В итоге почти все осталось в здании.
– В основном то, что пропало – это яйца, молочная продукция, колбасы. Испортившиеся товары были вывезены на полигоны и утилизированы. На данный момент ведутся работы с поставщиками, которые вывозят оставшийся товар. Сами видите масштаб трагедии, – прокомментировала Exclusive.kz представитель гипермаркета «Солнечный» Римма Маутова.
Конечно, супермаркет надеется на помощь в рамках ЧС от государства. Свое заявление они уже подали в Палату предпринимателей Костанайской области. Но на выплаты сильно не надеются: ни товар, ни оборудование – застрахованы не были.
«Солнечный» не единственный пострадавший бизнес от паводков в Костанайской области. В палату предпринимателей уже обратилось за консультацией более 700 человек. Введение ЧС, отмечают специалисты, должно было значительно облегчить процедуру получения компенсации, но только при условии, если все правоустанавливающие документы будут у владельцев имущества или товара. А вот здесь уже возникают трудности, подчеркивают специалисты. Очень много пострадавшей недвижимости – это самострой.
В правилах не предусмотрено & министерство опять подвело
По словам представителей Палаты предпринимателей, в текущей редакции «Правил компенсации имущественных потерь, причиненных субъектам малого и среднего предпринимательства в результате последствий паводков», которые вступили в силу 22 апреля, не предполагается возмещение вреда для поставщиков товаров, не являющимися арендаторами торговых мест в пострадавших объектах.
– Претендовать ни на возмещение ущерба, ни на налоговые льготы и, что немаловажно, списание товара они не смогут, – сообщил руководитель отдела Палаты предпринимателей Костанайской области Роберт Юсупов.
По его словам, правила принимали в ускоренном порядке. Бизнес, пострадавший в Костанайской области активно участвовал в работе над их проектом. Но часть внесенных предложений бизнесом, не была поддержана Министерством национальной экономики.
Таких бизнесменов не признают пострадавшими, а ущерб там огромный. По данным представителей гипермаркета «Солнечный», на момент подтопления на полках был выставлен товар на 600 млн тенге. И сейчас бизнесмены не знают, что делать с ним, испорченным. Представитель ТОО «Асталко» Наталья Жуткова, а компания занимается реализацией алкогольной продукции, отметила, что у них сейчас серьезные трудности.
– Вот у нас алкоголь, в воде были повреждены акцизы на большую сумму и мы не можем их ни не вывести, ни утилизировать. Мы ничего не можем без спецкомиссии. В ней должны участвовать разные службы: налоговая, СЭС. И как нам быть? – задается она вопросом.
Впрочем, как отмечают представители акимата Костанайской области, они все же принимают заявления от таких пострадавших. Список необходимых документов буквально недавно появился на официальных сайтах. Бизнесменам нужно подготовить несколько актов. Но и тут бизнесмены столкнулись с бюрократией.
– О каком техническом обследовании товара идет речь, если акимат при посещении, не обследует товар. Его интересует только основные средства и пострадавшее оборудование. Товар никто не смотрел. К тому же основная часть товара уже утилизирована. Как и для чего будет проводить это обследование? Что акимат будет обследовать, если самого товара уже нет? – недоумевает представитель гипермаркета «Солнечный» Анна Шрамко.
Лучше подстраховаться
Тем не менее, юристы Палаты предпринимателей все равно рекомендуют бизнесменам подавать заявления в городской или районный акиматы (в зависимости от места регистрации) на проведение обследования поврежденного имущества. Также рекомендуют сохранять акты утилизации и накладные на поставку продуктов в магазин.
Ведь даже если предприниматели уже не получат компенсацию от государства, есть надежда на общественные фонды, в которых сейчас аккумулируются средства от казахстанского бизнеса для пострадавших от паводка. И чтобы получить их, у бизнесменов должны быть доказательства о полученных убытках.
Эти рекомендации костанайские бизнесмены решили учесть, а пока они всё-таки отправили в Национальную палату предпринимателей, свои предложения по изменению правил от министерства. Сдаваться они пока не намерены.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.